В середине января 2025 года 40-летняя учительница из Москвы скоропостижно умерла по время процедуры по жиросжиганию. В частной клинике женщине вкололи в проблемные места липолитик, после чего у нее возникла аллергическая реакция на один из препаратов. Сначала пациентка покрылась сыпью, а потом с ней случился эпилептический припадок. Спасти учительницу медики не смогли. Сейчас клинику проверяют сотрудники Следственного комитета.

В последние годы рынок пластической хирургии и косметологии обрел широкую популярность. Как в известной пословице, и хочется, и колется. Если раньше к услугам по улучшению внешности прибегали в основном публичные персоны, то теперь под нож ложатся даже домохозяйки. Происходит это потому, что, с одной стороны, услуги на пластическую хирургию стали более доступными (клиники дают скидки на несколько операций за раз, а также рассрочки), а с другой – появилась мода на лица. Раньше просили губы как у Анджелины Джоли, сегодня в тренде козий (острый) подбородок.

Самые востребованные пластические операции

Наиболее востребованными у воронежцев пластическими операциями на протяжении многих лет являются: маммопластика (коррекция груди) и ринопластика (коррекция носа). Они составляют до 80% всех эстетических вмешательств. В косметологии наибольшей популярностью пользуются: аппаратные процедуры (ультразвуковой SMAS-лифтинг), нитевые методики, а также ботулинотерапия. Однако ни один врач не даст гарантию того, что пластика кардинально улучшит внешность пациента.

По мнению специалистов, с которыми поговорил корреспондент РИА «Воронеж», слово «гарантия» не применимо в медицине. Ни один врач и ни одна клиника никогда не подписывают договор подряда, гарантирующий тот или иной конкретный результат, так же как и адвокат никогда не может гарантировать принятие судом решения, полностью удовлетворяющего его клиента. Когда пациент приходит в клинику, он подписывает договор об оказании медицинской услуги, но в этом документе не прописываются конкретные параметры, которые необходимо достичь. Происходит это потому, что ни сам пациент, ни тем более врач не могут полностью контролировать процессы, происходящие в человеческом организме. Ни один пациент не может гарантировать, что его организм будет работать без сбоев во время операции и в послеоперационном периоде.

Обещали вернуть деньги, но перестали выходить на связь

Несмотря на это, нередки случаи, когда пациенты остаются недовольны результатами работы косметолога или пластического хирурга. Люди считают, что услуга была оказана некачественно, поэтому требуют все переделать за счет клиники.

Так, в конце 2024 года стало известно о случае, который привлек внимание председателя СК РФ Александра Бастрыкина. Пациентке одной из воронежских клиник были проведены: круговая блефаропластика (операция по изменению формы век) и липосакция (операция по удалению избыточной жировой ткани). Затем последовали еще два вмешательства, каждое из которых делалось за отдельную плату. После этого у пациентки появились постоянные боли в глазах, сменяющиеся сухостью и слезотечением, а также мучительные боли в животе.

Пациентка утверждает, что после хирургического вмешательства у нее образовались малярные мешки (скопления жировой ткани в скуловой области), которых никогда не было. Доктор якобы успокаивал ее, обещая, что все это временно, но вскоре предложил провести повторную операцию за дополнительную плату. Пациентка снова согласилась и прошла вторую операцию, после которой состояние только ухудшилось.

После третьей операции результата тоже не последовало. Женщине якобы предложили выполнить все процедуры еще раз, но пациентка отказалась. По ее словам, врачи обещали вернуть деньги, но так этого и не сделали, а затем перестали выходить на связь.

Если человек постарел – это еще не показание к операции

Говоря о пластической хирургии, можно выделить два ее основных направления: реконструктивное и эстетическое. Первое – помогает людям решать медицинские вопросы (последствия травм, ДТП, ожогов, различных деформаций носа и др.), второе – применяется в тех случаях, когда медицинской необходимости в операции нет.

Кандидат медицинских наук, заведующий отделением пластической хирургии частной клиники Самир Чавдаров отметил, что пациенты второго направления – люди здоровые. Их проблема в большей степени относится к области психологии.

– В хирургии существует такое понятие, как показание к операции. Это подразумевает, во-первых, наличие конкретных эстетических изменений, которые можно устранить, во-вторых, конкретной, общепринятой, эффективной хирургической методики. То есть врач видит эстетическую проблему и владеет общепринятой методикой, способной ее решить, – отмечает Самир Чавдаров.

При этом показания к операции возникают только при точном совпадении эстетических изменений и хирургических методик, а не просто при наличии эстетических отклонений.

– Если человек постарел или ему не нравится его уши или нос, то это еще не показания к операции. Хирург на очной консультации определяет соответствие эстетических отклонений у пациента и конкретной хирургической методики. Это означает, что в случае, когда пациент говорит, что у него, к примеру, нависли веки – это еще не является показанием к верхней блефаропластике. Хирург может увидеть, что в данном случае происходит не нависание века, а, например, птоз брови и показаний к блефаропластике нет, блефаропластика будет в лучшем случае неэффективна, – объяснил хирург.

Решение об операции нельзя принимать в кабинете врача

По словам Самира Чавдарова, если хирург не видит конкретной методики для решения проблемы пациента, то следует отказаться от проведения операции. В таких случаях оказать помощь может косметолог, у которого как раз имеется необходимый для этого метод.

– Кроме того, всегда нужно помнить о противопоказаниях к операции. Это могут быть такие факторы, как болезни щитовидной железы, определенные стадии сахарного диабета, кожные заболевания, онкологические болезни, системные заболевания и многое другое. Мы сделаем очень качественную операцию, но если не учтем всех противопоказаний, то организм внесет свои коррективы в восстановительный процесс, и ожидаемый результат мы можем не получить. Поэтому в 90% случаев хороший результат от хирургического вмешательства формируется не в операционной, а в кабинете врача, во время планирования операции, – поделился Самир Чавдаров.

Он также отметил, что решение о проведении пластической операции пациент не должен принимать сразу же, в кабинете врача. Человек должен прийти к хирургу, выслушать его, в случае необходимости записать основные моменты, прийти домой и еще раз спокойно все обдумать.

– Если вам что-то непонятно, то не надо стесняться или лениться, а нужно прийти еще раз к врачу и задать все интересующие вопросы. Еще один нюанс: чем чаще вас видит хирург до операции, тем более точно сможет спланировать операцию. И только когда вам будет все понятно об операции, связанных с нею рисках, восстановительном периоде и многом другом, только тогда можно принимать окончательное решение. Кроме того, всегда необходимо разделять негативные последствия операции и непосредственно осложнения. Осложнения – это процессы в организме, которые нарушают естественный ход заживления раны. Любая операция сопровождается негативными последствиями, не нарушающими нормальное послеоперационное восстановление, – это рубцы, отеки, гематомы – все это негативные последствия, к которым всегда нужно быть готовым. То есть осложнения требуют их устранений дополнительными методами, а негативные последствия – нет, – рассказал хирург.

Самир Чавдаров добавил, что эстетические операции не относятся к экстренным вмешательствам – таким, как острый аппендицит, ущемленная грыжа и другим. У пациента всегда есть время подумать над необходимостью выполнения операции. Не нужно также принимать решение под воздействием эмоций или социальных сетей. Никогда не забывайте, что все красивые картинки в соцсетях – это витрина, на которую выкладывают самое лучшее.

Косметология всегда учитывает этапы старения организма

Врач-косметолог, трихолог, дерматовенеролог, терапевт, заведующая отделением косметологии частной клиники Екатерина Кривоспицкая рассказала, в каких случаях косметология способна оказать положительный эффект на внешность пациента, а в каких нет. Но в первую очередь необходимо понимать, что косметология – это раздел медицины, а не услуга, которую вам могут оказать в обычном салоне красоты.

– Работа косметолога начинается с полного обследования организма, включающего в себя выявление дефицитных состояний, а также хронических заболеваний. Это позволяет врачу оценить, как пациент будет восстанавливаться после процедуры, и спрогнозировать ожидаемый эффект. Косметология всегда учитывает этапы старения организма и связанные с этим: уменьшение костной ткани, снижение плотности подкожных жировых пакетов, гипертонус мышц лица, возрастные изменений кожи и других. Кроме того, сегодня в косметологии, так же как и в других отраслях медицины, применяется профилактический подход. В клиники обращаются молодые люди, которые в дальнейшем хотят стареть красиво. В рамках этой работы мы можем профилактировать залегание глубоких морщин, исправлять недостатки кожи, производить коррекцию губ, а также предупреждать ранние признаки старения, – объяснила Екатерина Кривоспицкая.

Губы корректируются исключительно по показаниям

По мнению врача, в косметологии так же, как и в пластической хирургии, необходимо всегда иметь чувство меры.

– Так, например, ботулотоксин (ботокс, диспорт, ксеомин, ботулакс, релатокс и др.) применяется всегда по назначению врача при гипертонусе мышц, а начинать его использование можно с 18−20 лет. Это необходимо для профилактики залегания глубоких статических морщин, которые видно невооруженным глазом. Губы же корректируются исключительно по показаниям. Если есть истощение, у губ недостаточно четкий контур и главное – если мы понимаем, что корректировка поможет гармонизировать лицо. Однако у каждого врача-косметолога свое представление о прекрасном. Если врачу нравятся гипертрофированные губы, он и пациенту будет предлагать сделать их такими. Поэтому для пациента очень важно правильно выбрать своего врача. Обратите внимание на внешний вид доктора – если он соответствует ожиданиям, этот врач вам подойдет, – рассказала Екатерина Кривоспицкая.

По словам специалиста, неоправданным вмешательством во внешность считается то, которое было проведено без показаний. Например, когда молодая девушка с прекрасными губами приходит в клинику и просит их увеличить – хороший врач должен ей отказать.

– Результат во многом зависит от исходных анатомических данных пациента, и мы на первой консультации должны его четко спрогнозировать, увидеть лицо в 3D-проекции и честно ему сказать: получится сделать то, что он хочет, или нет. Допустим, когда мы ставим нити, мы всегда просим клиента показать, какой эффект он желает достичь. Если человек натягивает кожу до ушей, то мы честно говорим – здесь нужен пластический хирург. Если же коррекция в пределах разумного, то косметолог может помочь. Поэтому и ожидания пациента соответствуют тому, что мы ему пообещали, а не тому, что он вообразил в своей голове, – рассказала врач.

При этом косметология сегодня востребована не только у представительниц прекрасной половины человечества, но и у мужчин. Последние обращаются за процедурами без реабилитации, те, после которых они максимально видят результат: SMAS-лифтинг, лазерное воздействие, микроигольчатый RF-лифтинг и другие.

Коррекция губ не может стоить меньше 15 тыс. рублей

Другим важным аспектом индустрии красоты является рынок серой косметологии, когда услуга оказывается на дому или в салоне, не имеющем необходимое для этого оснащения и лицензию. И если в пластической хирургии данное явление не распространено (государство жестко регулирует эту сферу деятельности), то в косметологии встречается очень часто.

– Явление серой косметологии получило распространение потому, что в этой сфере работают как врачи, так и косметологи без медицинского образования. Для того чтобы приобрести сертифицированный препарат, клиника должна иметь соответствующую лицензию, а врач необходимые сертификаты. Когда же у косметолога этих документов нет, они пользуются несертифицированными препаратами с серого рынка. При использовании таких препаратов случаются осложнения, которые мы в сертифицированных клиниках исправляем. У так называемой косметологии на дому крайне много рисков, начиная от занесения инфекции до серьезных аллергических проблем, которые могут закончиться летальным исходом. На сегодняшний день, к примеру, коррекция губ в лицензированной клинике, применяющей сертифицированные препараты, не может стоить меньше 15 тыс. рублей, – объяснила Екатерина Кривоспицкая.

Психологические проблемы нельзя решить средствами хирургии

Как рассказал главный врач Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера Алексей Разворотнев, проблемы психологического плана (развод, неудачи в семейной жизни, неуверенность в себе) нельзя решить средствами хирургии. Перед принятием решения лечь на операционный стол следует подождать, пока не появится стабильность и не восстановится психологическое равновесие. А для этого придется прибегнуть к помощи врачей-психиатров, психотерапевтов или психологов.

– Представления людей о своей внешности не обязательно соответствуют действительности, скорее зависят от того, как человек относится к себе и воспринимает свою личность. Недовольство своей внешностью абсолютно нормально, пока это недовольство не превращается для вас в пунктик. Что мешает адекватно воспринимать свою внешность? В первую очередь – это, конечно, отсутствие любви и принятия со стороны значимых людей. Второй момент – это насмешки от посторонних людей. Адекватное отношение к своей внешности зависит от уверенности в себе, от понимания, что внутреннее содержание важнее, чем внешняя оценка, – рассказал главный врач психоневрологического диспансера.

Зависимость от пластики – одна из форм расстройства психики

Алексей Разворотнев отметил, что зависимость от пластических операций и косметологических процедур – это одна из форм расстройства психики, суть которой заключается в том, что человек постоянно хочет менять и совершенствовать свою внешность. При том что в большинстве случаев эти пациенты не имеют реальных эстетических проблем, которые нужно исправлять.

– Главными признаками этого расстройства являются чрезмерная озабоченность пациента своей внешностью, постоянный поиск каких-либо проблем и дефектов. Симптомами зависимости от пластики являются постоянные жалобы на несуществующие и абсолютно незаметные для окружающих людей дефекты. Речь идет о группе пациентов, которые, начиная экспериментировать со своей внешностью, уже не могут остановиться. Операция за операцией следует через минимально короткие промежутки. Крайней формой является дисморфофобия – страдающие этим психическим заболеванием воспринимают себя уродливыми или физически изуродованными, – объяснил Алексей Разворотнев.

Диагностика зависимого человека проводится психологом или психотерапевтом на основе личной беседы. В ряде случаев результат дает простая психологическая поддержка. Если зависимость выраженная, то лечение включает в себя: медикаментозную коррекцию, когнитивно-поведенческую и групповую терапию. Терапия нацелена на устранение причин патологического поведения. Необходимо повысить уверенность в собственных силах, поднять самооценку, снять симптомы депрессии и повышенной тревожности.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».