Последнее воскресенье ноября (в этом году оно выпадает на 30-е число) – в России отмечается День матери. Это повод еще раз сказать спасибо самому близкому человеку. Иногда жизнь так распоряжается, что мамы берут под свое крыло чужих детей, и они становятся родными. Так произошло в семье Максименковых. В сентябре этого года Нина Ивановна и Вячеслав Николаевич отметили золотую свадьбу – 50 лет совместной жизни. В этот день они вспомнили, как пришли к приемному родительству – не как к долгу, а как к естественному продолжению любви.

Зарок

Нина Максименкова из панинского села Пады – лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области» за 2007 год. Также она победительница Всероссийской эстафеты материнского подвига Воронежской области (2007) в номинации «Материнство».

Нина Ивановна рассказывает, что, когда ее младший сын родился с особенностями здоровья, она дала себе зарок – взять ребенка из приюта.

– Были постоянные больницы, тревога, бессонные ночи, – вспомнила Нина Ивановна. – Я тогда поклялась: если выкарабкаемся – усыновлю ребенка из приюта. Но к этому я шла 16 лет – пока мои дети выросли и у меня появился ресурс дать любовь чужому ребенку.

«Слава ухаживал красиво»

Нина Максименкова (в девичестве Кондаурова) родилась в 1955 году в селе Борщево. Родители трудились в колхозе: мать – свекловичницей, отец – трактористом. После восьмилетки она поступила в Борисоглебское педагогическое училище, получила специальность работника дошкольного образования и попросила распределить ее в родной Панинский район. Вакансия была в детском саду на станции Тойда. Активную девушку заметили и назначили секретарем комсомольской организации.

– Однажды мне поручили сделать стенгазету о работе Тойдинского маслосырзавода. Мы сотрудничали с заводской молодежью. На помощь мне прислали парня – Вячеслава Максименкова. Он только вернулся из армии, работал на станции, уже окончил железнодорожный техникум. Мы начали выпускать газету вместе и сблизились. Слава ухаживал красиво. Каждый день летом он ездил за несколько километров, чтобы нарвать мне букет полевых цветов – васильков, колокольчиков, ромашек, разнотравья. Моя комната благоухала, – поделилась воспоминаниями многодетная мама.

Через несколько месяцев, в сентябре 1975 года, влюбленные поженились. Свадьбу отмечали два дня: в первый – у родителей невесты в Боршево, на второй – в Тойде. Молодоженам дали квартиру на станции, прямо у железнодорожных путей. Жили под стук вагонных колес. И это было счастье.

Переезд в Донецк

В один из отпусков Максименковы поехали к родственникам мужа в Донецк. Им там так понравилось, что они решили переехать.

Купили недостроенный дом. Вячеслав работал в транспортном цеху завода, Нина устроилась по специальности – воспитателем. Родились двое сыновей – Николай и Виталий.

– Жили там девять лет, – рассказал Вячеслав Николаевич. – Потом родственники один за другим ушли из жизни. Мы остались одни. Да и мама моя стала плохо себя чувствовать, в 1985 году мы вернулись в Панинский район. Наша квартира уже была занята другими специалистами, нас поселили в «красный уголок». Я снова устроился на станцию, жена – вожатой в тойдинскую школу. Дети продолжили тут учебу.

Приемное родительство

Нину Ивановну через некоторое время избрали председателем местного сельсовета. Она проработала недолго, но успела установить в поселении два памятника: погибшему летчику и мемориал павшим в Великую Отечественную войну землякам.

Когда закрыли железнодорожную станцию в Тойде, семья вернулась на малую родину супруги, в Боршево. Нина стала учителем начальных классов, Вячеслав – прорабом в колхозе «Путь Ленина», потом – заведующим местным клубом. Нина Ивановна помогала ему организовывать самодеятельность, сама выходила на сцену. Потом перебрались в соседнее село Пады.

– Сыновья выросли, – сказала Нина Ивановна. – И судьба напомнила мне о зароке. У моего одноклассника умерла жена – остались трое несовершеннолетних детей. Собирались отдать их в приют. Я сразу пошла в опеку. Сказала: «Я мама, педагог, детям будет лучше дома».

Органы опеки пошли ей навстречу. Трехлетнего Сашу и четырехлетнюю Машу они забрали прямо из дома. А старшая – 12-летняя Рита – уже была в Богучарском детском доме. Максименковы собрали бумаги и забрали подростка из казенного учреждения. Это был 1997 год. По словам Максименковых, было страшно: справятся ли? смогут ли дети найти общий язык друг с другом?

Год спустя Нина лежала в больнице с малышами. Там была девочка девяти лет из детдома. Ко всем детям приходили родственники, навещали, дарили игрушки. А у Оксаны – никого. Максименковы угощали ее конфетами, давали игрушки. Когда пришло время выписываться, она ухватилась за Нину и не отпускала. Сердце не выдержало – Нина пошла к главврачу и попросила: «Отпустите Оксану с нами».

Оказалось, у девочки есть брат, шестилетний Сережа. Воспитатели рассказали, что он с семи утра стоял у ворот детдома, ждал машину, чтобы и его забрали. За два часа Максименковым в детском доме оформили все документы, и они уехали домой с двумя детьми.

Потом Нина с Оксаной лежали в областной больнице. Там увидела шестилетнего мальчика Владика. Слабенький, одинокий. Не могла оставить его в казенных стенах. Поехала в Воронеж и забрала его. Раздумывать не было времени.

При оформлении документов она познакомилась с пожилой женщиной из Воронежа. У нее две внучки в детдоме. Родителей не было, она сама тяжело заболела. Женщина попросила Нину Ивановну забрать ее внуков к себе, так у нее сердце будет спокойно, что не мыкаются дети в приютах.

– У одной из девочек порок сердца, – говорит Нина. – Я боялась: в селе нет врачей, вдруг приступ. Но не смогла жить с этим. Забрала Сашулю и Таню. Потом у нас появились подростки Альмира и Никита.

У Максименковых 12 детей, десять из них – приемные.

В Падах семья держала двух коров, обрабатывала огород. Родители вместе с детьми заготавливали сено, пахали землю. Были и нападки от недоброжелателей, мол, она детей эксплуатирует.

– Когда дети были маленькие – никто не завидовал, – отметила Нина Ивановна. – А теперь выйдешь в поле – хоть сено коси, хоть грядки пропалывай – завидуют. Но мы сами себя содержали, когда зарплату учителям не выдавали три месяца. Не голодали и не попрошайничали ни у кого. Дети выросли самостоятельные, трудолюбивые. Семьи у них сложились счастливо.

У Максименковых 12 внуков, есть и правнук. Трое их сыновей – участники СВО.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».