Киберпреступность в регионе побила очередной антирекорд. По последним данным МВД, которые изучил корреспондент РИА «Воронеж», за неполный 2024-й жители перевели мошенникам больше 1,8 млрд рублей. Это больше, чем годовой бюджет у двух третей районов Воронежской области. Как минимум 40% от суммы могли уйти на поддержку ВСУ, предполагают банкиры. Они говорят, что потери могли быть в разы выше, но большую часть злоумышленников удалось остановить. Возместить удается только 6% ущерба. Силовики заявляют, что сегодняшние способы борьбы с киберпреступностью «неэффективны». Они считают, что проблему могут решить не «карательные меры», а программы по росту цифровой и финансовой грамотности.

Проблемы борьбы с киберпреступностью в регионе обсудили в конце ноября на межведомственном совещании, которое прошло в воронежском отделении Банка России (ЦБ). Участниками стали представители органов власти и правопорядка, крупнейших предприятий, вузов, банков и телекоммуникационных компаний.

Особо тяжкие рекорды

Собравший совещание главный федеральный инспектор по Воронежской области, бывший замначальника регионального главка МВД Сергей Петряшов посетовал, что вопрос киберпреступности достаточно часто обсуждается на различных площадках, однако пока прорыва добиться не удалось. По его мнению, многие из участников диалогового процесса ограничиваются декларированием деятельности без конкретных действий, исключающих возможность хищения. В результате, несмотря на принимаемые меры, количество преступлений растет, а их доля в общей структуре преступности увеличивается. Преступные доходы, заявил инспектор, идут на финансирование ВСУ и разведывательные действия. По его мнению, идейные вдохновители и выгодоприобретатели этого черного рынка находятся за пределами РФ и преследуют цель подорвать доверие к власти, сформировать у людей мнение о неспособности государства защитить их.

– Многие уповают на правоохранительные органы. Но я вам скажу, что они – не волшебники, – сказал Сергей Петряшов. – Победить, справиться с киберпреступностью только карательными мерами невозможно. Гораздо важнее не допустить и предотвратить преступление, чем его раскрывать и потом привлекать виновных к ответственности.

Главный федеральный инспектор напомнил, что в основном от IT-преступлений страдают наиболее незащищенные категории граждан, в том числе пенсионеры и инвалиды. В пример он привел случай из середины ноября, когда пенсионер, ранее работавший инженером на крупном предприятии в Нововоронеже, отдал злоумышленникам почти 45 млн рублей.

Замначальника регионального главка МВД Владимир Котов сообщил, что в Воронежской области на киберпреступность приходится 36,3% от всего криминального ландшафта. За последние пять лет доля увеличилась более чем в два раза.

– Наблюдается устойчивая тенденция, – рассказал генерал-майор Котов. – Если в 2020 году каждое шестое преступление (15%) совершалось с помощью технологий, то в 2024-м – уже каждое третье. А если посмотреть на тяжкий и особо тяжкий составы, то здесь ситуация выглядит еще более серьезно. 62% тяжких, то есть шесть из десяти, совершены киберпреступниками.

Как выразился высокопоставленный силовик, воронежцы в 2024 году обновили рекорд. С января по октябрь они перевели кибермошенникам 1,84 млрд рублей. Это в полтора раза больше, чем за десять месяцев прошлого года. Сумма уже выше, чем за весь 2023-й (1,5 млрд рублей), который раньше тоже называли рекордным по объему хищений. При этом правоохранителям удалось добиться возмещения лишь 6% ущерба от 1,84 млрд – около 110 млн рублей.

Владимир Котов сравнил потери Воронежской области от киберпреступности с годовым бюджетом крупного муниципального района. Для сравнения: расходы бюджета-2024 в Россошанском районе, одном из самых населенных в регионе, были утверждены в размере 2,4 млрд рублей. Из 31 района области 24 имеют бюджет гораздо меньше, чем похищенные за неполный год 1,84 млрд рублей, подсчитали в полиции. Сумма равна трем годовым бюджетам каждого из таких районов, как Верхнемамонский, Воробьевский, Нижнедевицкий, и Репьевский. И сразу десяти бюджетам небольшого Каменского района.

По оценке генерал-майора Котова, примерно половина киберпреступлений в регионе происходит в уже традиционном формате телефонных звонков потенциальным жертвам с предложениями перевести деньги на безопасные счета от имени якобы сотрудников силовых структур, банков, операторов сотовой связи, Росфинмониторинга, ЦБ. Однако телефонным мошенничеством ландшафт угроз не ограничивается. По данным главка МВД, каждое шестое преступление совершается под видом объявления о купле-продаже товаров, оказании услуг на интернет-площадках. А в каждом седьмом случае мошенники прикрываются предложениями инвестиций и заработка на бирже.

Среди пострадавших от действий мошенников, продолжил Владимир Котов, есть пользователи практически всех российских банков. Но предсказуемо чем крупнее финорганизация, тем больше ее клиентов среди потерпевших. 35% преступлений, по данным полиции, приходится на воронежцев, пользующихся услугами Сбербанка, 25% - на клиентов ВТБ.

– Сегодня не приходится говорить о том, что кто-то может уйти от ловких рук преступников. В нашем регионе проведена огромная работа по борьбе с ними, и не только правоохранительными структурами. Но на сегодняшний день мы констатируем факт, что все эти меры пока еще неэффективны, – заявил Владимир Котов. – В первую очередь необходимо повысить цифровую грамотность населения. А успешное противодействие IT-преступлению возможно только при условии эффективного и оперативного взаимодействия правоохранительных структур, операторов связи, финорганизаций. Ключевое слово здесь – оперативного.

Код с опасностью

На замечания силовиков ответили представители банков и телеком-операторов, также собравшиеся на совещании ЦБ.

– По нашим данным, которые совпадают с оценкой силовых структур, более 40% украденных в России денег направляется на поддержку ВСУ, – заявил председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка (ЦЧБ) Александр Абрамкин. – Попадаясь на уловки мошенников, люди не только становятся жертвами, но и невольно участвуют в финансировании украинских акций.

Чтобы сделать атаки на потенциальных жертв наиболее персонализированными – не только обратиться к собеседнику по имени, но и завести разговор о деталях личной жизни, – мошенники вооружаются данными из слитых в сеть баз информации от предприятий различных форм собственности. Поэтому необходимо должным образом защищать персональные данные на уровне компаний, из которых происходят утечки. Атакам наиболее подвержены сотрудники отраслей: промышленность, IT, финансовый сектор, телеком, медицина.

Источник РИА «Воронеж» на финансовом рынке региона отметил, что статистика полиции может несколько сгущать краски о деятельности банков: МВД включает в нее все возможные виды телефонного мошенничества, в том числе не имеющие никакого отношения к банкам. В том числе нередки случаи, когда пожилые граждане по звонку отдают курьерам свои сбережения в наличных. Но в итоге все плюсуется к киберпреступности.

В ЦБ подтвердили, что во всей стране только за первую половину этого года банки сами отразили 30,2 млн попыток мошенников похитить средства со счетов клиентов. Это позволило, как считают представители регулятора, сохранить более 4,3 трлн рублей. Но в ЦБ также констатируют, что объем потерь не снижается, несмотря на впечатляющее количество предотвращенных хищений. По сравнению с первым полугодием 2023 года ущерб, нанесенный киберпреступниками, в целом по в РФ увеличился на 10,6%.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».