В понедельник, 30 октября, в режиме видеосвязи под председательством губернатора Александра Гусева прошло совещание, на котором обсудили проект бюджета Воронежской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Участие во встрече приняли члены регионального кабмина, главы муниципальных районов и городских округов. Об этом сообщили в пресс-службе облправительства.
И. о. министра финансов Воронежской области Надежда Сафонова рассказала о параметрах главного финансового документа региона на будущий год и плановый период. По ее словам, собственные доходы областного бюджета в 2024 году увеличатся по отношению к 2023 году на 5,8% (прирост – 7,9 млрд рублей) и составят 144 млрд 93,7 млн рублей.
Как и в предыдущие годы, в структуре собственных доходов преобладают налог на прибыль организаций – 32,8% и налог на доходы физических лиц – 31,2%. По всем остальным налоговым доходам также сохраняется положительная динамика.
– Общий объем источников финансирования областного бюджета на 2024 год запланирован в сумме 180 млрд 787,9 млн рублей (из них доходы – 168 млрд 857,3 млн рублей). Часть федеральных трансфертов еще будет уточняться и дораспределяться ко второму чтению федерального бюджета. В текущем году также сохраняется 10 млрд рублей остатков средств на счете для использования их в следующем году. Это те же доходы бюджета, только текущего года. Таким образом, расходные возможности в 2024 году составляют 180 млрд 787,9 млн рублей. Бюджет сбалансирован, – доложила Надежда Сафонова.
Нацпроекты и социальная сфера
Расходы бюджета на 98% сформированы в рамках государственных программ области. Один из приоритетов – это национальные проекты. На их реализацию в следующем году предусмотрено 19 млрд 52 млн рублей, из которых порядка 46,8% - средства федерального бюджета. Несмотря на установленные правительством РФ предельные уровни софинансирования (2% и 14%), реальное участие нашей области – более 53%.
Другой приоритет – безусловное обеспечение стабильной работы социальной сферы. Общие расходы на образование, здравоохранение, соцзащиту, культуру, физическую культуру и спорт, а также занятость населения в следующем году без учета капитальных вложений запланированы в сумме 93 млрд 358 млн рублей. То есть это расходы на содержание сети учреждений, меры социальной поддержки и программные мероприятия.
– Все социально значимые расходы проиндексированы, размеры социальных выплат населению увеличены на ожидаемый уровень инфляции 7,5%, предусмотрены средства на содержание новой сети учреждений, рост контингента обучающихся и так далее. Особое внимание уделяется мерам поддержки семей с детьми. Это 37 видов различных мер социальной поддержки на общую сумму 8 млрд 576 млн рублей. Существенно увеличены расходы на обеспечение лекарствами льготных категорий граждан. Особое внимание уделено пациентам с редкими (орфанными) заболеваниями, на обеспечение которых дополнительно запланировано 270 млн рублей, – пояснила Надежда Сафонова.
Оплата труда
В полном объеме запланированы средства на оплату труда как «указных», так и остальных категорий работников. Было отмечено, что фонд оплаты труда запланировали с учетом возможности провести индексации заработной платы «неуказных» категорий работников бюджетной сферы на 4%. Зарплату «указных» категорий планируется увеличить с 1 января 2024 года в среднем на 9%.
Глава региона, в свою очередь, отметил, что к теме индексации зарплаты бюджетников, скорее всего, правительство будет еще возвращаться в течение года.
– На мой взгляд, это важный вопрос. Мы спрогнозировали рост по экономике заработной платы на уровне там 9,5% примерно. А в бюджетном секторе так называемым «неуказным» работникам – а это большое число коллег, кто работает в подведомственных учреждениях в том числе, – всего на 4,5%. Но мы эти подходы с вами уже в этом году отработали и будем смотреть за инфляцией. Наша цель остается прежней: заработная плата наших работников должна расти не меньше, чем инфляция. Мы этого будем придерживаться. Соответственно, в периоды, когда можно будет корректировать бюджет, мы такие решения будем принимать, если инфляционные процессы будут несколько выше. Это один ориентир, а второй – это средняя заработная плата по экономике. Опять же, мы в этом году ее как цель для себя поставили – сбалансировать рост заработной платы в бюджетном секторе и в экономике. И этого добились: в этом году на 15% мы вышли, – добавил глава региона.
Развитие экономики
По словам и. о. министра Надежды Сафоновой, одним из приоритетов бюджета станет развитие региона. Расходы на развитие экономики и инфраструктуры области на 2024 год запланированы в сумме 56 млрд 134 млн рублей – это 30% от общих расходов бюджета. После распределения федеральных средств их доля еще увеличится. Вложения в инфраструктуру составят 48 млрд 162 млн рублей. Из них 36 млрд 424 млн рублей планируется направить на строительство объектов социальной сферы, ЖКХ и дорожного хозяйства.
Поддержка муниципалитетов
Александр Гусев отметил, что приоритеты облбюджета остаются прежними: помощь при проведении специальной военной операции, развитие соцсферы и поддержка экономики. При этом очень важно, что, согласно проекту, были сохранены все виды финансовой поддержки муниципалитетов.
– Мы практически ни одну статью не уменьшили. Все статьи расходные проиндексированы на предполагаемый рост инфляции. Но а жизнь немножко сложнее, чем наши предположения о ней. И, безусловно, у нас возможность скорректировать в течение года наши доходные и расходные статьи будет. Прогноз сдержанный. Вы это видели. Мы пока закладываем не такой существенный рост. Мы следующим вопросом будем рассматривать основные прогнозные положения развития региона. И, соответственно, будем следить за ситуацией, при необходимости корректироваться. Важным фактором является то, что у нас налог на прибыль стал основным источником доходной части бюджета. Раньше всегда это был НДФЛ. Это говорит о том, что экономика области находится в устойчивом состоянии. И мы последние годы видим такой поступательный рост налога на прибыль и, соответственно, количество предприятий, которые не являются убыточными. Это тоже очень важный экономический показатель, – прокомментировал проект бюджета Александр Гусев.
С отдельным поручением губернатор обратился к главам муниципалитетов.
– Мы последние годы достаточно много строим и вводим в строй новые объекты. Соответственно, они требуют затрат на содержание. И если мы в областном бюджете все это предусматриваем, то в муниципальных бюджетах, уважаемые коллеги, у вас на ваши объекты средства должны быть заложены. Мы, соответственно, необходимые финансы до вас доводим через механизмы субсидий и финансовой помощи. Я прошу – здесь не должно быть никаких компромиссов, чтобы не получилось, что вы в октябре к нам придете и скажете, что детский садик не можете содержать, потому что не заложили нужного количества средств, – поставил задачу Александр Гусев.
Социально-экономическое развитие
Министр экономического развития области Данил Кустов доложил о прогнозе социально-экономического развития региона на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. Он сообщил, что по итогам 2023-го прогнозируемый объем ВРП составит 1 трлн 431,7 млрд рублей (это на 1,5% выше уровня 2022 года). Рост экономики области продолжится и в 2024-м и составит 102,1%. Далее он ускорится до 102,8% в 2025 году и 103% в 2026-м.
– В среднесрочной перспективе ожидается более интенсивный промышленный рост: объем промышленного производства к 2026 году увеличится на 9,7%. В 2024-м прогнозируется увеличение объемов производства сельхозпродукции – 100,8% к уровню 2023 года, в 2025-м – 101,8%, в 2026 году – 102%. В сельском хозяйстве Воронежской области продолжится взятый курс на ускоренное развитие животноводства. Основной задачей является не только сохранение достигнутых высоких темпов производства, но и закрепление среди ведущих регионов страны по объемам производимой сельхозпродукции. В среднесрочной перспективе ожидается восстановление положительной динамики инвестиций с ежегодными темпами 102,6% (в РФ – 102,2%). Среднегодовая инфляция в регионе соответствует общероссийским тенденциям, – рассказал Данил Кустов.
Комментируя доклад, Александр Гусев назвал прогноз социально-экономического развития региона достаточно реалистичным, учитывая динамику последних трех лет.
– Мы тем не менее должны все время находиться в состоянии повышенной готовности реагировать на любые действия, которые могут отрицательный эффект принести экономике или социальной сфере нашей области. У нас по-прежнему действует оперативный штаб, хочу вам напомнить. Он реагирует как на ситуацию с экономическими сложностями, так и на те вызовы, которые появляются в ходе проведения специальной военной операции, – добавил глава региона.
Отдельно губернатор остановился на вопросе повышения производительности труда на предприятиях. Он отметил, что ни для кого не секрет, что предприятия уже сейчас ощущают дефицит рабочей силы.
– Мы должны понимать, что основным источником пополнения рынка труда рабочими руками является повышение производительности труда на действующих предприятиях. Никакие мигранты нам тему с нехваткой рабочих рук не решат. Нам нужны квалифицированные люди, они есть на наших предприятиях, у которых пока производительность труда очень низкая. Мы это видим с вами. Называть не будем предприятия. Поэтому давайте посмотрим, Данил Александрович, ситуацию поизучаем, может быть, на опыт других регионов посмотрим. Но все-таки нам нужно более активно поддерживать как раз вопросы техперевооружения со своей стороны, со стороны правительства области, чтобы способствовать повышению производительности труда. За этим следует повышение заработной платы, – объяснил Александр Гусев.
Кроме того, в рамках повестки совещания был утвержден персональный состав президиума правительства Воронежской области.