Воронежстат продолжает фиксировать рост цен на бензин и дизельное топливо в регионе. Прибавка в стоимости, на первый взгляд, символическая – около 0,5% за неделю. Но, как подчеркнули в беседе с нами специалисты Воронежстата, насколько небольшая, настолько и стабильная. Если зимой и весной цены практически стояли на месте, то с наступлением лета этот символический рост происходит каждую неделю. Суммарно набегают не такие уж и маленькие цифры.

Насколько дороже стало заправиться

Все данные есть в открытом доступе на сайте Воронежстата. Динамику цен при большом желании тоже проследить несложно. Для этого достаточно в поисковом запросе вбить слово «бензин» и отфильтровать материалы по дате. Впрочем, автомобилисты и без того успели заметить прибавку по росту среднего чека на АЗС или по количеству бензина в баке, если кто-то привык заправляться на фиксированную сумму.

Все же, чтобы не быть голословными, проследим динамику цены с начала лета на две самые ходовые марки бензина – АИ-92 и АИ-95.

«Девяносто второй» в мае 2023 года стоил в Воронежской области в среднем 48,12 рубля. К 26 июня цена выросла до 48,74. За следующую неделю прибавила еще 0,41% и составила уже 48,93. По самой свежей статистике на 31 июля бензин этой марки «пробил» психологическую отметку и дотянул до 50,03 рубля за литр. Рост за последнюю неделю составил существенные 0,62%. Итого за два летних месяца АИ-92 подорожал почти на два рубля!

С «девяносто пятым» примерно та же картина. В мае он стоил 52,78 рубля за литр. За месяц подтянулся до 53,50. К началу июля прибавил еще 20 копеек. А на начало прошлой недели, согласно самым свежим данным, стоил уже 54,89, только лишь за неделю подорожав на 0,52%.

Цены экспорта боятся

Тенденция очевидная и для водителей весьма неутешительная. Корреспондент РИА «Воронеж» адресовал несколько вопросов президенту Ассоциации топливного рынка города Воронежа Алексею Трепалину.

Как оказалось, основная причина роста цен – последние изменения в экспортной составляющей на российском топливном рынке.

В последние десятилетия формирование цен на внутреннем рынке происходит с учетом экспортного паритета. То есть чем дороже топливо на внешнем рынке, тем выгоднее его продавать за рубеж. Последние полтора года из-за влияния пандемии коронавируса и вводимых санкций объемы экспорта топлива существенно снизились, а внутренний рынок на некоторое время стал для нефтяных компаний приоритетным. Сложилась уникальная ситуация, когда биржевые цены не только перестали расти, но в какой-то момент даже снижались. Благодаря такой конъюнктуре в розничных сетях АЗС даже были примеры снижения цены на отдельные виды топлива, хотя и небольшого.
Алексей Трепалин
Президент Ассоциации топливного рынка Воронежа

Что изменилось этим летом?

К лету этого года взяли свое новые тенденции на экспортном рынке топлива. В 2023-м объемы экспорта не просто восстановились, но даже превысили прежние. Только направление поставок сместилось в страны Ближнего Востока и азиатского региона в целом. Не располагаем на этот счет цифрами, но рискнем предположить: лишившись европейского рынка сбыта, где так или иначе преобладают новые автомобили повышенной экономичности (а многие уже и вовсе провозгласили отказ от бензина и дизеля в пользу электрической тяги), российские компании вышли на более консервативный рынок. Наконец, численность населения в ведущих азиатских странах гораздо больше, чем в Европе.

Вместе с этим рост экспорта привел к дефициту топлива на внутреннем рынке, что, в свою очередь, вызвало рост закупочных цен. А вслед за ним поползли вверх ценники на розничных АЗС.

Рост цен в рознице в 2023 году не является чем-то экстраординарным, рынок просто вернулся к ситуации двухлетней давности, о которой потребители успели немного забыть.
Алексей Трепалин
Президент Ассоциации топливного рынка Воронежа

Бензин станет не по карману?

Опасаться слишком уж серьезного роста, который по-настоящему ударит по кошелькам россиян, вряд ли стоит. Розничная цена топлива на АЗС является объектом госрегулирования. За год топливо вряд ли подорожает больше, чем на уровень официальной инфляции в стране, считает наш эксперт.

В то же время рост биржевых цен скажется на рынке топлива. Независимым сетям АЗС, не имеющим собственной нефтедобычи, станет труднее конкурировать с вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Кто-то неизбежно не выдержит конкуренции и покинет рынок. Вероятна тенденция к монополизации.

Виноват не только экспорт

Наш эксперт обозначил и другие факторы, которые сейчас заметно влияют на стоимость топлива. Это, прежде всего, увеличение издержек владельцев сетей АЗС на железнодорожную логистику. Срок доставки топлива для розничной продажи сегодня примерно в два раза дольше, чем еще год назад. Как следствие – увеличился срок оборачиваемости денег в бизнесе. Проще говоря, перестает работать как надо схема «продал предыдущую партию – получил прибыль – погасил издержки – купил новую партию». Владельцам АЗС приходится прибегать к банковским кредитам, чтобы просто было на что купить новую партию бензина (она обязательно «застрянет» в пути!) и выплатить зарплаты, оплатить налоги, «коммуналку»...

Несмотря на то что тарифы РЖД индексировались в 2022 году на 18,6%, а в 2023-м – еще на 8%, то есть выше уровня инфляции, сроки доставки вагонов с топливом только увеличиваются. В 2021 году в стоимости литра бензина АИ-92 доля затрат на РЖД составляла 1,50 рубля. В 2023 году она составляет 2 рубля. Но это никак не сказывается на качестве услуг. Задержки с доставкой вагонов приводят к тому, что они скапливаются на промежуточных железнодорожных станциях и доставляются неравномерно. Из-за этого АЗС испытывают то временный дефицит топлива, то его переизбыток. И то и другое влечет за собой дополнительные расходы.
Алексей Трепалин
Президент Ассоциации топливного рынка Воронежа

К летнему подорожанию привел и заметный рост спроса на внутреннем рынке. Он всегда совпадает с сезоном отпусков, а в последние годы ситуация «отягощается» ростом популярности внутреннего туризма. По непонятной причине именно в момент пикового спроса затеян профилактический ремонт на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах. А вот ЧП на воронежской нефтебазе 24 июня, как нам сообщили в Воронежстате, никак не сказалось на всплеске цен. Рост в этот период был сопоставимым с другими городами.

Как хотят остановить рост цен?

Объемы экспортных поставок все же выглядят способом, через который легче и быстрее всего можно повлиять на ситуацию. Правительство РФ по инициативе Минэнерго и поддержке зампреда кабмина Александра Новака установило новые нормативы реализации топлива на внутреннем рынке. Доля бензина, реализуемого на внутреннем рынке, вырастет с 12 до 13%, дизельного топлива – с 8,5 до 9,5% от общего объема производимой в РФ продукции. Это, по идее, должно привести к стабилизации цен.

Однако нюанс в том, что эта квота не распределена по конкретным маркам топлива. Обновление автопарка привело к росту потребления «девяносто пятого» бензина при постепенном снижении востребованности «девяносто второго». При этом объемы производства почему-то не меняются. У нефтяных компаний есть возможность выполнять квоту поставок на внутренний рынок за счет менее ликвидного АИ-92, оставляя более востребованный АИ-95 на экспорт и для собственных сетей АЗС. «Девяносто пятый» становится более дефицитным продуктом, поэтому и дорожает быстрее «девяносто второго».

РИА «Воронеж» продолжит следить за тем, как меняется цена на топливо в нашем регионе.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».