В редакцию РИА «Воронеж» обратился житель многоэтажки на улице Кропоткина, 11а. По соседству с его домом открылись пивной магазин и шашлычная. Мужчина пожаловался, что торговые точки доставляют жильцам неудобства.

Опираясь на мнение экспертов, мы составили инструкцию, как убрать «шашлычку» в многоэтажке.

Старики не могут открыть окна

Два дома неподалеку от площади Застава расположены угол в угол по отношению друг к другу. В марте 2023 года в пристройке к одному из них открылась шашлычная. Но недовольны ее появлением жители обеих многоэтажек.

С момента открытия эта организация использует вытяжку. Скрежет, визг и гул от ее работы настолько сильные, что немного спасает ситуацию только полное закрытие окон. В итоге старики не могут проветрить квартиру, а школьники вынуждены делать уроки в духоте.
Юрий

Житель дома на улице Кропоткина

Мужчина обратился в управу Ленинского района, прокуратуру и Роспотребнадзор. Прокуратура, в свою очередь, подключила к работе полицию.

В апреле на месте побывали сотрудники управления административно-технического контроля городской администрации. В первую очередь проверили законность возведения пристройки, в которой работает заведение быстрого питания. На первый взгляд, в этом отношении все было в порядке. Хотя в ответе заявителю сотрудники мэрии указали на давность регистрационных действий с недвижимостью. Регистрация права собственности на помещение датирована 2003 годом, а на землю, на которой оно построено, – 2008-м.

Попасть внутрь торгового помещения специалисты с первого раза не смогли, чем торгуют – не видели. Судя по документам, разрешенное использование помещения – «магазин продовольственных товаров». Визуальный осмотр позволил установить только то, что здесь работает сетевой пивной магазин.

Позже власти все же установили факт работы заведения общественного питания. Об этом сказано во втором ответе нашему читателю из управы Ленинского района (копии всех документов есть в распоряжении редакции). Стало известно, что владелец точки общепита взял помещение в аренду. Тогда же муниципальные власти обратили внимание на вентиляционную трубу и два наружных блока кондиционеров на торцевой стене дома. Согласно действующим Правилам благоустройства города, внешний вид и размещение кондиционеров должны соответствовать паспорту фасада здания. Такой документ в доме по интересующему нас адресу отсутствует.

Что увидели мы

Фото Сергея Свиридова
Фото Сергея Свиридова

В процессе подготовки материала журналист и фотокорреспондент РИА «Воронеж» несколько раз побывали на месте, чтобы своими глазами оценить обстановку. В первый раз заведение общепита работало. Но не было ни выраженного запаха за его пределами, ни какого-то дискомфортного уровня шума. В паре сотен шагов на оживленной городской улице шум значительно сильнее. Правда, мы не слышали, как работает вытяжка. Возможно, именно она – главный источник дискомфорта.

Утром вторника, 22 августа, корреспондент РИА «Воронеж» вновь побывал в проблемном дворе. Продавщица открыла жалюзи, закрывавшие вход в пивной магазин. Он продолжает работать. А рядом, на дверях шашлычной, объявление, что с сегодняшнего дня и до конца лета заведение не работает в связи с предстоящим расширением, но 1 сентября обещают открыться вновь.

Что делать жильцам?

Руководитель упоминавшегося выше управления административно-технического контроля горадминистрации Геннадий Голиков в ответе нашему читателю обращает внимание на то, что владельцы заведения, скорее всего, используют общедомовое имущество.

К таковому относится все, чем пользуются жильцы более чем одной квартиры, – в частности, ограждающие и несущие конструкции дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование, обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Работы, связанные с использованием общего имущества, должны производиться по решению и с согласия всех собственников. Принятие решения по вопросам реконструкции дома и использования земельного участка относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений. Об этом говорится в п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ. Согласно ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Учитывая, что пристройка организована к жилому многоквартирному дому, в соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ любой из собственников помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Управа Ленинского района

Из этого следует простой вывод. Чтобы избавиться от мешающей «шашлычки» в доме, достаточно собраться вместе всеми жильцами, понять, каким общим имуществом пользуются владельцы пристройки, и решением общего собрания собственников запретить им это делать. Нюанс в том, что жалуются на торговый объект жители соседнего дома. В этом случае придется искать понимание у соседей, чтобы уже они приняли решение на общем собрании своего дома.

Бесполезные проверки

А вот проведение проверок – хлопотный и малоэффективный метод. Нервов будет потрачено много, а результат окажется близким к нулю. Об этом свидетельствует опыт нашего читателя.

Так, из полиции ему пришел ответ с сообщением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Сотрудники неоднократно выезжали на место и никаких нарушений законодательства не фиксировали.

В квартире нашего читателя по его заявлению побывали специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Воронежской области. Проверили ряд показателей, связанных с шумом (уровень звукового давления, эквивалентного и максимального уровней звука, виброускорения), взяли пробы воздуха.

Замруководителя управления Роспотребнадзора по Воронежской области Галина Ласточкина сообщила, что нарушение выявлено по уровню эквивалентного звука. Его уровень не соответствует параметрам, указанным в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Предпринимателям направлено предостережение. И только.

Мнение эксперта

С просьбой прокомментировать ситуацию мы также обратились к ведущему в городе эксперту, руководителю Дистанционной школы ЖКХ некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Ольге Фроловой.

На мой взгляд, действовать через Роспотребнадзор и полицию с жалобой на шум и прочие сопутствующие неприятные последствия для жителей от действий арендатора нежилого помещения бесперспективно. Даже если есть какие-то нарушения, чтобы их доказать, необходимы проверки. При этом Роспотребнадзор должен уведомить предпринимателя об их проведении. В результате предприниматель сможет подготовиться – минимизировать отрицательный эффект, а в дальнейшем спокойно работать так же, как раньше.
Ольга Фролова

Руководитель Дистанционной школы ЖКХ некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»

Чтобы добиться результата, лучше упирать на факт незаконного использования общедомового имущества – фасада жилого дома. С этим стоит обратиться в Государственную жилищную инспекцию. В жалобе необходимо обязательно указать, что общее собрание собственников по вопросу использования части общего имущества третьими лицами не проводилось.

Также записаться на прием к заместителю главы города по строительству и архитектуре. Подготовить коллективную письменную жалобу о том, что нежилое помещение, имеющее назначение «продовольственный магазин», используется как шашлычная.

Если идти в прокуратуру, то опять же только с жалобой на несоблюдение законодательства об использовании общедомового имущества. Претензии по другим аспектам по вышеназванным причинам не будут эффективны. Ко всем жалобам приложить фото.

Справка РИА «Воронеж»

Уровень эквивалентного звука – показатель, опирающийся на две величины: громкость звука и его продолжительность. Применяется для оценки периодически повторяющихся шумов. Шум измеряется в помещении несколько раз, и потом по специальной формуле высчитывается средний показатель, как если бы он длился непрерывно.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».