Секретарь Союза журналистов России, кандидат филологических наук, медиатехнолог Роман Серебряный провел серию мастер-классов для сотрудников холдинга РИА «Воронеж» в пятницу, 5 апреля. Он рассказал об особенностях создания видеоконтента, о том, как удовлетворить интерес любой аудитории и развивать соцсети изданий, а также поделился своим профессиональным опытом.
О роли соцсетей в районных СМИ
– Роман, какова роль социальных сетей в структуре районных СМИ сейчас?
– Аудитория постепенно меняется, не все читают газеты, поэтому мы должны работать на разные целевые группы. Задача социальных сетей – освещать локальные вопросы, возможно, в более упрощенном формате, но более оперативно, чем газеты. Другое преимущество соцсетей для СМИ – это возможность устроить диалог между местной властью и аудиторией. Хотя сейчас власть и предоставляет возможность обратиться к ней напрямую, но мы же понимаем, что журналисты – это профессионалы, которые могут отфильтровать, переработать, обобщить какие-то вопросы и подать их потом в нужном ракурсе.
Как могут взаимодействовать газеты и соцсети
– Какова идеальная модель взаимодействия газет и социальных сетей в районах? Многие просто переносят газетные тексты, независимо от их объема, в свои группы. Насколько это действенно?
– Не стоит так поступать. Я на своих семинарах приводил примеры, как интервью, которое длилось 40 минут, можно поделить на разные платформы, сделав акценты в зависимости от того, что будет лучше воспринято той или иной целевой аудиторией. И дальше тот или иной фрагмент может сподвигнуть прочитать большой текст. Необходимо адаптировать материал, можно использовать нейросети, что-то где-то упрощать.
Также не стоит давать в соцсетях часть текста и предлагать людям, чтобы дочитать, купить газету. Мы можем отодвинуть в сторону газету и достать смартфон, но в обратном порядке это не работает.
Особенности контента для районных СМИ
– Какие форматы и площадки выгоднее развивать?
– Если мы возьмем сегмент молодежи, независимо от локации – деревня это или большой город, – то увидим, что молодые люди сидят в Telegram. Каналы в этом мессенджере ведут и руководители региона, так что присутствие на этой платформе важно для всех СМИ.
Во всех соцсетях важно развивать формат видео и постить больше локального контента. Около 80 процентов постов должны быть сосредоточены на проблемах и интересах целевой аудитории, жителей района, и только 20 процентов контента можно оставить на какие-то интерпретации федеральных или региональных событий. Но при этом нужно стараться избегать ставить в посты внешние гиперссылки. Аудитория любит получать все и сразу, поэтому публикация должна содержать исчерпывающую информацию.
О неправильном контенте
– Каких ошибок стоит избегать?
– Бывает слабый визуальный ряд, но это не касается РИА «Воронеж». Например, когда все фото статичны, а люди выглядят так, будто их сняли на Доску почета. Это не цепляет, визуальный ряд должен быть динамичным.
Что касается видеоконтента, то часто встречаются затянутые ролики по три-пять минут. Иногда это оправданно, но в большинстве случаев это – неумение увидеть главное. Показывают, например, фрагмент концерта полторы минуты. Журналисты должны помнить главное: у них есть возможность снять то, что не увидит зритель. Поэтому не надо снимать с тех же локаций! Можно подойти, задать вопрос, поснимать инструменты, показать, что происходит за кулисами, так, чтобы видео было интересно и тем, кто не был на концерте, и тем, кто на него ходил, но открыл для себя что-то новое.
Ну и наконец, один из главных трендов, о которых нужно помнить, переходя от газетного формата к интернету, – эмоциональная составляющая. Если статья не вызвала эмоций, особенно в интернет-пространстве, – значит, она написана зря. Эмоции могут быть разные – радостные или грустные, но они должны быть. Так устроено интернет-потребление.