Банк России в конце минувшей недели провел в Воронеже коммуникационную сессию с участием руководителей местных промышленных предприятий, финансового сектора и органов власти. Топ-менеджеры ЦБ заявили, что наблюдают в регионе рост кредитования, деловой активности и потребительского спроса. Представители Центробанка также связали установленную ключевую ставку в 16%, влияющую на доступность займов, с «высоким потенциалом экономики». Местные бизнесмены не разделили оптимизма аналитиков. Некоторые из них заявили, что в последние два года столкнулись со снижением спроса, начали сокращать работников и были вынуждены брать кредиты под 25% годовых, чтобы сохранить предприятия.

Ставки сделаны

Объяснять воронежским бизнесменам позицию Банка России по сохранению сравнительно высокой ключевой ставки в 16% (была увеличена с 15 декабря 2023-го) на сессию приехал член совета директоров Центробанка и начальник главного управления регулятора по ЦФО Рустэм Марданов. По его словам, ЦБ «сохраняет жесткие денежно-кредитные условия» и тем самым пытается затормозить рост инфляции, «ускорившийся в мае в большинстве регионов страны». Так, в Воронежской области инфляция в годовом выражении увеличилась до 7,88% (7,23% в апреле). Общий показатель по РФ достиг 8,3%.

Вместе с тем Рустэм Марданов увидел у высокой инфляции и позитивные стороны. Ее стоит воспринимать как сигнал о том, что «экономика растет выше потенциала», а «спрос сильно опережает предложение», заявил топ-менеджер ЦБ.

– Рост инфляции свидетельствует о превышении потребительского спроса над возможностями предложения в экономике. Мы фиксируем увеличивающуюся разницу между спросом и предложением – так называемый «разрыв выпуска». Это говорит о появлении в экономике «перегрева». Реагируя на эту тенденцию, ЦБ и повышает ключевую ставку, – сказал Рустэм Марданов.

По его словам, «замедление инфляции» и одновременное снижение ключевой ставки будет, возможно, как реакция на «падение спроса ниже возможностей экономики».

Увеличение потребительской активности член совета директоров ЦБ объяснил ростом зарплат.

– Если брать январь 2019 года за базовые 100%, то к текущему моменту реальная заработная плата выросла на 121%. Еще одна цель повышения ключевой ставки – следующее за ней увеличение ставок по банковским депозитам и вкладам. Это должно подтолкнуть людей направлять дополнительные доходы не на потребление, а на сбережение, – отметил Рустэм Марданов.

Управляющий воронежским отделением ЦБ Роман Костянский добавил, что «корпоративное кредитование в нашем регионе не останавливается». По его данным, в январе-апреле 2024 года местные предприятия заняли у банков 153 млрд руб. Это на 3% больше, чем за первые четыре месяца 2023-го.

– Индикатор бизнес-климата Банка России указывает на то, что деловая активность в регионе продолжает расти, – отметил управляющий.

Бьют за спрос

Представители нескольких отраслей промышленности Воронежской области, которым предложили прокомментировать позицию ЦБ, оказались куда менее оптимистичными и не склонными доверять оценке регулятора. Заместитель финансового директора ООО «Нововоронежская пивоваренная компания «Канцлеръ» Александр Самохин заявил, что его компания пока не ощущает роста экономики, о котором говорит официальная статистика ЦБ.

– В 2024 году мы были вынуждены сократить 20% сотрудников, потому что у компании нет возможности привлечь финансирование из-за высокой ключевой ставки и дорогих кредитов. Спрос начиная с 2022-го падает на 10% в год. Если ставка увеличится еще раз, будем вынуждены сократить еще больше сотрудников, – рассказал топ-менеджер компании.

По его словам, кредиты в сегодняшних условиях компания может получить только по ставке в 25% годовых:

– Насколько банки ужесточили кредитную политику – это нереально. А под льготные программы не подходит наш основной вид экономической деятельности. Мы вынуждены брать кредиты и на таких жестких условиях, потому что нужно платить зарплату сотрудникам в конце сезона и в межсезонье. Основной денежный поток в бизнесе по производству напитков начинается в апреле и заканчивается в октябре. Опять же, очень влияет, жаркое или прохладное лето, – заключил Александр Самохин.

Первый заместитель гендиректора производящего строительные материалы АО «Завод ЖБИ №2» Инна Чекмарева заявила, что ЦБ, на ее взгляд, оперирует «мифическими данными».

– Я внимательно вас слушала, вы большие экономисты, большие умы, но, честно говоря, не верю, не вижу никакой логики, – сказала предпринимательница на сессии Центробанка. – Я больше производитель, чем экономист, и не понимаю, как может увеличение ставки сопутствовать росту спроса. Дайте нам ключевую ставку в 4%, и экономика заработает сама, поверьте. У нас будет возможность для снижения цены на стройматериалы, у людей – возможность на те деньги, которые сегодня зарабатывают, покупать, обеспечивать оборот.

По ее словам, складывается впечатление, что вся статистика, в которой говорится про рост, это Москва, Санкт-Петербург, какие-то другие территории.

– В Воронежской области спрос на производимые нами стройматериалы уже давно снижается, потому что серьезно растут цены. Это обусловлено нашими издержками: дорогими кредитами в связи с высокой ключевой ставкой, с ростом цен на металл и цемент. С другой стороны, юрлица в строительной отрасли тоже находятся в катастрофической ситуации... Растет, вероятно, сельское хозяйство и оборонное производство, но не совсем корректно брать в расчет оборону. А что делать остальным? – спросила Инна Чекмарева.

Рустэм Марданов в ответ напомнил, что ЦБ использует «общедоступную информацию из официальной статистики», а также данные опроса бизнеса, который проводится в том числе в Воронежской области (в исследовании участвует 200 местных средних и малых компаний различных видов деятельности. – Прим. РИА «Воронеж»).

– Четыре процента – это и есть наша цель – вернуть к этому уровню инфляцию. Но поймите, ключевая ставка не может быть установлена в 4%, если инфляция достигает 8−10%. Представьте, что вы вкладчик в банке. И при сегодняшней инфляции вам предлагают депозит под 3−4%. Вы бы стали сохранять там деньги? – спросил у Ирины Чекмаревой топ-менеджер ЦБ.

– Нет, не стала. Я бы предпочла вкладывать их в экономику: строить дом себе, своим детям, внукам и так далее. И таким образом увеличивать производство, – ответила предпринимательница.

– А вы смогли бы увеличить объем производства, если бы возник дополнительный спрос?

– В изменившейся ситуации, конечно, смогла бы. Сегодня я не могу развивать производство, поскольку действующие кредиты, которые когда-то брались для модернизации, выросли в цене до такой степени, что больше я их не смогу брать. Отдавать будет нечем.

Осторожно, кредиты

Заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «Воронежстальмост» Алексей Греков сообщил, что его предприятие в 2023 году сократило по сравнению с 2022-м выручку и такого же снижения управленец ожидает как минимум от первого полугодия 2024-го.

– Мы работаем, чтобы получить прибыль. А с ней не все в порядке. В прошлом году она упала в четыре раза после рекордного показателя в 2022-м, – сказал замгендиректора «Воронежстальмоста». – Наше предприятие для финансирования проектов, как и подавляющее большинство, использует кредиты, цена которых привязана к ключевой ставке. Растет она – растет и кредитная нагрузка. Для нас рост ключевой ставки, который продолжался с лета 2023 года, привел к увеличению платежей по банковским кредитам на 35%. Разумеется, это влияет на себестоимость продукции. Кредитами в таких условиях мы пользуемся с осторожностью, и – если платить по полной ставке – об инвестициях в развитие сейчас не может быть и речи.

Альтернативным инструментом становятся льготные кредиты по госпрограммам технического перевооружения предприятий. «Воронежстальмост», по словам Алексея Грекова, смог войти в проект по повышению производительности труда и получил от федерального Фонда развития промышленности на покупку оборудования 200 млн рублей под 1% годовых на пять лет.

– Мы не останавливаемся, продолжаем работать теперь уже с Фондом развития промышленности Воронежской области. Подписываем договор на приобретение производственного комплекса. Финансирование в этом случае можно получить по ставке 3% годовых, – рассказал Алексей Греков.

По его мнению, основные проблемы бизнеса на сегодня – неопределенность с ключевой ставкой и дефицит кадров.

– Кадров нет, а если есть, то очень дорогие. Будучи втянутыми в гонку зарплат, компании вынуждены их индексировать. Безусловно, такой перегрев на рынке труда подстегивает инфляцию. Что касается реализации проектов, то мы внимательно следим за динамикой ключевой ставки и хотим понимать, когда она начнет снижаться, – заключил Алексей Греков.

Гендиректор АО «Молвест» Анатолий Лосев отметил, что холдинг с выручкой в 51 млрд рублей (по итогам 2023 года) смог «заранее подготовиться к сложностям последних двух лет».

– С начала 2022 года основным ударом для нас стали колебания с финансированием, высокие ставки и урегулирование этих вопросов с кредиторами. Но мы проходили 2015-й, с учетом этого опыта сохраняли финансовую подушку безопасности и свободные денежные средства. Поэтому в целом из введенных санкций нас затронули только ограничения на поставку упаковки. Притом более жесткой, чем введенные Евросоюзом ограничения, оказалась позиция самих компаний-производителей. Из-за проблем с упаковкой потеряли порядка 480 млн рублей прибыли, – рассказал Анатолий Лосев.

Но в 2023–2024 годах «Молвест» уже фиксировал повышение спроса на свою продукцию. Гендиректор связывает это «с ростом реальных доходов и зарплаты покупателей».

– Как нам говорят аналитики, первое, куда тратят свободные деньги, это погашение долгов по ипотеке. А второе – более качественная и разнообразная еда. И мы это ощущаем. На молоко и другую простую продукцию рост спроса небольшой, в пределах привычных 2−3%. А в категориях неповседневной, сладкой, вкусной продукции мы видим двузначный рост, – сообщил бизнесмен.

Он отметил, что компания может себе позволить некоторые инвестиции в модернизацию производства.

– Однако крупные инвестиции мы пока приостановили. Будем ожидать пика ключевой ставки, чтобы спрогнозировать, в каких пределах она будет, – сказал Анатолий Лосев.

Представители непосредственно кредитующих промышленность банков – а в мероприятии ЦБ участвовали местные управленцы Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, ПСБ (бывший Просмвязьбанк. – Прим. РИА «Воронеж»), банка «Дом.РФ» – предпочли на сессии не вступать в дискуссию с недовольными условиями финансирования бизнесменами. В ЦБ заверили, что «будут учитывать обратную связь от бизнеса» и «экономическую ситуацию в регионах» в ходе следующих решений по ключевой ставке.

Справка РИА «Воронеж»

Ключевая или базовая процентная ставка – минимальный процент, под который регулирующий финансовый рынок РФ Банк России выдает кредиты коммерческим банкам. Затем, получив кредит от ЦБ, банки сами финансируют компании и выдают кредиты физлицам уже под собственный процент, который обычно заметно выше ключевой ставки. Таким образом, ее величина напрямую влияет на различные отрасли экономики и личные финансы каждого россиянина. Чем выше ключевая ставка, тем больше проценты по кредитам и дороже их обслуживание. С другой стороны, одновременно растут ставки по вкладам и депозитам, инструменты сбережения становятся выгоднее.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».