Воронежское губернское жандармское управление (далее – ВГЖУ) было создано на основании «Положения о Корпусе жандармов» от 9 сентября 1867 года. Российская империя была условно поделена изначально на пять, а затем на восемь жандармских округов, во главе каждого из которых стоял жандармский генерал, возглавлявший окружное управление. Подчинялся генерал непосредственно шефу жандармов. Каждый округ был поделен на отделения, охватывавшие от одной до трех губерний, руководство которыми осуществляли жандармские штаб-офицеры.

ВГЖУ входило в седьмой (Казанский) округ. Правовое положение жандармских управлений было неоднозначным. Являясь частью государственной полиции, они входили в систему Министерства внутренних дел, но одновременно считались и воинскими подразделениями, так как получали жалование из Военного ведомства. Таким образом, III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, а после 1880 года Департамент полиции, курировавший оперативно-разыскную деятельность ВГЖУ, не имели полномочий влиять на их кадровый состав. Можно сказать, что жандармы были военными на гражданской службе.

К основным обязанностям жандармских управлений относились: борьба с революционными настроениями, стачками рабочих и крестьян, производство обысков и арестов, исполнение судебных приговоров, сопровождение осужденных лиц. С 1871 года к их должностным полномочиям добавилось проведение дознания и следствия по политическим делам, а с 1907 года – негласный надзор над неблагонадежными гражданами, охрана общественного порядка, контрразведывательная и агентурная деятельность.

В период распространения революционных идей большая часть кадрового состава ВГЖУ занималась активной борьбой с нелегальными печатными изданиями, брошюрами, воззваниями («Новая мобилизация, Жертвуйте русские люди» и т. д.), рукописями и компрометирующими действующую власть переписками. Мятежники, в свою очередь, шли на всевозможные ухищрения: перевозили подпольную литературу в чемоданах с двойным дном, в альбомах с тайным пространством в корешках.

В Воронежской губернии подъем революционных настроений пришелся на 1890-е годы XIX века, когда жандармами была проведена масштабная операция по установлению политически неблагонадежных лиц, причастных к ведению антиправительственной агитации среди рабочего класса, прежде всего – работников железной дороги. Однако обыски, аресты не усмирили горячий пыл революционеров, преследовавших цель дестабилизировать ситуацию в регионе, и уже в конце 1901 года приверженцы социально-демократических идей провели съезд «Северного рабочего союза РСДРП», в ходе которого были разработаны и приняты устав и программные документы.

На хранении в КУВО «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» находится документ об участии воронежской «искровской группы» в создании «Северного рабочего союза РСДРП», который повествует нам о событиях прошлого века:

«В конце 1901 года сведения о противоправительственном движении в фабричных местностях Владимирской и Ярославской губерний указывали на существование там центральной организации, направляющей деятельность отдельных групп. Установлено, что во втором полугодии 1901 года, после съезда социал-демократов Ярославской, Владимирской и Костромской губерний, образовался «Северный рабочий союз». Его основной целью было объединение революционной борьбы и осуществление руководства в северных губерниях России. В состав «союза» входили комитеты: Ярославский, Костромской, Владимирский, Иваново-Вознесенский и Воронежский». В состав воронежской группы, или так называемых «американцев», входили: Федор Гурвич, Валериан Рутковский, Лев Карпов, Дмитрий Касторкин, Алексей Любимов, Николай Таланов и Николай Кардашов. Большинство мятежников, установленных органами дознания, принадлежали к привилегированным сословиям. Центром всей организации был город Ярославль, где с особым энтузиазмом действовала некая Новицкая, которая ранее бывала за границей в конспиративных целях. Участники «союза» устанавливали связи с местными комитетами, обеспечивали их запрещенной литературой и типографическими станками, а также тесно взаимодействовали с зарубежным центром партии «Искра» и ее агентами. В свою очередь, местные комитеты занимались распространением пропагандистских и агитационных материалов, организацией рабочих кружков".

Длительное время деятельность ВГЖУ не приносила значимых результатов: революционеры ловко передвигались по стране, а многочисленные обыски заканчивались горьким разочарованием. Но плодотворная работа сразу нескольких жандармских управлений страны принесла долгожданные плоды. В городе Уфе был задержан некий Созонов, который стоял во главе преступного сообщества «Социал-демократы на Урале». Во время проведения обыска по месту жительства у него был изъят довольно внушительный список воронежских адресов, о чем было незамедлительно сообщено начальнику ВГЖУ. В ходе производства следственных действий жандармы изъяли огромное количество нелегальной революционной литературы, прокламаций, брошюр и листовок. В 1903 году «Северный рабочий союз РСДРП» был окончательно ликвидирован.

К несчастью для ВГЖУ, это была не последняя попытка социал-демократов учинить беспорядки в Черноземье. Так, в период 1903–1905 гг. были ликвидированы группировки «Класс борьбы», «Воля» и другие. Агитационный материал широко распространялся среди рабочих, крестьян, солдат и даже учащихся учебных заведений города Воронежа. Из протокола ВГЖУ от 17.06.1881 № 330: «...Недели через две после Пасхи текущего года воспитанник Федоров получил по почте вложенную в конверт прокламацию под заглавием «Земля и Воля», которую он показал воспитаннику семинарии Устиновскому, а некоторым учащимся говорил о ее наличии, но не рассказывал о ее содержании...».

Порой революционные брошюры распространялись среди населения весьма незаурядными способами. Так, в ведомости №1 дознания о государственных преступлениях, производившихся в Жандармских Управлениях Империи с 01.07.1881 по 01.10.1881, читаем следующее: «...Крестьянин Сорокин из с. Тресоруково, проезжая утром 11.07.1881 в с. Бодеевку, повстречался с ехавшим на почтовой тройке человеком, который, миновав его, стал выбрасывать на дорогу какие-то листки, оказавшиеся впоследствии прокламациями «Комитета Народной Воли». По описанию Сорокина, личность неизвестного молодого человека была вскоре установлена. Им оказался германский подданный, житель г. Митавы, воспитанник Воронежского Реального Училища Павел Эдуардович Шульц».

Воронежское губернское жандармское управление, безусловно, являлось одним из важнейших элементов правоохранительной системы Российской империи в борьбе с революционными настроениями на рубеже веков. Несмотря на все усилия сдержать народную волну, «орудие царского самодержавия» было ликвидировано в марте 1917 года после Февральской буржуазно-демократической революции.

Текст подготовила архивист 1 категории КУВО «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области» Любовь Плотникова

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».