В четверг, 11 января, на Воронеж вновь обрушился приличный снегопад. Администрация города, учитывая большое количество жалоб на работу комбинатов благоустройства, пригласила журналистов понаблюдать за работой тех, кто сейчас борется со снегом. Корреспонденты РИА «Воронеж» откликнулись на приглашение и проехали по основному маршруту в кабине комбинированной дорожной машины.
«Сегодня максимальное количество техники»
Снег, перманентно шедший весь день, к вечеру заметно усилился. Конечно, после декабрьского циклона любой снегопад кажется не самым большим, но даже если отбросить те дни, эта зима – непривычно снежная по меркам последних лет. Умеренный мороз дарил приятную для вечерней прогулки погоду, которая, однако, не так комфортна для автомобилистов. Тем удивительнее, что в центре города, на кольце у Воронежского госуниверситета отдельные водители превратили городскую улицу в подобие автодрома, демонстрируя способности и возможности своих авто в дрифте. Городские кольца, как рассказывают жители, – излюбленное место для таких забав в подобную погоду. Если это даже не приводит к ДТП, то как минимум мешает жителям окрестных домов. Работники коммунального предприятия стали относиться к этому философски. Наказать отчаянных дрифтеров – не в их силах. Остается надеяться, что человеку за рулем хватит мастерства, чтобы не влететь под колонну убирающих снег машин.
У ВГУ, где назначена точка сбора, нас встречает заместитель руководителя управы Центрального района по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству Игорь Галкин. Именно он будет вводить в курс дела и показывать, как работает комбинат благоустройства.
– Сегодня в Центральном районе на уборке улиц задействовано максимально возможное количество техники – 59 единиц. Конечно, стараемся отрабатывать весь район, но, так как продолжаются обильные осадки, упор нужно сделать на магистральные улицы. У нас сегодня задействованы два лаповых снегопогрузчика, мы их называем «золотые ручки», грейдеры, самосвалы, привлеченная техника, – рассказывает Игорь Галкин.
Представители управы отмечают, что специфика и ключевая в вопросе уборки улиц от снега проблема Центрального района – это припаркованные машины. На часах 22:30, но свободных парковочных мест вокруг главного корпуса ВГУ, действительно, совсем немного. Позже, когда мы уже поедем по центру города в кабине спецмашины, убедимся, что и ближе к полуночи на проспекте Революции та же картина. Нет, припарковаться при необходимости можно, это проще, чем днем. Но вот почистить улицу как следует станет возможно только ближе к раннему утру, когда закроются все развлекательные заведения.
– Технология будет состоять в следующем. Вначале проходит колонна, которая сбивает снег с проезжей части в так называемый прилоток. Далее идет грейдер, который отбивает снег от прилотка и формирует вал, который снегопогрузчиком забирается и грузится в самосвал. Тот увозит его на снежную свалку. Каждую ночь у нас также задействовано около десяти работников ручного труда, которые грузят снег в местах, труднодоступных для техники, – продолжает знакомить нас с нюансами процесса Игорь Галкин.
Вывоз снега – только ночью
Весь вывоз снега в Центральном районе из-за упомянутой его специфики производится только ночью.
– Хотелось бы попросить жителей Воронежа, когда идут обильные снегопады, ночью не парковать машины хотя бы на магистральных улицах, таких как проспект Революции, Плехановская, – обращается к горожанам замглавы управы.
Комбинат благоустройства работает круглосуточно, в три смены. Днем, когда невозможен вывоз, проводятся работы по посыпке проезжей части, сдвиганию снежной массы и уборке тротуаров. В последнем случае используется мини-техника, привлекаются работники ручного труда. Техника работает не только на городских улицах, но и на базе предприятия. Машины ведь надо грузить пескосмесью. За ночь обильного снегопада ее расход составляет 250−300 т. А в поля с городских улиц за такую же ночь уезжает до 3 тыс. кубометров снега. В качестве места его свалки сейчас используется территория в районе Левобережных очистных сооружений, но это периодически меняется.
– Мы в постоянном режиме отслеживаем прогноз погоды, смотрим на количество снега, которое прогнозируют, и планируем от этого количество техники, выход самосвалов, – рассказывает Игорь Галкин.
Кстати, постоянный мониторинг состояния улиц – тоже важная составляющая работы. Всю ночь вслед за дорожной техникой по маршруту ездит микроавтобус, в котором мастер комбината благоустройства принимает решения – пустить ли технику по второму кругу на магистральные направления, отправить ли на второстепенные улицы, или на какое-то время взять паузу. Связь с водителем, ведущим за собой звено, осуществляется по мобильному телефону. В среднем за ночь техника успевает пройти по магистральному маршруту около трех раз.
Представители управы района честно признают, что до улиц частного сектора ночью дело вряд ли дойдет. Но при первой возможности туда отправят тракторы для расчистки выезда и машины для посыпки спусков-подъемов. Рельеф местности в частном секторе – еще одна специфическая часть работы.
Ночная смена
Фото Сергея Свиридова
Понаблюдав со стороны за тем, как работает техника, интересуемся возможностью попасть в кабину спецмашины и проехать по маршруту. Получаем добро, и вскоре корреспондент РИА «Воронеж» уже оказывается в кабине комбинированной дорожной машины на платформе КамАЗ-65111 и знакомится с водителем. Андрей, работающий в комбинате около восьми лет, на сегодняшний день один из самых опытных сотрудников, этой ночью ведет за собой звено и держит связь с упомянутым мастером в микроавтобусе.
– Машине 15 лет. Конечно, бывает, что ломается. Но стараемся следить за тем, чтобы это происходило как можно реже. Работает машина практически круглые сутки. Когда кончается моя смена, меня меняет напарник. Пересменка – утром и вечером, примерно час-полтора. За это время заступающий на смену водитель должен проверить состояние автомобиля, устранить мелкие неисправности. Если нужен ремонт и есть возможность провести его быстро, привлекаем механика, – поясняет Андрей.
Сейчас они со сменщиком работают по 12 часов. Андрей признается, что зима – это время, когда есть возможность хорошо зарабатывать. Во-первых, увеличенный по продолжительности рабочий день. Во-вторых – премии за ответственное направление работы. Вопреки слухам, никто из водителей не стремится уйти в это время. Нагрузка, конечно, большая, но и заработать можно до 80 тыс. рублей в месяц и больше, если решишь подработать и не брать выходной. Мой собеседник говорит, что не знает о ситуации на комбинатах других районов города, но у них никакой текучки нет. Все работают по много лет, имеют хороший контакт с руководством, любят и ценят свою работу.
По маршруту
Магистральный маршрут, по которому мы проехали с Андреем, выглядел так. В кабину ваш корреспондент сел у кинотеатра «Спартак». Далее – по проспекту Революции, затем поворачиваем на улицу Степана Разина и по съезду – на набережную Массалитинова, едем вдоль водохранилища и перед въездом на Северный мост снова уходим в центр. Разворачиваемся и проходим ту же часть набережной Массалитинова в обратном направлении, по Степана Разина теперь уже поднимаемся вверх и в районе Петровского сквера поворачиваем направо. По улице Ленина уходим теперь на Ломоносова и полностью проходим ее, сворачивая у мегашколы, чтобы затем объехать ее по маленькой улице Академика Конопатова, развернуться перед выездом на Московский проспект и в обратном направлении проехать по Ломоносова и Ленина. У Петровского сквера звено поворачивает на улицу Феоктистова, чтобы затем вернуться к точке нашей встречи по Кольцовской и Плехановской, а мы прощаемся с Андреем.
Ему до утра предстоит еще дважды объехать этот маршрут. Возможно, где-то по обстоятельствам и погоде он будет скорректирован. Например, иногда крупные машины могут свернуть на улицу Урицкого, тоже очень важную для автомобилистов. Хотя с ее очисткой могут справиться и тракторы. Как и с дорогами на Фридриха Энгельса, Карла Маркса, Студенческой. Туда звено крупногабаритной техники почти никогда не заезжает.
Домой на левый берег корреспондент РИА «Воронеж» решил вернуться пешком и по дороге продолжал наблюдать за работой сотрудников Центрального, а затем уже Левобережного комбинатов благоустройства. С уверенностью можем сказать, что ночью город от снега убирают.