В регионе развивается конфликт вокруг незаконной, по мнению властей и правоохранителей, стройки на берегу реки Усманка в районе Кожевенного кордона.

Спорная постройка

За три года в популярном у туристов месте в пригороде Воронежа возвели двухэтажный особняк площадью более 1,8 тыс. кв. м, а на заливном лугу выкопали 20 га прудов, соединенных с руслом реки и влияющих на ее течение. Мэрия заявляет, что не давала разрешения на работы. Она уже год пытается признать дом самостроем и добиться его сноса через суд – пока безуспешно. Перекопанная река стала поводом для возбуждения с участием СКР и ФСБ уголовного дела – в нем тоже пока открыто немного конкретики. Оппонентом выступает малоизвестная 30-летняя предпринимательница, официально владеющая землей. Как выяснило РИА «Воронеж», она может представлять интересы бизнесмена Оксаны Сомовой, владелицы регоператора по обращению с отходами «Вега» и еще нескольких коммунальных компаний. Связь с проектом она отвергает. Следующим этапом спора стала попытка областного министерства экологии взыскать более 400 млн рублей ущерба почвам во время земляных работ. Они могут стать причиной «деградации водного объекта», опасаются в ведомстве.

Министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области пытается добиться выплаты крупной компенсации ущерба окружающей среде, нанесенного во время возведения на заливном лугу у берега реки Усманка в 2,5 км юго-восточнее Кожевенного кордона двухэтажного дома, ставшего резонансным в соцсетях и СМИ, а впоследствии признанного мэрией нелегальным самостроем. Работавшие на объекте строители (подрядчиков ни власти, ни силовики публично не называют) фактически изменили русло Усманки, выкопав перед домом комплекс искусственных прудов, соединяющихся с охраняемой государством рекой и пополняемых ее течением.

Ведомство 16 мая подало в Арбитражный суд Воронежской области иск о взыскании 415,04 млн рублей «ущерба почвам» на охраняемой прибрежной территории, нанесенного земляными работами во время, как считают власти, незаконной стройки. Ответчиком по делу заявлена 30-летняя и до этого малоизвестная в регионе индивидуальный предприниматель Ирина Фомина, на которую оформлены земельные участки у реки и спорная постройка. Арбитраж, как сообщается в его картотеке, из-за отпуска судьи Михаила Булгакова начнет рассматривать требования о взыскании компенсации по существу только 13 августа.

Течение вспять

Дом на берегу Усманки, ставший предметом конфликта, представляет собой капитальное двухэтажное здание ориентировочно 30х60 м. По данным архива сервиса картографии Google Earth, фундамент был заложен осенью 2021 года. На сегодняшний день здание находится в высокой стадии достройки – с полностью возведенными кирпичными стенами и скатной крышей с трубами от каминов, но пока без внутренней отделки, окон и дверей. Площадь дома может превышать 1,8 тыс. кв. м. Рыночную стоимость такого объекта в законченном виде оценить сложно – в Воронежской области в продаже нет ни одного сопоставимого по размерам жилья. В Подмосковье стоимость подобных активов начинается от 330 млн рублей.

Особняк был построен в лесном пригороде Воронежа (относится к его Железнодорожному району) неподалеку от принадлежащей правительству области базы отдыха «Смена» и загородного отеля «Дивный клуб». Непосредственно застройка велась на принадлежащем Ирине Фоминой земельном участке площадью 0,6 га, выходящем к реке Усманка (два соседних объекта находятся на отдалении от берега). Разрешенный вид использования этой земли, по данным Росреестра, – строительство спортивно-оздоровительных сооружений в природно-рекреационных зонах. Здесь можно строить лодочные станции, гольф-клубы, яхт-клубы, эллинги, лыжные спортивные базы, водно-спортивные базы. Всего ИП Фомина, как сообщается в материалах одного из судебных дел с ее участием, с 2020 года является собственником боле 15 га земли между спорным домом и рекой. Кадастровая стоимость территории превышает 80 млн рублей.

Здание в июле 2023 года было признано областной инспекцией госстройнадзора «объектом капитального строительства, возведенным без получения необходимых в силу закона согласований и разрешений», сообщили РИА «Воронеж» в мэрии областного центра.

– Разрешительная документация на строительство объектов, в том числе индивидуального жилищного строительства, не выдавалась, – констатировали в городской администрации. Там также отметили, что здание находится «в границах территории сильного затопления водами реки Усмань», на которой «запрещено строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями инженерной защиты».

2018 год.
2018 год.
2024 год: здесь видно, как за шесть лет изменился ландшафт луга с поймой реки Усманка
2024 год: здесь видно, как за шесть лет изменился ландшафт луга с поймой реки Усманка

Перед особняком находится комплекс из четырех соединенных друг с другом искусственных водоемов, вырытых тяжелой техникой на месте небольших озер, остававшихся на заливном лугу после весны. Он занимает более 20 га, заходит в 200-метровую водоохранную зону и соединяется с руслом Усмани, забирая из нее часть течения. По данным Google Earth, земляные работы велись в 2022–2024 годах, до этого заливной луг имел естественный ландшафт.

– Искусственный водоем был организован в виде заводи путем отведения вод из русла реки Усмань, – подчеркнули в мэрии.

Вынутую в ходе строительства заводи почву, как сообщили РИА «Воронеж» в прокуратуре региона, проводившей прошлым летом собственную проверку застройки, рассыпали вокруг участках общей площадью 12 га. В сумму более 415 млн рублей, соответственно, оценивается ущерб только лишь плодородному слою почвы бывшего заливного луга.

Эти действия, констатируют в областном министерстве экологии, могут «привести к деградации водного объекта река Усмань».

Водные конструкции

Правительство региона заинтересовалось проблемной застройкой на Кожевенном кордоне еще год назад, в июле 2023-го. Тогда губернатор Александр Гусев поручил областной инспекции государственного строительного надзора провести проверку работ на прибрежной территории. Впоследствии тема, по данным РИА «Воронеж», неоднократно поднималась на совещаниях главы региона с руководством областных министерств экологии и строительства.

В августе прошлого года мэрия Воронежа обратилась с иском против ИП Фоминой о признании спорного объекта недвижимости самовольной постройкой и его сносе. Рассмотрение этих требований затянулось уже на год, к процессу подключились как третьи лица Росавиация, Донское бассейновое водное управление, областные министерство экологии и инспекция госстройнадзора, но единственным принципиальным решением стало наложение на участок ареста, запрещающего сделки с ним. На последнем заседании 13 мая арбитраж продлил до конца июня сроки судебно-технической экспертизы. В рамках нее эксперт регионального центра судебной экспертизы Минюста РФ Алексей Цыков должен подтвердить или опровергнуть факты нарушения строительных норм. Производство по делу тем временем приостановлено.

Ранее в июле 2023 года ИП Фомина проиграла спор с областным управлением Росимущества, касающийся ее прав на прибрежную часть из общего земельного участка. Арбитражный суд сначала первой, а затем и апелляционной инстанции признал «недействительным» проведенное в декабре 2020-го межевание, согласно которому в собственность предпринимательницы попала береговая линия Усманки общей площадью 0,2 га. Этот небольшой фрагмент исключили из участка в 15 га, но территорию застройки изменение не затронуло.

О претензиях к стройке на берегу Усманки сообщали ранее и в Центрально-Черноземном межрегиональном управлении Росприроднадзора. Там заверили, что с февраля 2023 года «неоднократно проводили выездные обследования на участке и предостерегали собственника о недопустимости нарушения природоохранных требований». Работы между тем, судя по спутниковым снимкам за последние несколько лет, продолжались.

След на берегу

С осени прошлого года обстоятельства застройки на Кожевенном кордоне расследует региональное управление Следственного комитета России (СКР). В сентябре 2023-го ведомство возбудило уголовное дело «по факту нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, совершенного лицами, ответственными за соблюдение указанных правил» (ст. 246 УК РФ). Максимальное наказание по статье – пять лет лишения свободы. Отмечается, что дело было возбуждено по материалам регионального управления Федеральной службы безопасности (ФСБ) и по результатам проверки, проведенной областной прокуратурой.

В фабулу дела легли преимущественно земляные работы во время строительства искусственных водоемов.

– В том числе на особо охраняемой природной территории были проведены мелиоративные работы по выемке природного грунта, в результате чего сформированы углубления до уреза воды в реке Усмань, в том числе в пределах ее береговой линии. Указанные углубления заполнены водой. Извлеченный в ходе земляных работ грунт размещен на земельных участках в границах особо охраняемой природной территории и водоохранных зон, – сообщали в региональном управлении СКР.

Следователи и сотрудники управления ФСБ в сентябре выехали на стройплощадку и убедились в «факте продолжения работ на участке». Силовики изъяли несколько единиц строительной техники и пообещали установить ее собственников, а также исполнителей и заказчика «незаконных», по мнению СКР, работ. Только тогда стройка практически остановилась. На тот момент фигурантов в деле не было, а ущерб окружающей среде вменялся «неустановленным лицам».

По данным на начало июня 2024 года, уголовное дело остается открытым, сообщили в ответ на запрос РИА «Воронеж» в управлении СКР. Однако комментировать имеющиеся результаты и информацию о фигурантах там отказались, сославшись на «нецелесообразность публичного освещения» деталей расследования.

Сразу несколько источников РИА «Воронеж» в региональной власти полагают, что 30-летняя Ирина Фомина может быть лишь номинальным собственником земли и недостроенного особняка у реки, но при этом затрудняются предположить, чьи интересы может представлять молодая предпринимательница.

– К ответственности в любом случае первым привлекут то лицо, которое владеет объектом, – сказал один из собеседников РИА «Воронеж».

По данным Kartoteka.ru, Ирина Фомина зарегистрировала ИП в ноябре 2020 года (собственницей земли на берегу Усмани она стала месяц спустя). Основной вид деятельности ИП – рекламное агентство. Всего на нее зарегистрировано более 50 видов деятельности, в том числе строительные, деятельность гостиниц и организация свадеб.

По информации из агрегаторов утечек баз данных, к личному номеру телефона Ирины Фоминой привязан e-mail директора регионального оператора по вывозу мусора в Бутурлиновском и Панинском межмуниципальном кластере Воронежской области ООО «Вега». Главой и учредителем этой компании является бизнесмен Оксана Сомова, имеющая и другие активы в сфере ЖКХ в регионе.

Чем известна Оксана Сомова: помимо «Веги», 44-летней предпринимательнице принадлежат ООО «Управляющая компания «Дом сервис» (60% долей), занимающееся торговлей электроэнергией ООО «Энергосбыт», производящее целлюлозу и древесную массу ООО «Экстрафайбер». Совокупный оборот четырех напрямую связанных с Оксаной Сомовой компаний превышает, по данным Kartoteka.ru за 2022-й, 633 млн рублей. Из них более 453 млн рублей приходится на ООО «Вега». С 2012 года бизнесмен входила в общественный совет при мэре Воронежа по развитию ЖКХ. Данных о членстве в нем на сегодняшний день нет.

Также, судя по информации из агрегаторов утечек данных, Ирина Фомина в 2021 году работала экономистом в воронежской УК «Наш дом» (компания зарегистрирована в одном здании с «Вегой», а ее директор ранее руководил «Энергосбытом»), а в 2017-м трудилась продавцом-кассиром. Кроме земли со спорным домом, на нее не зарегистрированы другие дорогие объекты недвижимости.

Связь между «Вегой» и строительством на Усманке подтвердил и один из источников РИА «Воронеж» в региональной власти. Он отметил, что конфискованная осенью силовиками техника работала на объекте «по контракту с региональным оператором».

Ирина Фомина, выслушав вопросы корреспондента РИА «Воронеж», бросила трубку, сказав перед этим: «Нет, комментариев я не даю». Оксана Сомова перезвонила корреспонденту РИА «Воронеж» со своего номера на WhatsApp (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ), но, услышав вопрос о застройке, сказала: «Вы что-то перепутали и не туда звоните». После – бросила трубку.

Представляющий интересы собственников здания в споре с властями адвокат Людмила Сухинина также предпочла не комментировать, по ее словам, «спор хозяйствующих субъектов».

Посетившие спорную территорию 24 июня корреспонденты РИА «Воронеж» убедились, что стройка не ведется как минимум с конца 2023 года. На территории нет следов техники, а вскопанный луг с табличкой «частная территория» начал снова зарастать травой. Двухэтажный особняк никто не охраняет, в нем лишь заколотили двери и окна. В областном министерстве экологии заверили РИА «Воронеж», что еженедельно выезжают на проблемную площадку и пока не фиксировали «продолжения нарушений».

Справка РИА «Воронеж»

Усманка (в верхнем течении носит название Усмань, считающееся более официальным) от границы Липецкой области до устья, где она впадает в реку Воронеж, является памятником природы областного значения. Это вводит запрет на «всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы» и накладывает на собственников участков в границах «памятника природы» «обязательства по обеспечению режима особой охраны». К тому же противоположный берег Усманки от спорной застройки входит в федеральный заказник «Воронежский», относящийся к Воронежскому заповеднику, имеющему статус биосферного резервата ЮНЕСКО.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».