В начале июня в России стартовала акция «Меня ЛюБили, и я стал...», посвященная профилактике жестокого обращения с детьми и формированию ненасильственных семейных традиций воспитания. К кампании в поддержку инициативы присоединились и специалисты из Воронежской области. О причинах насилия по отношению к детям, влиянии жесткого обращения на судьбу ребенка и помощи детям и родителям в сложных ситуациях корреспонденты РИА «Воронеж» поговорили с заместителем руководителя воронежского Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей, главным внештатным психологом системы образования региона Диной Насоновой.

Что считать насилием?
Главный внештатный психолог рассказала, что всероссийская акция направлена на то, чтобы развеять миф о пользе «традиционного» воспитания детей через физические наказания. Многим знакомы такие высказывания, как «Бьет – значит любит», «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка», «Хорошая порка еще никому не помешала», «Без строгости и щенка не вырастишь» и многие другие. Специалист уверена в плачевном исходе подобных взаимоотношений с ребенком.
– Трудно быть родителем современных детей: надо быть одновременно учителем, другом, воспитателем и защитником, разбираться в современных технологических, культурных тенденциях, учитывать влияние социальных сетей. Дети ждут от мам и пап, что они их поддержат в трудные моменты и помогут справиться с проблемами, с которыми они сталкиваются. Психологи считают, что эффективные методы воспитания основаны на принятии, понимании и любви ребенка. Важно не забывать, что никакое насилие не является проявлением любви, и любой тип агрессии недопустим в здоровых отношениях. Каждый ребенок заслуживает счастливого детства, каждый родитель – поддержки, а не осуждения, – отметила Дина Насонова.

фото - pxhere.com
Специалист пояснила, что жесткое обращение к детям проявляется в разных формах. Оно может быть физическим, психологическим, сексуальным, сюда же относится и пренебрежение базовыми нуждами ребенка. Огромное количество случаев не выявляется, так как происходит все внутри семьи и не выходит за ее пределы.
– Много случаев, когда дело еще не дошло до жестокости, но права ребенка уже серьезно нарушены. Очень часто жестокое обращение начинается с неконструктивного поведения родителей: крика или подзатыльника, молчаливого бойкота. Так незаметно раскручивается маховик насилия, – рассказала психолог.
Дина Насонова также привела следующую статистику. По данным общероссийского исследования, которое в 2019 году провел Национальный институт защиты детства, 24% респондентов, имеющих детей в возрасте до 17 лет, применяли физические наказания. Около 11% делали это раз в месяц или чаще, то есть регулярно. Мягкие формы – шлепнуть, стукнуть, отвесить подзатыльник – практикуют более половины родителей.
– И это не встречает однозначного осуждения в обществе. То есть те крайние формы жестокости, о которых мы периодически читаем в новостях, – лишь вершина айсберга, – подчеркнула специалист.
Психика ребенка может не менее сильно пострадать от постоянных унижений и от отсутствия внимания, когда его изолируют от эмоционального и физического общения с близкими людьми – родителями.
– Мы не замечаем, как при общении с ребенком используем насмешки, угрозы в словесной форме, постоянно критикуем. Ребенок начинает ощущать себя никчемным и ни на что не способным, одиноким. Вместо того чтобы чувствовать заботу и любовь родителей, он получает осознание собственной неполноценности и ненужности, – отметила психолог.
«Если ребенок ведет себя плохо, значит, ему плохо»

Эксперт считает, что к насилию приводит непонимание причин поведения ребенка. Иногда родителям легче отреагировать на поведение ребенка резко, одернуть его, повысить голос, пригрозить наказанием, чем остановиться в своем стремительном темпе жизни и попытаться разобраться в причинах действий ребенка.
– Приведу пример. Вы заняты, а ребенок: «Мама, поиграй со мной!», «Мама, посмотри на меня!», «Мама, обними меня!», «Мам, а ты мне что-нибудь купила?». При этом ребенок видит и осознает важность вашего дела. Дети таким образом ищут контакт со взрослым, они требуют внимания. Когда дети получают желаемое внимание сполна и по-хорошему, то у них нет нужды добиваться его негативными способами. Родителям нужно понять истину – если ребенок ведет себя плохо, значит, и ему плохо, – указала Дина Насонова.

Эксперт подчеркнула, что применение физической силы в отношении ребенка может стать причиной возникновения поведенческих проблем. Среди них – склонность к агрессии, жестокости, нежелание идти на контакт, отсутствие интереса к общению и доминирование страха быть подвергнутым нападению или унижению. Дети, пережившие насилие, могут демонстрировать вызывающее, агрессивное и деструктивное поведение, что может привести к трудностям в школе, в общении с друзьями и в отношениях с окружающими.
– Ребенок, которого бьют, научится либо бояться, либо угрожать. Рождаются круг насилия и стереотипы жесткого воспитания. Например, «Меня били, и я вырос хорошим человеком...». Физическое насилие в детстве может в дальнейшем сказываться и на профессиональной карьере человека и влиять на личные отношения: трудно не искать подвоха везде и всюду, когда в тебя не верил самый близкий человек. Тот, кому ты доверял и любовь к которому была безусловна, – отметила Дина Насонова.
«Нужно принимать себя и своих детей такими, какие они есть»

По словам эксперта, благополучная семья может быть «благополучной» только внешне. То, что родители работают, не злоупотребляют спиртным не всегда означает, что в этой семье не может быть проблем.
– Часто мы видим в характеристике на ребенка или семью фразы типа «семья благополучная, на учете не состояла». А когда начинаешь работать с этой семьей, видишь проблемы во взаимоотношениях между членами семьи, приводящие к конфликтам, применение жестких стилей воспитания, амбициозные требования к ребенку без учета его способностей и желаний, порой диаметрально противоположные стили воспитания в одной семье, – сказала Дина Насонова.
Еще одна проблема современности – родительский стресс, который проявляется переживанием негативных чувств к себе или к ребенку. Стресс вызывают высокие стандарты родительства, которые транслируются через СМИ, социальные сети, а также от родственников и друзей. Кроме того, негативное влияние оказывают социально-экономические проблемы, такие как безработица и финансовые трудности, а также стрессовые события в жизни и повседневная усталость, связанная с работой.
– Очень сложно воспитывать психологически здорового ребенка в ситуации семейных конфликтов или развода родителей. Также негативно влияют эмоционально-личностные особенности родителя: тревожность, неуверенность, мнительность, инфантильность. Длительный родительский стресс неизбежно приводит к выгоранию, которое проявляется в эмоциональном истощении, дистанцировании от ребенка, ощущении беспомощности. Для уменьшения родительского стресса психологи рекомендуют принимать себя и своих детей такими, какие они есть, – подчеркнула эксперт.
Психолог также рекомендует родителям общаться с другими родителями, чтобы находить поддержку и понимание.

Мы также спросили у психолога, что делать, если в семье один родитель применяет насильственные методы к ребенку, а второй их не поддерживает. Дина Насонова считает, что паре до рождения ребенка нужно не только выбрать ему имя, но и обсудить свои планы на будущее ребенка, какого ребенка они хотят воспитать и как они это будут делать. Родители также могут распределить между собой роли – один занимается развитием ребенка и формированием коммуникационных навыков, а другой – развитием социального интеллекта, обеспечивает безопасность, в том числе и психологическую.
– Поэтому мы и говорим не просто о родительстве как о биологическом – эволюционном – процессе, а как об ответственно принятом решении. Но, к сожалению, в жизни часто бывает не так: уже став родителем, один из супругов замечает, что другой родитель слишком часто кричит на ребенка, срывается в оскорбления и наказания, замахивается, раздражается на сына или дочку по пустякам или совсем не участвует в воспитании ребенка. Что делать в такой ситуации? Конечно, обратиться к психологу для того, чтобы найти пути гармонизации отношений в семье, – поделилась эксперт.
Дина Насонова уверена, что если родители не воспитывают ребенка, то его воспитывает кто-то или что-то другое.
– Это огромный социальный риск популяризации модели семейного «невоспитания», где ребенок не видит ориентиров морали, не формируется совесть, доброта, уверенность, не создается ситуация успеха и поддержки, ответственности за принятые решения. Чтобы соблюсти грань между дисциплинированностью и свободой, родителям важно понимать, что потакание всем прихотям ребенка вопреки своим потребностям приведет к формированию нарциссизма и эгоизма. Нужно учитывать характер и потребности всех членов семьи – это сформирует ответственность, терпение, альтруизм. Не менее важно находить баланс между удовлетворением потребностей детей и заботой о себе как родителе – это формирует чуткость, заботливость, – рассказала психолог.
«Получить психологическую поддержку можно абсолютно анонимно»

Главный внештатный психолог системы образования Воронежской области Дина Насонова рассказала, что в регионе создана одна из лучших систем оказания психологической помощи, в том числе семьям, воспитывающим детей. Если по какой-то причине родители не хотят идти к очному психологу, то они могут обратиться на федеральную линию детского телефона доверия 8 800 2000 122 или по телефону 124. По этим же номерам за поддержкой могут обратиться дети и подростки.
– В службе телефона доверия работают прошедшие специальную подготовку психологи-консультанты. Их главная задача – снять остроту психоэмоционального напряжения, переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, и уберечь родителя от опрометчивых и опасных поступков. Мы проанализируем вместе с абонентом ситуацию, попробуем выявить ее причины, подскажем алгоритмы выхода из сложившегося положения. Общение с психологом абсолютно анонимно: называть свое имя, фамилию, адрес никто не потребует, счета за разговор, каким бы длительным он ни получился, не последует – звонок с любого мобильного или стационарного телефона бесплатный. Детский телефон доверия работает ради того, чтобы дети, их родители, да и просто люди, неравнодушные к беде живущего рядом ребенка, могли вовремя получить помощь профессионального психолога, – подчеркнула эксперт.

фото - pxhere.com
Кроме того, в регионе в рамках работы по профилактике жестокого поведения в детских садах и школах проходят курсы ассертивного поведения «Страна безопасности». Воспитатели, педагоги-психологи, учителя начальных классов учат детей приемам коммуникации, которые помогут противостоять критике, оскорблениям и хамству, критически оценивать поведение других людей, а самое главное – обращаться за помощью к взрослым.
В Воронеже также проходят встречи в рамках всероссийского проекта «Семейный компас. Родительская гостиная для многодетных семей». Эксперты в области права объясняют родителям, какие обязанности и права есть у повзрослевших детей, а специалисты в области психологии рассказали, как найти общий язык с подростками. Стать участником можно по ссылке.