Воронежский анестезиолог-реаниматолог Аркадий Куликов спас 23-летнего бойца СВО, который пережил клиническую смерть. У военнослужащего проявилась сильная реакция организма после обработки раны под местной анестезией. Чтобы спасти парня, врачу пришлось действовать, как он сам выразился, «не по книжкам». Боец встал на ноги уже спустя две недели после случившегося. Эта история произошла летом 2023 года.

Мы нашли этого доктора и узнали много интересного про его работу и жизнь. Подробности – в материале РИА «Воронеж».

Хотел стать морским офицером

Аркадию Куликову 71 год, 48 из которых он спасает жизни. В детстве герой публикации хотел стать морским офицером, однако этой его мечте не суждено было сбыться из-за проблем со здоровьем. Тогда интересы школьника переключились на медицину. Мама Аркадия Куликова работала врачом, и в доме было много книг по ее профессии.

– Понятие «быть военным» для меня многое значило. Но в шестом классе сильно упало зрение из-за того, что читал в темноте. Я предпринимал попытки поступить в училище подводного плавания – даже смог выучить таблицу Сивцева (таблица для проверки зрения. – Прим. ред.). Но офтальмолог раскусил меня, и пришлось забыть о военно-морском деле, – рассказал Аркадий Куликов.

«Тебе только в парикмахерскую волосы подметать»

А вот с поступлением в Воронежский медуниверситет трудностей у Аркадия Викторовича не возникло – химия и биология давались ему легко. К концу шестого курса у врача было уже 56 самостоятельных операций – трепанаций черепа. Затем он по распределению попал в железнодорожную больницу, а когда срок ординатуры подходил к концу, его пригласили в Ленинградский институт нейрохирургии имени Поленова. Но на ученом совете в вузе было решено, что доктору Куликову необходимо поднимать местное здравоохранение. Так он задержался в железнодорожной больнице на восемь лет.

Одним из учителей Аркадия Викторовича был Владимир Кассиль, известный в Европе специалист по искусственной вентиляции легких, сын писателя Льва Кассиля

– Завотделением анестезиологии и реанимации Александр Фатеев взял меня под свое шефство. В течение восьми лет мне пришлось несладко, наставник хоть и ругал меня только один на один, но самое мягкое выражение в мой адрес звучало примерно так: «Тебе только в парикмахерскую волосы подметать». Тогда мне было 26 лет, я приходил с работы и, падая на диван, ревел белугой. Он меня ругал и наказывал за то, за что других даже не трогал. И это воспитание дало свои плоды – в один прекрасный день я услышал от него: «Все, мальчик мой, теперь ты готов идти дальше». Тогда я перешел в областной онкодиспансер и занялся организацией отделения анестезиологии и реанимации. На это мне понадобилось целых 11 лет. Ну и наконец, мой второй дом – это БСМП №1, – продолжает Аркадий Викторович.

Операция, которая запомнилась на всю жизнь

В любой профессии наступает момент, когда приходится делать что-то в первый раз. Аркадий Викторович говорит о том, что первая операция, на которой он был анестезиологом, запомнилась ему на всю жизнь: страх обошел стороной, а вот чувство стыда настигло в полной мере.

– Больной лежал на операционном столе, и мне надо было вставить трубочку в трахею, а потом подсоединить к аппарату искусственной вентиляции легких, – вспоминает врач. – Я сделал все по правилам, но рука с ларингоскопом случайно дрогнула, и у больного сломался зуб. Тогда я даже подумал, что надо перестать лечить людей. В тот момент мне было не страшно, а стыдно. Хорошо, что во время операции рядом был шеф, который исправил ситуацию.

Вернули бойца с того света

Аркадий Куликов два раза ездил в ЛНР спасать жизни молодых бойцов. В 2023-м врач находился там три недели. По его словам, работать приходилось в сложных условиях.

– 23-летнего бойца из Приморского края ранило по касательной в поясничную область. Рану обрабатывали под местной анестезией, и у него резко пошла аллергическая реакция на препарат. Произошла клиническая смерть. Я увидел парня, когда его смерть уже была подтверждена и задокументирована, но все же мы вместе с коллегой бросились бороться за его жизнь, пытались реанимировать его в течение шести минут. И чудо произошло. Спасли! Когда я привез парня в эвакогоспиталь, потом в Белгород, коллеги мне даже не поверили, что можно из такого безнадежного состояния вытащить пациента.

t.me/rt_russian
t.me/rt_russian

Поправившись, парень снова отправился на СВО, а у доктора на память о нем остались фотография и номер телефона. Аркадий Куликов очень надеется еще раз встретиться со своим удивительным пациентом и пожать ему руку.

На вопрос, что бы Аркадий Куликов мог посоветовать будущим врачам, он ответил:

– Учеба в медицинском вузе – не гарантия того, что из человека получится хороший доктор. Если ты готов к самопожертвованию, то пробуй. Каждый, кто решает посвятить себя медицине, должен осознавать, что быть врачом – это колоссальная ответственность, потому что за каждую жизнь спросит Всевышний. И если ты чего-то не сделал, что было необходимо, прилетит ответ свыше. Впоследствии придется заплатить – настроением, личной жизнью.

На СВО бойцы называли Куликова доктором Максимусом в честь героя Рассела Кроу из фильма «Гладиатор». На спецоперации герой публикации вел свой бой – за жизни наших ребят.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».