Екатерина Шаронова и ее муж Денис Поломанный уже много лет увлекаются реконструкцией. В мастерской в Чертовицах они своими руками создают одежду и обувь по технологиям, которые применялись в средние века.
Молодая пара наряжается по моде той эпохи вместе с двумя своими маленькими дочками и выступает на различных исторических фестивалях.
На почве общего увлечения
Екатерина по образованию культуролог, Денис – археолог. Полноценную мастерскую по изготовлению обуви и пошиву одежды они оборудовали пять лет назад. Реконструкцией начали увлекаться в разное время. Она – в 2009 году, он – в 2002-м.
– С Денисом я познакомилась в 2017 году. Конечно, сблизил общий интерес. Сначала это было просто хобби, но постепенно интерес рос и увлечение незаметно для нас стало главным делом жизни, даже профессией, – говорит Екатерина. – Что касается истории определенного периода, то, чем дальше в глубину веков, тем сложнее найти информацию о предметах быта, особенно об одежде и обуви, способах обработки ткани, методах шитья.
Екатерине нравится византийский период. Она даже научную литературу на эту тему изучает – находит в Сети отсканированные страницы книг на английском и немецком языках. С первым справляется сама, со вторым – помогают друзья. Героиня публикации говорит, что на русском нужной ей литературы нет.
От одежды до обуви
В Чертовицах живет мама Екатерины. На втором этаже ее дома супруги оборудовали мастерскую.
– Вы не поверите, но в нашей квартире в Воронеже нет ни одной историчной вещи. Когда хобби стало чем-то большим, мы разделили рабочее и личное пространства, – рассказала Екатерина Шаронова. – И так проводим за шитьем очень много времени.
Денис раньше работал в брянском музее старшим научным сотрудником, в свободное время шил обувь, а потом уволился и всего себя посвятил новому ремеслу. Катя тоже сначала шила вещи для себя и друзей. Сейчас супруги поставили дело на поток. Например, у них в работе монашеский клобук XVII века, хазарские меховые кафтаны, сапоги из Укека периода Золотой Орды и обувь из Хасаутского могильника VII века.
Сами ткани, такие как лен, шелк, хлопчатобумажное или конопляное полотно, реконструкторы покупают. А потом доводят до нужной им кондиции вручную. Например, придают расцветку в соответствии с историческими источниками и археологическими находками.
– Окрашивание тканей – очень сложный в технологическом плане процесс, особенно если речь идет о красном цвете, получаемом с помощью растения марена. Мы постоянно пробуем новые способы, чтобы достичь яркого и чистого цвета, – рассказывает Екатерина. – В древности красный пигмент получали из корней марены или из насекомого кошенильный червец. В первом случае корни мелко дробили, ферментировали, для чего несколько раз вываривали, сливая раствор и получая взвесь чистого пигмента. Текстиль или кожу прогревали в подготовленном красящем растворе. Цвет получался от оранжевого до вишневого, в зависимости от температуры воды, уровня кислотности раствора.
Фиолетовый цвет тканям придавала окись железа. Синий добывали из листьев растений, морских улиток. Желтые тона давала резеда, кора крушины.
– Для воссоздания костюма периода раннего Средневековья важно не только знать тип красителя, но и изучить торговые пути и рынки, климатические зоны и особенности местной природы, связи между племенами и народностями, религиозные особенности погребальных обрядов, – резюмировала Екатерина Шаронова.
Туника для дочки
У супругов подрастают две дочери – десятилетняя Варвара и трехлетняя Елизавета.
– Мне очень интересно шить для них платья, поскольку процесс сопровождается поиском сведений о детской одежде в исторических источниках и музеях, – говорит наша собеседница. – Одна из недавних моделей – аналог платья, найденного недавно при раскопках в Египте. Радиоуглеродный анализ показал, что оно было создано примерно в 880−990 годах.
Это туника в красно-синюю клетку из смесовой ткани – синих и красных нитей шерсти и неокрашенного льна. Фотографию находки опубликовали на сайте английского университета.
– Воронежская мастерица Анна Мокуша соткала нам ткань той же расцветки и из таких же нитей, и я сшила наряд для младшей дочки, – продолжает Екатерина. – Полевые испытания показали, что одежда не мешает ребенку двигаться, бегать, прыгать, хорошо греет, а главное – удобна для переодевания.
Папа сшил Лизе кожаные сапоги розового цвета, вручную окрашенные кошенилью (краситель, получаемый из насекомых отряда полужесткокрылых. – Прим. ред.). Получился яркий, нарядный образ.
Самое интересное в реконструкции – это фестивали, на которых объединяются увлеченные люди, вместе они воссоздают быт и атмосферу прошлого.
– Там мы живем в шатрах, готовим еду на кострах, причем именно ту, которая соответствовала воссоздаваемому историческому периоду, – отмечает мастерица.
Византийский стол
В этом году вся семья побывала в Липецкой области на фестивале «Русборг», затем в Курской – на фестивале «Дружины Неполки». В планах – Беларусь, Ярославль, Гнездово.
Встречи реконструкторов время от времени проходят по всей стране и за рубежом. Герои нашей статьи летали в Тобольск, Денис побывал в Польше и Сербии, Екатерина – в Киеве и Херсоне. Вместе не раз выступали в Москве и в Крыму.
– В 2019 году мы организовывали в столице площадку «Великий шелковый путь» на фестивале исторической реконструкции «Времена и эпохи». На крымском полуострове делали уголок Византии в лагере Раннего Средневековья, – говорит Екатерина Шаронова. -Каждый выезд дает новые практические наработки, проверяем в полевых условиях, как будут служить созданные нами вещи. На прошедшем под Липецком «Русборге» мы разрабатывали тему мадьяр. У мужа была воссоздана версия костюма из венгерского погребения воронежского села Воробьевка, которое открыли в конце XIX века. У меня – наряд венгров Большетиганского могильника, материалы по раскопкам которого хранятся в музее Казанского университета.
На «Русборге» этой весной погода выдалась холодной, и наши земляки проверили, как греют шубы из бобра в минус четыре и под легким снегом. Еще провели кулинарный конкурс, помогли с организацией квиза и встретились с друзьями со всей страны – от Курска до Владивостока.
А на «Русборге-2020» Екатерина Шаронова представила византийское меню из обеспеченного дома. В нем были: тушеный в кислом молоке с сумахом (растение семейства Анакардиевые. – Прим. ред.) козленок, ячневый дрожжевой хлеб, домашний сыр на цитрусовой сыворотке с пажитником, рыбный соус (гарум), настоянный на тимьяне, орегано, корице, гвоздике и черном перце, оливки, лесные и грецкие орехи, вареная листовая капуста, сельдерей, уваренный в пасту маш с грецкими орехами, пшеничные булочки с мастикой, вымоченные в розовой воде с медом, инжир, яблоко, персик и ежевика, вино, настоянное на мирре, корице, черном перце и меде.
В копилке супругов-реконструкторов множество дипломов за большой вклад в проведение различных фестивалей, за призовые места в конкурсах костюмов.
Герои публикации говорят, что реконструкция – это уникальный вид времяпрепровождения, который дает не только отдых и новые эмоции, но и возможность научиться делать все необходимое для жизни своими руками, не бояться отключения электричества, горячей воды и отсутствия интернета и мобильной связи.