Воронежский хоккейный клуб «Буран» одержал свою первую в новом году победу. Эта победа стала сенсацией. И дело здесь не в самом таком подарке Воронежу на рождественские святки. Воронежские хоккеисты до этой победной игры установили, наверное, настоящий рекорд по числу игр без побед. Проиграв по большей части, правда, в дополнительное время или вовсе по буллитам 17 матчей – чуть ли не треть всех вообще игр сезона. Однако по-настоящему сенсационным в этом результате является только то, что подобный результат – большая проигрышная серия, и длилась она так долго. Ибо была абсолютно незаслуженной. Ни по качеству игры, ни по качеству создания хоккейного зрелища «Буран» – уж на своем-то льду, на глазах своих родных болельщиков точно – никому из соперников, лидеров турнира или его крепких середняков, не уступал. И это при том, что Всероссийская хоккейная лига – турнир посильнее подавляющего большинства европейских и уж тем более азиатских чемпионатов.
Честно говоря, уже сам факт участия воронежской хоккейной команды в чемпионате ВХЛ вместе с тем же легендарным «Химиком» из Воскресенска, становившимся призером еще мощнейших чемпионатов Советского Союза, с той же тольяттинской «Ладой», бывшей одной из самых интересных и живых команд российского хоккея в 1990-е годы, – это важное и большое явление для всего нашего воронежского спорта. И потому что создает в областном хоккее ту самую «вертикаль мечты», что зовет на лед наших мальчишек: две молодежные команды из Воронежской области – из Боброва и Россоши (в этом году – из Нововоронежа) – уже давно признанные лидеры, сильнейшие команды Национальной молодежной хоккейной лиги России. И потому, в конце концов, что тем самым ставит регион в один ряд с самыми успешными, по всей своей сути напрочь «антипровинциальными» субъектами Российской Федерации. Теми, кто может позволить себе спортивные зрелища высокого разряда.
Насколько важно для воронежцев это ощущение причастности к лучшим легко ощутить на домашних матчах команды. Громогласное «За Воронеж, за победу!» звучит под сводами «Юбилейного» всегда – и в дни поражений, и в дни побед. Собственно, эта энергия города, где тебя любят, и превращает «Буран», в каждой, без каких-либо исключений, игре в ледовую версию нашего несгибаемого «Факела». Собственно, о случайности наших воронежских неудач в этом сезоне показательно говорит даже то, что оказавшийся – исключительно по фатальному стечению обстоятельств, но никак не по игре – глухим аутсайдером «Буран» не свалился в дрязги, безволие, распад коллектива, а в любом матче сражается так, как будто борется за первое место в чемпионате и прямым, неудержимым ходом идет к победе в Кубке Петрова – главном призе ВХЛ.
Показательно здесь и то, насколько трибуны живут одной жизнью с командой, дышат одним с ней воздухом. Вот в матче с очень неплохой «Ижсталью» «Буран» давил-давил, но, как обычно, пропустил в контратаке. Досаднейшую, надо признать, шайбу. Прекрасные дамы и крепкие мужчины из Ижевска, оказавшиеся в этот вечер на трибуне «С» в «Юбилейном», начали с гордостью скандировать: «Ижсталь»! «Ижсталь!» В ответ молодой человек из Воронежа зарядил на весь зал такую поэтическую феерию в 30 стихотворных строк и под общим девизом «Мы видАли вашу «Сталь», что хоккеистам «Бурана» не осталось ничего иного, как свою шайбу гостям из Удмуртии тут же все-таки забить.
В домашнем матче с «Тамбовом» «Буран» выдал, возможно, лучший первый период сезона. На невероятно высоких скоростях, с бесчисленными бросками, просто ураганом смели наши хоккеисты в первом периоде гостей, высоко-высоко и поэтому, к сожалению, далеко-далеко стоящих от нас в таблице. Преимущество записного аутсайдера над одной из самых интересных команд ВХЛ было так велико, что заставило смолкнуть неожиданно многочисленную «торсиду» гостей, прибывших в «Юбилейный», надо отметить, из Тамбова с волчьими головами – как бы намекавших, что нам они совсем не товарищи. Возможно, чтобы сделать вид, что у любимой команды все не так плохо, тамбовские ребята в середине первого отрезка игры даже переключили свое внимание с событий на льду на воронежских «ледяных вишенок» – «Ice cherry», девичью группу танцевальной поддержки «Бурана», прямо у ног которой продуманные тамбовские «волки» сразу и разместились.
Показательно, что даже после столь блестящей игры в первом периоде, даже после героической обороны во втором – когда уже «Тамбов» абсолютно доминировал на площадке, подолгу не выпуская «Буран» из зоны защиты, но так и не уберегся от воронежского контрудара – наши хоккеисты в итоге все же уступили. Пусть и сыграв в основное время вничью. Фарт, везение, оплошности и ошибки противника – именно этих, нормативных в целом для спорта факторов успеха остро не хватало «Бурану» в нынешнем сезоне. Но для нас намного важнее понимать, что даже в этих условиях команда оставалась настоящей воронежской командой. Не опускала руки, боролась даже тогда, когда сил вроде бы уже совсем не осталось.
Был в этом сезоне момент, когда из-за вирусной эпидемии на лед в гостевом поединке смогли выйти только 11 наших хоккеистов. Которые, прямо как в романе Дюма, сражались с явно превосходящим их числом противником. И как сражались – по ходу матча вели 4:1. Но, в отличие от литературных сюжетов, жесткая правда жизни взяла свое – и 22 оказались-таки сильнее 11.
Да, победа все-таки пришла. Нельзя при этом не отметить, что пришла она, когда «Буран» все-таки «упростил» и «заострил» свою игру. Там, где прежде многомудрые хоккеисты тянули просто мхатовские паузы (а весь «Юбилейный» уже ревел: «Да бросай же ты, парень!»), теперь «Буран» успевает пару раз мощно щелкнуть по воротам соперников. Невероятные 45 бросков за игру, по словам главного тренера «Бурана», теперь стали чуть ли не нормой, обыденным таким делом для нашей команды.
Конечно, высокий артистизм, ультрамастерство профессионалов остается в памяти болельщиков. Был я как-то в детстве свидетелем потрясающей забавы будущей на тот момент звезды воронежского футбола Сергея Крестененко в Белгороде. Тамошний «Салют» в середине 1970-х как-то сыграл матч со сборной Франции – точнее, со сборной профсоюза французских железных дорог. Французские любители – железнодорожный рабочий люд – поездили по Советскому Союзу, поиграл с футбольными командами второй лиги, где-то даже ухитрились сыграть однажды вничью.
В Белгороде же их «разорвали в клочья». Счет 8:0 был счетом большой пощады и явным признаком пролетарской солидарности, проявленной советскими спортсменами. Потому что в реальности должен был быть 28:0. Или скорее 38:0. Настолько велико было преимущество. Так вот, поймавший в тот день кураж 20-летний тогда Крестененко уже в первом тайме начал проворачивать такой трюк – обыграет пяток французов в их штрафной, обведет вратаря, пробежит по линии пустых ворот и заходит на второй круг. И так до полного изнеможения – в первую очередь, понятно, парижских «локомотивцев». Как говорили потом «ответственные лица», уж очень здорово разозлил Крестененко и компанию тот царский вид французов, с которым они раздавали белгородским пацанам «чудо враждебной техники» – жвачку закордонную.
Да, подобные уникальные примеры всегда остаются в памяти. Но хороши они для матчей товарищеских, может быть, для каких-то разовых, отдельных матчей официальных. Но целые чемпионаты, турниры на таком «топливе» успешно пройти практически невозможно. Не только потому что требуют они – подвиги спортивного артистизма – всегда того особенного куража, который случается у человека по очень большим праздникам. Прежде всего дело тут в том, что успех в сложных командных видах спорта – это всегда результат достижения баланса сразу многих и многих факторов. Совершенно очевидно ведь даже то, что все члены большой команды не могут в одно и то же время находиться в абсолютно одинаковой форме. Все мы – люди, а это значит, что мы – разные. Разные даже по отношению к самим себе в разные периоды нашей жизни.
Воронежский «Буран» пытался преодолеть подобный дисбаланс, ужасное стечение сразу нескольких трудных обстоятельств отчаянной работой и верой в себя, поддержанием высокого тонуса ответственности перед болельщиками, перед Воронежем. Хоккеисты команды и в самые безнадежные моменты сезонов оставались верны своему профессиональному и человеческому долгу. И, на мой взгляд, именно поэтому сезон не стал потерянным сезоном для воронежского хоккея.
Именно состоявшееся преодоление обстоятельств – и хоккеистами, и верными команде даже в самые досадные дни болельщиками – создает новый коллектив. Способный на самом деле сделать слово «победа» устойчивым синонимом словосочетания «Буран» – Воронеж".