У Валерии Высоцкой необычная профессия – она один из немногих в Воронеже реставраторов икон. Кроме того, мастер сама пишет образы святых и преподает основы реставрации.
Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали у Валерии в гостях и узнали, в каком состоянии приносят иконы мастеру и каких трудов стоит вернуть им прежний вид.
Обожает рисовать комиксы манга
В мир старинных икон Валерию привели родственники, которые занимались антиквариатом. Они научили 15-летнюю девушку основам реставрации. Потом героиня публикации получила архитектурное образование, а после выучилась на реставратора в мастерских Русского музея в Санкт-Петербурге.
А еще Валерия знает японский язык, преподает японцам основы русской каллиграфии и обожает рисовать традиционные японские комиксы манга. Отправляясь в путешествие, художница ведет путевые дневники, куда зарисовывает достопримечательности и впечатления от поездок.
– В Японии до сих пор любят Россию. Японцы хотят знать, как выглядит кириллическая азбука, как мы владеем кистью, – говорит героиня публикации.
По своей второй профессии Валерия Высоцкая работает уже около 40 лет. Она много лет вела основы реставрации в Воронежской духовной семинарии. Сейчас преподает в иконописной школе при Покровском храме. Есть у Валерии и своя небольшая иконописная школа.
Мастерская Валерии напоминает музей: на стенах висят иконы разных размеров. Одни из них старинные, другим – не больше 20 лет, но они тоже требуют реставрации.
Большую часть икон Валерии передают на «починку» храмы. Обращаются к ней и коллекционеры, и просто верующие. Храмовые иконы – большие, иконы из частных коллекций – поменьше.
Старинные образа к Валерии попадают в плачевном состоянии – потертые, побитые и много раз переписанные.
– Как правило, храмовые иконы находят в заброшенных церквях, в подвалах и на колокольнях. Обычно мне приносят иконы «средней руки», но иногда попадаются и шедевры – есть такие и в Воронежской митрополии, – рассказала Валерия.
Среди шедевров, которые посчастливилось восстанавливать реставратору, – старинные иконы Борисоглебского Знаменского собора. На их реставрацию у героини публикации ушло пять лет. А самой старой иконой, которая к ней попала, стал образ святого Николая Мирликийского. Икона была совершенно черной.
– Восстанавливать образ пришлось год. Мы очень медленно его «раскрывали» – освобождали от поздних слоев. В самом низу оказался слой XVI века, – вспоминает героиня публикации.
Жертвы «Самоделкиных»
Реставрация – процесс долгий. Восстановление старинной иконы может занять от нескольких месяцев до года.
Валерия показывает старинную икону святого Николая Мирликийского, которая много лет хранилась в подвале заброшенного храма в поселке Краснолесный. Как предполагает Валерия, икона датируется последней третью XIX века. По углам – изображения Спасителя и Богородицы.
Эту икону люди из благих побуждений покрыли лаком. Они не подумали, что произойдет химическая реакция, и поверхность иконы потемнеет. Сейчас Валерия с помощью различных техник «раскрывает» живопись – и она вновь начинает играть красками.
– Так приходится спасать иконы, которые прошли через руки разных «Самоделкиных», – отмечает мастер.
В числе «Самоделкиных» бывают и художники, которые, не имея опыта работы с иконой, полагают, что могут ее «вылечить». Валерии тоже приходится исправлять их ошибки.
Но чаще всего в руки реставратора попадают старинные иконы, пострадавшие от «чистюль», которые решили вытереть пыль с живописного слоя мокрой тряпкой. Вместе с ней они стирают само изображение. Среди жертв такого варварства – икона с тремя святителями: Григорием Богословом, Василием Великим и Иоанном Златоустом.
– Икону нельзя протирать ничем. Этой иконе 20 лет. Краски на ней были еще свежими – они не закаменели, – говорит Валерия.
Еще одна жертва варварства – редчайшая резная икона Боголюбской Богоматери. Изображение на ней объемное, как в 3D. Эта икона имитирует чеканный оклад из золота. Создана она была предположительно в восточной Украине.
– Такие иконы делают в местах, где нет металла. В частности, это изображение покрыто сусальным золотом. Оно стерлось из-за того, что люди протирали его мокрой тряпочкой, – пояснила Валерия.
«Икона должна стареть сотни лет»
Какие же техники использует реставратор для осветления темных икон? По словам Валерии, для каждого образа приходится подбирать индивидуальный раствор на основе неорганической химии. И работать здесь нужно бережно.
– Химический состав, которым мы покрываем иконы, приходится каждый раз искать заново. Нельзя повредить живопись, грунт, основу. Даже капля воды работает как серьезный растворитель, – поясняет мастер.
На реставрацию иконы из храма в Краснолесном художнице понадобится несколько месяцев. Восстановление предполагает технологические перерывы.
– Что-то высыхает, что-то ждет, пока впитается химическая пропитка, а что-то должно дождаться определенного микроклимата. Например, когда идут дожди, некоторые виды работ я делать не могу, – говорит Валерия.
Реставрация требуется не только старинным иконам. Икону Николая Угодника из Ильинского храма написала выпускница духовной семинарии 19 лет назад. За это время изображение, покрытое низкокачественной олифой, потемнело и стало как будто мохнатым.
– С иконой такие вещи происходить не должны – она должна стареть сотни лет. Здесь была нарушена технология. 20 лет назад многим иконописцам не хватало знаний и умений. Краски использовали любые, иконы покрывали дешевой олифой. «Чинить» такие образа бессмысленно – работа получается настолько дорогой, что дешевле заказать новую, – призналась реставратор.
Этапы реставрации
Перед тем как приступить к реставрации, Валерия определяет возраст иконы, ее сохранность. Старинные образа, которые приносят реставратору, испещрены крошечными отверстиями, в которых живут личинки жуков-точильщиков. Чтобы избавиться от них, реставратор пропитывает основу иконы специальным антисептиком.
– Личинки съедают изнутри деревянную основу. Они очень живучи и каждый год приспосабливаются к новым материалам. Чтобы вытравить личинок, порой требуется несколько месяцев, – говорит Валерия.
Иногда из старых икон, которые мастеру привозят из сельских храмов зимой, по весне выползают проснувшиеся от тепла божьи коровки и другие насекомые.
На втором этапе мастер исследует, какими красками был написан образ. Затем снимает с него поверхностную грязь. Для этого делает очищающие составы.
– Что только не приходится «смывать»! Мышиный помет, засохших личинок, тараканов, – вспоминает героиня.
Если на иконе трещины, реставратор склеивает их профессиональным клеем. Лакуны на поверхности изображения нужно заполнить реставрационным грунтом, который делают из смеси клеев, мраморной и меловой пыли, специальных добавок.
– По составу наши грунты должны быть похожи на авторские, чтобы у «вылеченной» иконы не было травм совмещения, – пояснила реставратор.
Весь этот длительный подготовительный этап называется технической реставрацией. И только после того, когда она завершена, мастер приступает к восстановлению живописи.
Икона покрывается тоненьким буферным слоем, который защищает оригинальный рисунок от химического и физического контакта с реставрационными составами. Определив, какие краски использовались для написания иконы, мастер наносит на буферный слой первые тонировки.
– Вот, к примеру, фрагмент плащаницы Богородицы конца XIX века. Я наношу золотую краску на лик Богородицы, затем дополняю изображение новыми деталями, – говорит Валерия.
Чтобы восстановить стершееся золотое покрытие, она использует сусальное золото – тончайшие его пластины выглядят как фольга. Перед применением пластины перетираются до порошка, к нему добавляют водорастворимую смолу. Такая технология называется «твореное золото». Им покрывают фон иконы либо отдельные фрагменты – нимб, части одежды и украшений.
– Технология украшения сусальным золотом очень дорогая. 20 золотых листиков стоят больше 20 тыс. рублей. А если нужно восстановить большую икону, то ее реставрация обойдется в десятки тысяч. Не потому, что реставраторы жадные, а потому, что материалы дорогие, – пояснила Валерия.
Особенные краски
Краски для написания икон и их реставрации должны быть светостойкими и светопрочными. Они не должны изменяться под воздействием света и вступать в физическую и химическую реакцию с воздухом.
– За последние 100 лет воздух в атмосфере сильно изменился. Он губительно влияет на предметы живописи и ювелирные изделия. Краски реагируют на окись свинца и агрессивные азотные соединения, – отметила Валерия.
По словам реставратора, традиционная русская икона писалась на цельнояичной темпере – она изготавливалась из смеси желтка, белка и цветных пигментов. Эта технология была практически утрачена.
– Но есть энтузиасты, которые восстанавливают старинные технологии. Например, это иконописцы мастерской Дмитрия Мироненко в Санкт-Петербурге. Они очень грамотно делают составы, и их иконы, написанные яичной темперой, ведут себя прекрасно – не чернеют, – пояснила реставратор.
Валерия не использует в своей работе яичную или желтковую темперу – предпочитает масляные краски и профессиональную реставрационную акварель.
В молитвенном сосредоточении
Существует стереотип: писать иконы могут только мужчины-монахи. Но сейчас большая часть иконописцев в России – женщины. Многие из них – многодетные мамы, жены священников.
Валерия уверена, что написанием икон и их реставрацией должен заниматься только христианин.
– Нельзя на этом зарабатывать и делать вид, что ты верующий. У настоящего иконописца и реставратора молитва становится частью жизни. Когда приступаешь к работе, входишь в молитвенное сосредоточение. Это состояние можно назвать медитацией – ты отрешаешься от суеты. Поэтому перед работой выключаешь телефоны и гаджеты. Кто-то во время реставрации слушает духовную музыку, а я включаю аудиокниги, – поделилась Валерия.
Кроме того, реставратор должен владеть каллиграфией, знать церковнославянский и греческий языки – на них написан текст на иконах. Выводить тоненькие и крошечные буквы Валерии помогает мягкая тонкая беличья кисточка. Текст реставратор пишет маслом, акрилом или акварелью. Иногда в надписях на иконах встречаются ошибки. В этом случае реставратор обязан их исправить.