В понедельник, 8 июля, страна отмечает 50 лет с начала строительства БАМа. Эта дата значима и для жителей Павловского района Воронежской области, которые также внесли свой вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока.

Северо-Муйский десант

Самым значительным и известным бамовцем из павловчан был строитель Павловского ГОКа, начальник СУ-32 Иван Авдеев. Ушел он из жизни в 2007 году в 73 года. Мужчина сделал много полезного в Павловске для разработки карьера гранитного щебня, но властные структуры того времени и он сам в семидесятые годы прошлого столетия посчитали, что его производственный опыт и умение работать с кадрами больше пригодятся в Сибири.

На Западном БАМе, недалеко от озера Байкал, Ивану Ивановичу пришлось возводить самый сложный объект строительства – Северомуйский тоннель, длина которого составляет 15 343 метра. Он проходит сквозь Северо-Муйский хребет и связывает Ангараканское и Муяканское ущелья. По словам бывалых бамовцев, климат там резко-континентальный, абсолютный температурный минимум – в январе – 56 градусов, максимум – в июле + 35.

Начальник тоннельного отряда №18 Иван Авдеев (крайний слева в первом ряду) лично встречался с Гейдаром Алиевым (в первом ряду в центре)
Начальник тоннельного отряда №18 Иван Авдеев (крайний слева в первом ряду) лично встречался с Гейдаром Алиевым (в первом ряду в центре)

Первый десант здесь высадился из вертолетов в марте 1975 года – это были бойцы-проходчики ТО (тоннельного отряда) №11. Они должны были начать проходческие работы с восточного портала. Со стороны западного портала и будущего поселка Тоннельный попозже высадились проходчики ТО-18 – вот это подразделение и возглавил Иван Авдеев. Его специалисты первыми начали проходческие работы весной 1977 года. Они оказались настолько сложными и каверзными, что выполнять все операции приходилось на пределе возможностей. Дело в том, что тоннель пришлось пробивать в сильнейшей геопатогенной зоне – в условиях разлома земной коры. К делу даже подключили специалистов мирового уровня из США, Германии, Японии и Финляндии, их оборудование, а также породопогрузочные машины Ясногорского машиностроительного завода.

Ошиблись на... 4 сантиметра

Все эти годы рядом с Авдеевым трудилась его семья. Супруга работала бухгалтером. В 1980 году в Северомуйск приехала их дочь Елена вместе с мужем – начальником отдела буро-взрывных работ Павловского ГОКа Анатолием Шибиным. Чуть позже на стройку приехал и сын Авдеевых Александр с супругой. Молодые, активные специалисты ударно трудились в Сибири до 1992 года: Елена Ивановна – учителем в местной школе, Анатолий Александрович – начальником проходческого участка, Александр Иванович – мастером ТО-18. Уже на БАМе родились их дети.

По состоянию здоровья Иван Авдеев в 1991 году уехал в Павловск, а стройка тоннеля все еще продолжалась. И только в марте 2001 года произошла историческая сбойка (встреча в подземелье – Прим. РИА «Воронеж») бойцов-проходчиков западного и восточного забоев, которые все эти годы пробивались друг к другу через толщу гранита. Ошибка в расчетах составила всего лишь четыре сантиметра! Это была великая производственная победа. А еще до этого в самый разгар работ проходчики Авдеева установили трудовой рекорд: бригада ТО-18 за 30 рабочих дней пробила 175 погонных метров тоннеля благодаря освоению новых методов работы. С этой победой поздравляли Авдеева и его коллектив высокие правительственные органы. Лично приезжал поздравить куратор стройки, бывший тогда первым заместителем председателя Совета министров СССР Гейдар Алиев, о котором недавно упоминал в своем выступлении президент РФ Владимир Путин. Ивана Ивановича в Северомуйске не забыли: когда объект в декабре 2003 года запускали в эксплуатацию, павловского строителя пригласили на его торжественное открытие.

Как Дина Рида встречали

Виктор Иващенко  (крайний справа) и его коллеги-экскаваторщики
Виктор Иващенко  (крайний справа) и его коллеги-экскаваторщики

Это сейчас «на вахту» уезжают в основном мужчины, а их жены с детьми остаются дома. На БАМ павловчане зачастую ехали семьями – вместе с детьми. С одной только оговоркой: сначала уезжал глава семьи – как бы на разведку – а потом высылал деньги на дорогу своим домочадцам. Так, например, уехали на стройку супруги Виктор и Нина Иващенко. Их труд на БАМе оказался очень востребованным. Виктор работал на Павловской автобазе №6 водителем-механиком, освоил почти все виды техники, плюс еще выполнял сварочные работы. В Забайкалье в поселке Чарский ключ в мехколонне №148 ему цены не было – выполнял любые виды работ. Нина была в Павловской ЦРБ медсестрой, и на стройке ее сразу назначили заведующей фельдшерско-акушерским пунктом. Лечила бамовцев и членов их семей. В сложных случаях сопровождала пациентов до районного центра – Старые Чары. А в весеннее половодье, когда заливало вокруг дороги, со всеми медицинскими вопросами старалась справляться сама.

Байкало-Амурская магистраль проходит по территории Иркутской и Амурской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. Длина основного пути составляет 4287 км.

Супругов очень уважали за универсальную необходимость людям. Виктор к тому же, обладая живым общительным характером, играл на гитаре и был желанным гостем на всех праздниках, спонтанно вспыхивающих в «мехколонновском» поселочке. Не обходилось и без юмористических моментов. В молодости Виктор своей прической, да и наружностью в целом очень походил на популярнейшего в те годы в СССР американского киноактера и певца Дина Рида. А тот как раз давал свои концерты на БАМе. Проехал американец по многим рабочим поселкам и городам и очень понравился публике. Разговоров про него было много. А тут подоспел юбилей одного уважаемого мехколонновского ветерана. И как на грех невозможно было найти в близлежащих магазинах спиртного на праздничный вечер: продажу горячительных напитков в связи со сдачей того или иного объекта запрещали. Но бамовцы – народ изобретательный. Подъехали мехколонновские парни компанией к одному магазинчику, выставили праздничного одетого Виктора напоказ с гитарой и ну ему неистово аплодировать. Шум, гам... В это самое время отделяются от толпы два самых говорливых и бегут в магазин: «Девушка, девушка! Форс-мажор! Дин Рид к нам приехал! Срочно продайте нам столько-то бутылок хорошей «рашн водка» и солидной закуски, мы угощать его будем». Продавец выглядывает в окно. «О Господи! И вправду Дин Рид! Надо мужиков выручать...». И из своих запасов: «Нате вам, хлопчики!» Хлопчики товар похватали, быстренько расплатились и ходу к автобусу, сдерживая рыдания от хохота. Трудовому народу можно малость и пошутить...

Женщинам здесь место

На БАМе супруги Иващенко трудились четыре года. А потом поехали вместе со своей мехколонной в поселок Радужный Нижневартовского района Тюменской области – добывать нефть, да и проработали там до самой пенсии. Теперь живут они в Павловске в микрорайоне Гранитный с глубоким и основательным чувством выполненного долга. Очень тепло общаются с теми своими земляками, что тоже трудились на БАМе. Это их друзья и хорошие знакомые: Михаил и Надежда Петряевы, Владимир и Раиса Спорыхины, Анатолий и Зинаида Непиющих, Василий и Татьяна Рябковы, Валентина Колодяжная и Зоя Ржевская. Каждый из них внес свой вклад в общее великое дело.

БАМ проходит через семь крупных горных хребтов. Большую ее часть проложили в зоне вечной мерзлоты.

Чем занимались на БАМе женщины? Работы хватало! Например, Зоя Ржевская и Татьяна Рябкова с оружием в руках охраняли склады ВВ (взрывчатых веществ), Валентина Колодяжная в котлопункте такие пирожки пекла, что их не только в столовой с удовольствием уплетали, но и с собой на рабочие места брали. И опять же, на всех участках особо отличались те, кто трудился раньше в Павловском ГОКе. Вот Василий Рябков (ушел из жизни совсем недавно – 11 апреля 2024 года), как газоэлектросварщик, имел в коллективе павловских горняков самую блестящую репутацию. Так же ударно он трудился 14 лет и на Восточном БАМе. Да мало того – еще и окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Василий и Татьяна за свой труд Указом Верховного Совета СССР получили медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Сила Сибири

Владимир Колодяжный с дочерью
Владимир Колодяжный с дочерью

«Российское могущество будет прирастать Сибирью». С этим высказыванием Михаила Ломоносова полностью согласен работавший на БАМе водителем автомобиля-самосвала «Магирус Дейтц» наш земляк Владимир Колодяжный. Основную часть своего рабочего времени на знаменитой стройке он вел железную дорогу Тында – Золотинка – Беркакит. Это Малый, или по-другому Северный БАМ. Трудился в одной из лучших мехколонн №116 треста «Бамстроймеханизация». По перевезенным тоннокилометрам по итогам месяца или квартала нередко входил в десятку лучших водителей организации, награжден почетным значком «Победитель социалистического (трудового) соревнования». Одновременно отсыпал измельченной скалой на вечной мерзлоте фундаменты жилых домов и технических зданий, строил военный аэродром, возил самые различные грузы. По производственной необходимости на месяц-два оставлял руль, брал в руки топор – валил лес, работал путейцем на том или ином участке, со специальным молотом в руках укладывал рельсы.

– Впервые с сибирскими масштабами полезных ископаемых я столкнулся в 1977 году, когда меня зимой послали за грузом на угольное месторождение, что находилось возле якутского города Нерюнгри. Подъехал к каким-то огромным горам, присыпанным снегом. Пристроился в хвост длиннющей автоочереди, состоящей из самосвалов различных марок, и спросил у водителей, отдыхающих в сторонке: «А где же тут сам уголь?» Дружный здоровый смех был мне неожиданным ответом. Из-за такой реакции я подумал, что просто не попал на месторождение, но водители с гордостью пояснили: «А вот эти горы, что ты видишь вокруг, это и есть все уголь. Здесь открытый способ добычи – черпай ковшом и отправляй по назначению!» – вспоминает Владимир Колодяжный.

Хозяин тайги

Владимир Колодяжный
Владимир Колодяжный

Бамовцы сносили горы, засыпали между ними пропасти и упорно шли вперед. Мехколонна №116, например, продвигалась на север – в сторону Якутска. В основном строили железную дорогу, но попутно и другие необходимые объекты – поселки, мосты, больницы и даже аэродромы. В те годы ставили вдоль трассы радиорелейные вышки. Водители пока слабо представляли себе, что это такое, но детали вышек возили исправно. Посылали в дальние рейсы и Владимира. На железнодорожных станциях Сковородино, Тында Амурской области загружались и везли ценные грузы по АЯМу (Амурско-Якутской автомагистрали).

На этой трассе у Владимира однажды состоялась встреча с хозяином тайги – медведем. Стояла северная осень. С лиственных деревьев облетали последние листочки. Колодяжному в тот раз пришлось везти детали щитосборных домиков. Груз не тяжелый, но весьма габаритный. Проехав от Тынды примерно 150−200 км, водитель решил размяться, глотнуть свежего кислорода. Но чуть не глотнули его... Остановившись, по инструкции не стал глушить двигатель и прошелся возле машины туда-сюда. После ярких фонарей «Магируса» глаза не сразу адаптировались к окружающей темноте, а когда привыкли, Владимир увидел на краю дороги жидкие ивовые кустики, а буквально за ними – что-то огромное и черное. И вроде как порыкивает. Когда картина стала полностью ясна, человек обомлел: перед ним буквально в десяти метрах лежал огромный медведь и пожирал добытого оленя. Ветвистые рога лежащего оленя смутно угадывались на фоне темно-синего неба. И вдруг глаза медведя сверкнули красно-желтым цветом, и он злобно зарычал на приближающегося человека. Владимир кинулся что было мочи в кабину своего автомобиля, благо, что двери были открыты настежь. Захлопнул их и только потом – в безопасности – оглянулся на своего визави. Медведь привстал, но тушу оленя не бросил и за человеком не погнался, хотя сделать это ему ничего не стоило. Водителя спасло от расправы то, что зверь, видимо, уже насытился. Подойди к нему человек немного раньше, и трагедии было бы не избежать.

Была у Владимира еще одна встреча с хозяином тайги. Пошел он как-то по осени в свой выходной половить рыбку на горную речку. Возле поселка Чульман клевало плоховато. Рыбак решил подняться повыше в сопку: может там повезет? И действительно клев начался довольно активный. Владимир так увлекся, что на нарастающий шум в кустах не обратил внимания. Шум усиливался, послышался хруст ломаемых сухих веток. Тут только до человека дошло, что это по тайге ломится крупный зверь. Пока начал соображать, что делать, в двадцати метрах от него в реку плюхнулся огромный медведь. Сразу включился механизм спасения: «Бежать бесполезно, все равно догонит. Где-то читал, что надо стоять и не шевелится, тогда, может, повезет – медведь не обратит внимания на неподвижный «предмет». Человек превратился в памятник самому себе... с удочкой в руках. Минут десять-пятнадцать продолжалось это мучительное купание-водопитие. Показалось, что в какой-то момент медведь остановился и посмотрел на своего «соседа»... Владимир и дышать перестал. Затем возобновился треск ветвей – мишка пошагал в свои родные пенаты. Больше никогда Колодяжный на рыбалку на Севере не ходил... Так и осталось загадкой: заметил ли его медведь в тот момент или нет? В общем, различных приключений на БАМе случалось немало.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».