В пятницу, 15 сентября, коренная жительница Новой Усмани Александра Киреева отмечает свой 100-летний юбилей. Александра Михайловна уже почти не видит, но в подробностях помнит свое довоенное детство и начало Великой Отечественной войны. Особенно ясно запечатлелись в памяти три года работы в составе военной полевой армейской хлебопекарни. Труд был непосильным для 19-летней девушки, но думала она только об одном: лишь бы накормить наших бойцов, тогда им будет легче бить врага.
С поздравлениями от главы района Дмитрия Маслова и подарками к имениннице приехали сотрудники администрации, депутаты, представители ветеранских организаций, кадеты и юнармейцы. Корреспонденты РИА «Воронеж» тоже навестили именинницу и поговорили с ней о ее непростой судьбе.
Большая семья
Александра Киреева родилась 15 сентября 1923 года в Новой Усмани. У ее прадеда Ивана было семь сыновей. Пятеро жили с двух сторон нынешней улицы Ростовской, двое – у реки Усмань. Старшему сыну Федосею, деду долгожительницы, досталась холодная часть отцовского дома, к которой он пристроил необходимые семье комнаты. В 1930-е годы его раскулачили, но не сослали. А вот двух других братьев – Пантелея и Юдея – раскулачили и отправили в ссылку, где они и пропали. У дедушки Александры Киреевой было двое сыновей и дочь. Старший сын Михаил, отец Александры Михайловны, стал главным помощником матери, которая рано осталась без мужа. Он женился, у него с супругой Татьяной родились семеро детей: первенец умер в младенчестве, затем родилась дочь Александра, три девочки и два мальчика.
– Мы жили дружно, – рассказывает Александра Киреева. – В соседних домах было много детей, было с кем пошалить. Собирались все и придумывали игры. Прыгали в классики, играли в «чансы». Ставили в ряд большие коровьи кости – подобие кеглей, становились подальше и сбивали их железными круглыми битами. Кто промахнулся, выбывал из игры. Еще любили играть в лапту. Летом ходили гурьбой на Усманку.
– Идем, бывало, после дождя по лугу – кругом лужи, а вода теплая-теплая. Красота... По дороге ели сладкую полевую кашку, – вспоминает Александра Михайловна.
Но беззаботное время длилось недолго. Уже к десяти годам старшая Александра вручную полола на огороде просо, сидела с детьми, помогала по хозяйству. А хозяйство было большое – лошадь, корова, овечки, куры, утки.
Александра Михайловна хорошо помнит, как в детстве вместе с отцом ходила в Казанский храм, а мама в это время оставалась дома с младшими детьми, как после причастия она вместе с папой поднялась на колокольню по металлической лестнице, которая сохранилась до наших дней.
У родительского дома установили «Катюшу»
Александра Киреева окончила семь классов в Новоусманской школе №2, затем в 1939 году поступила в механико-технологический техникум в Воронеже, в котором было три отделения: механическое, маслобойное и хлебопекарное. Девушка выбрала хлебопекарное, но успела отучиться всего два года из трех. После того как техникум эвакуировали в Липецк, Александре пришлось вернуться домой.
Она хорошо помнит, как по радио объявили о начале войны. Сначала всем казалось, что война далеко, а вот когда фашисты заняли правобережную часть Воронежа и начали обстреливать пригородные территории, в том числе Новую Усмань, стало по-настоящему страшно. Однажды один из снарядов попал в дом рядом с сельсоветом – недалеко от почты во Второй Усмани. Хозяйке оторвало ноги, но она чудом выжила.
Семью Александры Михайловны вместе с девяностолетней бабушкой и других жителей эвакуировали в Верхнюю Хаву, а 19-летнюю Сашу мобилизовали. В их доме расположились красноармейцы. Недалеко они выкопали яму и разместили в ней «Катюшу».
Александра – посередине
Девушку приписали к части №646 полевой армейской хлебопекарни, которая стояла в это время в Рогачевке. Александра Михайловна до самого окончания войны пекла хлеб для бойцов.
После освобождения Воронежа родственники вернулись домой. Некоторым соседям возвращаться было некуда – одни дома разбомбили, другие разобрали красноармейцы на материалы для блиндажей. В доме Александры сломали деревянные полы. Есть было нечего, поэтому возили менять вещи на продукты в Крыловку и дальние села.
Хлеб пекли в три смены
После того как фашистов погнали по территории Украины, хлебопекарная часть двинулась вслед за своей дивизией.
– Мы останавливались и ночевали где придется, – вспоминает долгожительница. – На освобожденных территориях на Украине и в Молдавии нас встречали радостно, однажды даже угостили горячим компотом прямо из печи.
Бывало, останавливались в местах, где домов не осталось, тогда ночевали в землянках, чтобы рядом был колодец. Санинструктор проверял воду, чтобы она не оказалась отравленной. Находили кирпичи, раскладывали из них на земле основу – под, на который устанавливали железную печь.
Работа была тяжелая. В деревянные кадки – дежи – заливали 7−8 ведер воды, клали заготовленную опару и высыпали муку из мешков. Тесто месили с напарницей руками, старались, чтобы оно было однородным, не оставалось ни одного комочка. Сцепляли две руки и ими переворачивали тесто. Когда все было готово, закладывали в формы. Хлеб пекли мужчины. Работали в три смены, за одну успевали выпечь несколько партий – горячие ноздреватые буханки. Мука была хорошего качества – на фронт отдавали лучшее.
– Когда меня спрашивают, почему ты так долго живешь, я говорю – наверное, потому, что голода не видела и много работала, – улыбается Александра Михайловна.
Встретила Победу в Венгрии
Так, постепенно двигаясь за своей дивизией, Александра Михайловна прошла Украину, Молдавию, Югославию, дошла до Венгрии.
В хлебопекарной части трудились 21 женщина и семь мужчин: начальник, делопроизводитель, санинструктор, парторг и три пекаря. Это были пожилые мужчины разных национальностей: русские, грузин и татарин. Все были дружные. Матом никто не ругался, считалось грехом.
Однажды Александра Михайловна в одном из освобожденных городов увидела сваленных в кучи убитых фашистов, которые успела насобирать похоронная команда. Было страшно.
А когда война закончилась, столько радости было! В это время девушка со своим подразделением была в Венгрии. В августе 1945 года Александра Киреева вернулась домой. Она узнала, что мама умерла в 1944-м и младшего брата Виктора отправили в детдом – сначала он размещался на территории нынешнего лагеря «Колосок», а затем в Таловском районе. Когда сестра Зина вышла замуж, она забрала к себе в семью младшую Нину. В доме оставались Александра, Настя и Коля. Когда Виктору исполнилось 16 лет, Настя забрала его из детдома к себе.
«Прошу Бога, чтобы он снова даровал России Победу»
Александра Михайловна награждена двумя медалями «За боевые заслуги». После войны вышла замуж, более 30 лет работала на почте во Второй Усмани. Муж рано умер, и ей пришлось одной воспитывать троих детей. Сейчас у нее шесть внуков и девять правнуков.
Оглядываясь на свой жизненный путь, бабушка признается, что было очень трудно, но Бог давал все необходимое – силы и надежду на лучшее. Как и прежде, Александра Михайловна любит ходить на службу в храм, причащается.
– Благодарю Бога за все испытания, трудности, радости и горе. Все позади, – говорит Александра Киреева. – Стараюсь молиться. Прошу Бога, чтобы он снова даровал России Победу над врагом.
Губернатор Воронежской области Александр Гусев направил имениннице поздравительный адрес с теплыми пожеланиями.
Дорогая Александра Михайловна! Сердечно поздравляю Вас со столетием! «Благодарю Бога за все испытания, трудности, радости и горе», – золотые Ваши слова. Так может сказать только очень мудрый человек – человек, многое переживший, многое преодолевший, многое понявший. Вашу судьбу, Ваше отношение к жизни и окружающим можно назвать примером гражданской ответственности и человеческой самоотдачи. Примите мою глубокую признательность за мужество и труд в годы Великой Отечественной войны. Уверен, что хлеб, изготовленный Вашими заботливыми руками и доброй душой, был самым вкусным. Искренне желаю Вам здоровья, позитивного настроя, побольше радостных и светлых дней! Сохраняйте, пожалуйста, драгоценные надежду и веру! Ваша вера в Победу помогла в сороковые, поможет нам и сегодня.Александр Гусев
губернатор Воронежской области