На недавней церемонии вручения всероссийской премии «Золотое перо», которую ежегодно проводит Союз журналистов России и где отмечают заслуги лучших в нашей профессии, Воронежская область вновь удостоилась аплодисментов. Они прозвучали после слов о том, что разовый тираж воронежских печатных изданий – в первую очередь, муниципальных газет – превышает 300 тыс. экземпляров.
Лучшие специалисты медиасферы, всероссийской отрасли массовой коммуникации – а именно они были участниками этой профессиональной акции, прошедшей в Москве, – прекрасно поняли, о чем идет речь.
Фото – Ярослав Миронов
Потому что отлично знают: речь идет о принципиально ином качестве медиапродукта в большом российском регионе. И, соответственно, о другом качестве коммуникации в обществе. Значимая для страны цифра основана не на умственно кратких сообщениях из нынешних «пейджеров» – мессенджеров, а на биении пульса реальной и многообразной жизни. То есть «вечером читал пейджер и много думал» – это анекдот не про нынешний Воронеж.
Для тех, кто умеет читать
История доказала, что СМИ – это не только носитель знаний и двигатель прогресса. Это уникальный, чуть ли не единственный хранитель великой традиции русского слова, способного всему дать точное определение, придать смысл каждому действию и явлению. Любопытный факт: издатели больших федеральных СМИ признались, что как только они пытались прекратить выпуск печатных версий своих газет, так у них тут же резко и необъяснимо падало число посетителей сайтов. Мистика, казалось бы, но указывающая на существование реальной атмосферы, воздуха, единого словесного пространства в социуме.
Фото - https://ruj.ru
Когда сейчас говорят о печатном издании – газете, журнале, альманахе – вот это, мол, «для тех, кто умеет читать» – речь вовсе не идет о тех, кто умеет буквы складывать в слоги. Нет – речь идет о тех, кто умеет думать. То есть, о тех, кто действительно способен понимать.
Поэтому, когда мы говорим о журналистах, работниках печатных изданий, мы априори имеем в виду людей высокого интеллекта. Тех, кто способен постоянно постигать мир – во всем его разнообразии. Тех, кто способен донести – каждому на его уровень понимания – новые идеи и старые добрые традиции, наполнить реальным содержанием наше целостное национальное мировоззрение, которое определяет для каждого всероссийское и воронежское прошлое, настоящее и будущее.
Ведь только в случае печатного издания речь идет о совместном, целостном продукте многих и многих «писателей», журналистов, визуализаторов – художников, фотографов и дизайнеров, главных редакторов, создающих уже «подачей», одним только размещением на том или ином месте тщательно обработанного, взвешенного на весах опыта материала, нужное впечатление, запрограммированного на открытие того, что журналист выразить так и не смог.
То «послевкусие», которое остается у читателя после каждого номера газеты, недостижимо ни в каком другом виде подачи информации. Разве что только в кино, в одном целостном и большом, выразительном и серьезном фильме.
Очень важно и то, что печатные СМИ – это всегда общее дело автора и читателя. Результат их постоянного взаимодействия. Причем именно отсутствие возможности тут же прокомментировать статью – как это принято в Сети – придает такому процессу не только личное переживание, почти интимность, но и большую глубину. Так происходит потому, что диалог – это процесс. В котором нет финала, итога, а только постоянное, непрерывное развитие, осмысление. Основанное на непрерывной и квалифицированной оценке происходящего, на глубокой рефлексии – то есть, попытке осознать, кто мы, зачем мы и куда все мы вместе идем.
Поэтому важная особенность печатных СМИ еще и в том, что именно они создают реальных лидеров общественного мнения. Людей, которые могут вести за собой. Людей, который формируют контекст нашей жизни.
Другое качество
Сейчас принято считать, что печатные СМИ умирают – потому что, дескать, очень много людей погружены в Сеть. Однако это самообман. У печатного газетного слова всегда было сравнительно немного «реальных потребителей». То есть постоянных читателей. Не секрет, что сам уровень тех же современных сетевых дискуссий зачастую прямо указывает на то, что их участники в прежние времена никогда не открыли бы газету – для них любой материал там был бы слишком сложен.
Исследования показывают, что ныне только два из каждых десяти взрослых человека способны хотя бы более-менее логично пересказать развернутый печатный материал. И лишь один из десяти может внятно объяснить, зачем и почему та или иная статья написана. И этот факт сам за себя говорит о многом.
Столь высокая интеллектуальная планка требований к работе журналистов печатных изданий ныне осложняется не только тем, что современный читатель стал куда менее требователен к себе. К сожалению, доступность бесплатной информации из Сети, обилие ничего не стоящего «контента» разрушили прежнюю финансовую систему выпуска, продаж, существования печатных изданий.
Сейчас надо честно признать, что в современных обстоятельствах прежняя, существовавшая столетиями система самофинансирования печатного слова невозможна. Однако именно новые проблемы открыли новые горизонты в совместной работе власти, общества и печатных изданий. Чтобы сохранить печатное слово, сохранить интеллектуальную русскую печатную речь, поддержку прессе оказывает государство, власти федеральные и власти региональные.
Причем как раз то, что у современных журналистов, работников печатных изданий есть такой строгий и требовательный партнер, как ответственная власть, само по себе задает высокий, предельно серьезный уровень профессиональной работы.
Крепкий тыл
Понятно, что в этом случае речь идет о новом по очень многим параметрам взаимодействии. Когда фактически главным заказчиком работы журналиста, печатного издания становится само общество, все, в целом. Так сказать, вся сумма налогоплательщиков. Печально, правда, что пока люди об этом своем новом праве, пусть косвенной, но все-таки вполне реальной собственности на печатное слово, не знают.
А ведь реальное сотрудничество газет, особенно газет местных, «земских», муниципальных, городских и районных, и любых общественных объединений так много могло бы дать обеим сторонам. Наша жизнь отнюдь не скудна, в ней происходит масса важных, интересных, разнообразных событий – но общество не привыкло (или отвыкло?) делиться ими с местными журналистами. С немногочисленными профессионалами, у которых есть как минимум 300 тысяч читателей каждую неделю в одной только нашей области.
Причем именно глубина государственных ресурсов, так сказать, «крепкий тыл», обеспечиваемый государством, позволяет руководителям современных печатных изданий, редакторам, журналистам, дизайнерам смело экспериментировать, искать и находить новые формы подачи материалов, эффективного взаимодействия с читателями, с теми, кто только мечтает прийти в эту сложную профессию.
Причем эта практика касается не только нестандартной, предельно результативной подачи материалов, продуктов работы СМИ, но и различных форм и видов исследования аудитории, целевых групп потребителей печатной информации. Государственная поддержка позволяет вести регулярный обмен опытом и профессиональными секретами, обеспечивает логичную и адекватную интеграцию продукции печатных изданий в общее коммуникационное пространство – не только региона, но и всей страны.
Тройственный союз
Да, у этого нового «тройственного союза» – власти, общества и журналистского пера – есть важный принцип. Это не взаимное противостояние, а взаимная конструктивность. Обязательное условие здесь – говорить на одном языке. Думать вместе. В одном ключе. Стремиться к большим и общим целям – благополучию нашей страны и нашей земли, благополучию нашего народа и его просвещению, формированию высокой степени информированности, информационной безопасности у наших людей. И, конечно, к созданию новых позитивных смыслов в нашем обществе.
В такой практике, собственно, и скрывается залог совместного успеха – ведь именно это нужно людям. Пусть современный человек и не всегда об этом догадывается. Хотя на самом деле именно традиционные СМИ и создают тот невидимый каркас, на котором и держится вся общественная коммуникация – и сетевая, и даже личная.
Убери эту ежесекундно обновляемую конструкцию смыслов и текстов, то, что кто-то называет «информационным фоном», как тут же «сложится» до фундамента и вся информационная «пирамида». Не будет в ней ни кадров (ибо именно традиционные печатные СМИ их и создают), ни форм (ибо только традиционные печатные СМИ и могут себе позволить их все «обкатывать», проверять), ни массового народного навыка искать и получать информацию (ибо именно традиционные СМИ его и воспитывают, и укрепляют).
Это как с реформами медицины – убери бесплатную, и тут же «прогорит» платная, потому что будет утрачена массовая привычка обращаться к врачу.
Поэтому, в общем, и аплодировали нам, воронежцам, в столице – за то, что держим свое медианебо на наших каменных плечах. За то, что сумели спасти разум, высокую рациональность, сохранить в нашей жизни столь важный признак здоровой и развитой цивилизации, как массовое печатное слово.