Лискинцу Михаилу Бойко 43 года. Ветеран специальной военной операции, он практически с самого ее начала служил в мотострелковых войсках седьмой штурмовой Луганской бригады в звании сержанта. В апреле 2023 года Михаил получил тяжелейшее ранение и лишился обеих ног, но не боевого характера. После года с лишним, которые потребовались ему на восстановление, мужчина рассказал корреспонденту РИА «Воронеж», как проходила его служба и кто помог ему вернуться к мирной жизни.
По примеру деда и ради сыновей

Михаил и его супруга Ольга воспитывают двоих сыновей – 19-летнего Артема и девятилетнего Александра.
– Собственно, ради них я и решил отправиться в военкомат, когда началась спецоперация. Лучше мы там врага задавим, чем он придет сюда, где наши родные и близкие, – рассказал Михаил.

А еще на этот поступок мужчину вдохновил пример деда – Михаила Федоровича Бойко, который дошел до Берлина и спас сотни жизней, будучи санинструктором. Его портрет висит на стене в доме ветерана СВО.
– Отец мой тоже от службы не увиливал. И я срочку отслужил в танковых войсках без мысли откосить. Так что по поводу СВО дело было решенное. Правда, в военкомате все же сказали дождаться повестки. И очень скоро – в октябре 2022 года – я ее получил. Потом сутки на сборы, и вперед, в учебку, – вспоминает Михаил.

Дома своего защитника остались ждать не только жена и сыновья, но и родители – Татьяна Петровна и Владимир Михайлович Бойко.
– Мы все, конечно, очень переживали за него. Но и гордились им одновременно – не стал прятаться, отсиживаться. В этом весь он и его характер, – рассказали близкие штурмовика.
Как трудовая закалка стала боевой

По профессии Михаил Бойко – железнодорожник, мастер пути. Но по специальности практически не работал. До мобилизации он был вахтовиком-монтажником газового оборудования в закрытом поселке Сабетта на полуострове Ямал.
– Климат там суровый, условия труда тоже. Так что мне к походным условиям не привыкать, – признался мужчина.
Приезжая домой в отпуск, он не сидел сложа руки. Родители Михаила живут в частном доме, и работа здесь находится всегда.

– Он не только наш защитник, он еще и первый помощник, – с гордостью говорят близкие.
Эта привычка всегда приходить на помощь, по словам Михаила, в зоне специальной военной операции приобрела особое значение.
– Для меня раньше фраза «Сам погибай, а товарища выручай» казалась какой-то привычной, заезженной что ли. Но там прописные истины как будто осмысливаешь заново. И мужская дружба, и готовность рискнуть собой ради другого – не пустые слова, а реальные поступки. И мне приходилось спасать пацанов, и они меня спасли, за что спасибо им огромное, – сказал боец.

Он получил тяжелое ранение 12 апреля 2023 года на Краснолиманском направлении.
– Был очередной штурм. Мы ушли от минометов, но нас настигли дроны. Сознание я не терял, сразу понял, что ноги мне оторвало. И шок, и страх, и боль – все это, конечно, было. Но я сжал в руках гранату и подумал: «Не сдамся ни за что!» – вспоминает ветеран СВО.
Боец сам наложил себе жгуты, сделал укол. А штурм в это время продолжался. Один из сослуживцев – земляк, тоже лискинец по имени Борис, оттащил раненого в траншею.

– Помню его слова: «Держись! Сразу после боя за тобой вернусь!» И ведь я выжил, потому что поверил в это. Я знал – мои пацаны меня не подведут. И не подвели – вернулись через несколько часов уже вшестером и больше пяти километров несли меня, – вспоминает Михаил.
Эвакуация с поля боя тоже прошла сложно. Во время очередного «прилета» осколком ранило одного из товарищей Михаила, а сам он лишился еще и глаза.
– Но главное, что все мы остались живы. И еще – если бы все вернуть назад, я бы все равно пошел туда. Иначе нельзя, – говорит Михаил.
Помощники защитников

Реабилитацию Михаил проходил в московском госпитале имени Бурденко. За девять месяцев он перенес 17 операций. Родные были рядом – сменяли друг друга поочередно.
– Муж не любит, когда его жалеют. И для меня в тот момент, находясь с ним в больничной палате, главное было не расплакаться, – рассказала Ольга Бойко.
Сейчас, по словам самого Михаила и его родных, самое трудное осталось позади. И в этом немалая заслуга сотрудников фонда «Защитники Отечества».

– Мы обратились в фонд сначала просто за консультацией – нам подробно разъяснили порядок сбора и оформления необходимых документов, максимально упростив этот процесс. Потом помогли с протезами, а на днях мы получили кресло-коляску высокой проходимости, – пояснила Ольга Бойко.
Современное средство технической реабилитации бойцу доставили прямо на дом. Коляска оснащена полным приводом и пультом управления, фарами ближнего, дальнего света и поворотниками. Также можно отрегулировать положение спинки и подножек. Максимальная скорость передвижения составляет 10 км в час, а зарядки от обычной розетки хватает на 30 км.

В четверг, 4 июля, лискинца навестили заместитель руководителя Воронежского филиала фонда «Защитники Отечества» Светлана Мосолова и председатель АНО «Воронежский центр поддержки ветеранов СВО» Владимир Карзанов. Гости поинтересовались, насколько коляска комфортна в использовании.
– Удобная, практичная. Я такие уже видел у ребят, когда лежал в госпитале. И главное – простое управление. Чтобы приноровиться, мне потребовалось примерно полчаса, – поделился впечатлениями Михаил.
А еще он рассказал, что теперь без проблем может съездить в гости к сослуживцу Роману, который живет на соседней улице. Добраться на протезах было сложновато, но сейчас дорога занимает не больше 15 минут.

– Да и в целом я теперь гораздо мобильнее. По огороду гоняю – то малину сорвал, то клубнику. Даже поливаю – своим ведь надо помогать. Конечно, протезы не заброшу – это хорошая тренировка. Через боль, через усталость – а работать над собой надо, – сказал боец.
Соцкоординатор фонда «Защитники Отечества» в Лисках Надежда Партолина подчеркнула, что социальное сопровождение семьи Бойко продолжится и впредь:
– Мы готовы помочь при решении самых разных вопросов – бытовых, медицинских и прочих. На днях семья Бойко получит оборудование для системы «Умный дом» – это техника, а также специальная кухонная мебель. Специалисты приступят к монтажу в самое ближайшее время. Кроме того, районные власти помогут установить в доме пандус. Решается вопрос о предоставлении Михаилу автомобиля. Также его представили к государственной награде – все необходимые документы уже собраны.

Оборудование системы «Умный дом», которое Бойко получат со дня на день, предполагает и наличие нового компьютера. Больше всех его ждет самый младший Бойко – девятилетний Саша.
– Я буду играть с папой в танчики, – поделился четвероклассник.

А его отец, в свою очередь, признался – мечтает о скорейшей победе, чтобы эти «танчики» сыновья видели только на мониторе или во время срочной службы в армии.
– «Откосить» я им не позволю, да они и не будут – у нас в роду так не принято, – подчеркнул отец.