Труженица тыла из Воронежа Анна Тихоновна Кондратьева отметила 100-летний юбилей в четверг, 21 сентября. В непростой судьбе этой сильной женщины отразились все трудности и трагизм времени. Довелось быть медсестрой в полевом госпитале, после войны четыре года разминировать областной центр и его окрестности в составе саперного полка, а затем – отстраивать город из руин, оставшихся в результате сражения с немецко-фашистскими войсками.
Поздравление в адрес именинницы направил губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Дорогая Анна Тихоновна! От всего сердца поздравляю Вас с вековым юбилеем! Прошу принять мои пожелания здоровья, крепости духа, оптимизма и светлых надежд. Пусть Ваша жизнь продолжается еще долго, пусть в ней случаются только приятные события, а на душе будет тепло и солнечно! Вы внесли колоссальный вклад в достижение Великой Победы и в послевоенное восстановление Воронежа. Восхищаюсь Вашим мужеством, самоотверженностью, гражданственностью, желанием приносить пользу обществу, образцовым отношением к делу и к людям. Низкий поклон – за ратный и мирный труд, за высокие человеческие качества!Александр Гусев
губернатор Воронежской области
«На моих глазах много погибло...»
Женщина встретила гостей, приехавших поздравить ее от лица управы Левобережного района, нарядная и, как показалось, в немного встревоженном настроении. Выслушивая теплые слова в свой адрес, она уверенно поднялась с дивана. Правда, из глаз покатились слезы.
В комнате работает телевизор, идет популярное политическое ток-шоу. Видно, что Анна Тихоновна следит за сегодняшними новостями и остро переживает происходящее. К гостям она обратилась со своим напутствием.
– Желаю вам всем здоровья, благополучия, долгих лет жизни и, главное, – мира. Чтобы наши дети пришли домой с Победой, чтобы никто не одолел нашу Россию. Там сейчас ребята воюют, а я вспоминаю войну. На моих глазах много погибло...
Анна родилась в селе Большая Верейка, которое сейчас относится к Рамонскому району, а раньше территориально подчинялось упраздненному Землянскому, позже Семилукскому районам. Здесь окончила школу и в довоенные годы стала трудиться на птицефабрике.
Начавшаяся Великая Отечественная разлучила с родными. На фронт отправились отец и два родных брата. Один из братьев получил тяжелые ранения ног, пережил ампутацию и умер совсем молодым вскоре после войны. Отец вернулся, но с тяжелой контузией.
Сама Анна работала медсестрой в прифронтовом госпитале на улице Революции 1905 года – делала перевязки, накладывала шины, ухаживала за тяжелоранеными бойцами.
– Пройти и перешагнуть было негде. Я их всех пеленала, чтобы не простудились! Искали по карманам у солдат медальончики, чтобы узнать адреса. Местных, из районов Воронежской области мало было, – припоминает женщина и добавляет, что сегодня каждый день молится о тех солдатах, что борются с фашизмом.
Страшные приметы войны
Полученные навыки пригодились ей однажды в одной из самых страшных ситуаций, что пришлось пережить. Дело было в родном селе, девушка спасла мальчика, подорвавшегося на мине. Со Дня Победы минуло два года, но боеприпасов в лесах и полях под Воронежем оставалось много (женщина уверена, что земля по сей день еще хранит в себе достаточно свидетельств тех страшных лет). К этому времени Анна сменила специальность и служила уже в полку саперов.
– Нас собирались направить в Сталинград, меня на время оставили в родном селе. Услышала взрыв и прибежала в поле на звук. Мальчик распахивал землю и нарвался на мину. Смотрит на меня и говорит: «Ноги не могу поднять». А ног у него уже нет. Кое-как смогла его перевязать и тем самым спасла. Остался жить. Вот не знаю, жив ли еще сейчас, – рассказывает Анна Тихоновна.
Была еще одна трагедия, унесшая жизни односельчан. После оккупации семья вернулась в родной дом, но не проверила жилище, как следует. Фашисты, уходя, оставили страшный «подарок» – мину в печи. Стали готовить и, разведя огонь, взлетели на воздух.
«Воронеж был кучей мусора»
Разминированием Анна Тихоновна занималась до 1949 года, а затем стала строителем. Пришло время восстанавливать город, который и через несколько лет после войны все еще оставался сильно разрушенным.
– Воронеж было не узнать. Он был кучей мусора. От домов остались только некоторые стенки. Повсюду стояли бараки, – рассказывает женщина-ветеран. – Работали без выходных, а праздников тогда не было. Не праздновали.
Анна Тихоновна припоминает многие большие стройки на левом берегу Воронежа, в которых принимала непосредственное участие. Одна из них – здание техникума на Ленинском проспекте, где сейчас работает один из филиалов Воронежского государственного университета инженерных технологий. Здесь чуть не разыгралась ее собственная трагедия. Привезли некачественный бетон, и, пока женщина-строитель разбиралась, что же делать, крановщица случайно зацепила ее крюком за китель и подняла на высоту третьего этажа здания.
– Кричу: «Опусти!» а она не слышит, – пересказывает страшный эпизод своей жизни Анна Тихоновна. – А стоял сильный мороз. Я ухватилась за кран – руки примерзли. Заметившие это прохожие стали снимать одежду, стелили на землю, чтобы мне мягче падать было.
Закончилось все благополучно для Анны. Девушку подняли на этаж строящегося здания и спасли. А вот ее руководители получили тюремные сроки.
Авиационный завод пострадал в войну в меньшей степени. А завод СК был полностью разрушен, восстановление шло от фундамента до крыши. Почти все жилые дома, построенные на левом берегу в 50-е годы, знакомы Анне Тихоновне. Она принимала участие в их возведении, как и в строительстве силикатного завода, поликлиники №18. Но самый знаковый объект – комплекс зданий ВоГРЭС и получивший название в честь него мост.
– Открыть ГРЭС было важно, чтобы тепло было. Нас послали туда менять бетон. Работали в страшной жаре, человек выдерживал только пять минут, – вспоминает Анна Тихоновна.
Правнук будет футболистом
Молодая женщина была бригадиром и руководила коллективом мужчин. Все складывалось, авторитета хватало, ее слушались. Однажды она, правда, услышала, как один из подчиненных просил начальство: «Нравится девочка, не хочу с ней ругаться, переведите к мужчинам». Сама похлопотала, недовольного перевели. А позже встретила на одной из строек парня, которого помнила по госпиталю, раненым. Он пришел работать, не имея одной руки.
– Много горя, много воспоминаний, – признается именинница. – Лягу и вспоминаю. Все до единого.
В 1953 году Анна вышла замуж за Михаила Григорьевича Кондратьева. Он работал на СК, который восстанавливала девушка. Прожили долгую совместную жизнь, но больше двадцати лет мужчины уже нет в живых.
У Анны Тихоновны трое сыновей, четверо внуков и пять правнуков. Все ее регулярно навещают, а когда не могут приехать – как минимум звонят. Один из правнуков, Данила, заглядывает к бабушке особенно часто, с тренировок. Говорит, что будет футболистом.