Колокольня высотой почти в 75 м, несколько храмов, множество паломников со всего государства – таким был Благовещенский Митрофанов мужской монастырь в Воронеже. Неслучайно улицы от здания главного корпуса ВГУ, где прежде был монастырь, расходятся в стороны, как лучи, – словно все дороги в городе вели к обители. Это был центр духовной, культурной и образовательной жизни города.
О том, как был основан Митрофанов монастырь, как он был утрачен и почему на его месте построили здание университета, – в материале РИА «Воронеж».
Сначала был Благовещенский собор
Фото – архив РИА «Воронеж»
До того как святитель Митрофан прибыл в новообразованную Воронежскую епархию, здесь действовал деревянный соборный храм – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По одной из версий, он был построен в 1586 году, по другой – в 1620-м. К моменту прибытия первого епископа церковь была в большом запустении. Как писал сам святитель, «от многих лет она обветшала и служить в ней невозможно: кровли и церковные помосты обвалились». Поэтому одной из первых забот святителя Митрофана стало строительство каменного кафедрального Благовещенского собора. Вся дальнейшая судьба святого была связана с построенным им храмом – там он служил, там был похоронен и там же были обретены его мощи.
Фото – архив РИА «Воронеж»
При Благовещенском соборе жили воронежские епископы, там же размещались епархиальные административные службы, а с 1745 по 1822 год располагалась духовная семинария. После прославления святителя Митрофана в 1832 году встал вопрос о преобразовании архиерейского подворья Благовещенского собора в монастырь. Святитель Антоний подал прошение в Синод, обратился к императору Николаю I. Монастырь был открыт спустя четыре года после канонизации первого воронежского епископа – в 1836 году.
Фото – архив РИА «Воронеж»
Кандидат богословия, преподаватель Воронежской духовной семинарии Игорь Попов рассказал, что в первые годы в Митрофановой обители было восемь иеромонахов, четыре диакона и иеродиакона, два пономаря и восемь простых монахов. К концу XIX – началу XX века численность братии достигала 200 человек.
При монастыре находились филиал Императорского православного палестинского общества, занимавшегося вопросом присутствия русских паломников на Святой земле, церковно-историческое общество, которое издавало журнал «Воронежская старина», церковно-приходская школа для детей. Монастырь был центром епархиальной и городской жизни. Все, кто вступал в должность губернатора или отправлялся в Государственную Думу, давали присягу в обители. Там же жили воронежские архиереи.
Масштабы монастыря
Фото – arsvo.ru. Паломники у Митрофановского монастыря в г. Воронеже. До 1917 г.
Согласно архивной службе Воронежской области, в комплекс Митрофановского монастыря входили:
- Благовещенский собор;
- храм Архистратига Михаила 1764 года постройки;
- церковь во имя святителя Митрофана – трапезная, построенная в 1839 году;
- церковь Рождества Христова с приделом во имя святителя Тихона, находящаяся при архиерейском доме, сооруженная в 1784–1788 годах по плану архитектора Джакомо Кваренги, одобренному и утвержденному императрицей Екатериной II;
- колокольня в три этажа, со шпилем и крестом высотой 105 аршин (74,5 метра), построенная в 1828 году. Это было самое высокое здание в Воронеже.
Фото – arsvo.ru. Монастырская библиотека в ограде Митрофановского монастыря. Архитектурный памятник XVIII века. Архитектор Гваренги. 1916 г.
На территории монастыря также располагались архиерейский дом, корпус братства, двухэтажный каменный корпус с библиотекой и залом для публичных чтений и заседаний Воронежского отделения Императорского православного палестинского общества. Кроме того, здесь были трапезный корпус с кухней, хозяйственные постройки, склад восковых свечей, столярная, просфорнический корпус с братскими кельями, квасоварня и кузня, а также две монастырские лавки.
За пределами обители был конный двор с каменным двухэтажным домом для певчих, больница, странноприимный дом и другие постройки.
Фото – arsvo.ru. Братский корпус Митрофановского монастыря в г. Воронеже. 1910–1914 гг.
Десятки тысяч богомольцев стекались в Воронеж на поклонение святым мощам святителя Митрофана, особенно в августе. В дореволюционное время Митрофановский монастырь был одним из важнейших религиозных центров России, сердцем духовной и молитвенной жизни нашего края.
Монастырские сокровища
Фото – архив РИА «Воронеж»
В ризнице Благовещенского собора
Митрофановского монастыря хранились иконы, украшенные многочисленными алмазами
и бриллиантами, золотая и серебряная богослужебная утварь и священнические
одеяния, богатое собрание религиозных книг
Кроме того, там были крест святителя Митрофана 1682 года, большое «Патриаршее евангелие» 1694 года в серебряном окладе, тонкой работы панагия (округлая небольшая икона для ношения на груди поверх облачения, знак архиерейского сана. – Прим. РИА «Воронеж») святителя Митрофана с изображением Распятия Господа Иисуса Христа.
Среди сокровищ ризницы воронежские архивисты отмечают также митру (головной убор епископа) святителя, украшенную серебром с эмалью, китайским жемчугом и камнями, а также его мантию, синодик и письма.
Фото – arsvo.ru. Рака с мощами святого Митрофания в Митрофановском монастыре в Воронеже. 1903 г.
На монастырской колокольне был третий «полиелейный» колокол весом 160 пудов – «жалованье Их Царского Пресветлого Величества» царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1688 году. Позднее, в 1838-м, колокол был перелит с добавлением еще 69 пудов металла.
По данным архивной службы Воронежской области, в монастыре хранились частица честного древа Креста Господня, часть ризы Господа Иисуса Христа, а также 84 частицы мощей святых, копия с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери (именуемой Одигитрия) и другие святыни.
Разорение обители
Фото – arsvo.ru. Дома в Митрофановском монастыре. До 1917 г.
Как отметил Игорь Попов, по историческим меркам жизнь монастыря была недолгой. В феврале 1918 года в Воронеже произошла трагедия: был расстрелян крестный ход, шедший от монастыря.
– В то время вышел Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». В знак мирного протеста в Воронеже было решено провести крестный ход. Об этом узнало местное ЧК, которое решило воспрепятствовать молитвенному шествию: в нем видели угрозу. Ну мало ли, восстание поднимут. На чердаках поставили пулеметы и расстреляли крестоходцев, – рассказал Игорь Попов.
Фото – архив РИА «Воронеж»
Это было лишь первое событие в череде дальнейших невзгод. В 1919 году большевики публично вскрыли мощи святителя Митрофана, желая показать верующим, что его останки тленны. Но кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва.
В 1922 году государство изъяло ценности, хранившиеся в ризнице монастыря: митру святителя Митрофана, его мантию и посох, личные вещи. По сведениям воронежского губернского финансового отдела, только за период с января по июнь из Митрофановского монастыря было изъято более 1100 кг серебра, более 2 кг золота, 1104 бриллианта, 668 алмазов. Кроме того, в монастыре хранилась карета, которую Петр Первый подарил святителю Митрофану. После революции она пропала. К слову, епископ ни разу на ней не ездил: считал, что карета слишком богатая.
Фото – архив РИА «Воронеж»
В 1923 году монастырь заняли обновленцы.
– Обновленческая церковь курировалась большевиками, в частности Евгением Тучковым, который инициировал ее образование. Воронежский архиепископ Тихон (Василевский), а после него митрополит Корнилий (Попов) были обновленцами и служили в Благовещенском соборе. Православным епископам, так называемым «тихоновцам» (последователям патриарха Тихона) было разрешено служить в Акатовом монастыре. В 1925−1926 годах там служил архиепископ Петр (Зверев), – уточнил Игорь Попов.
Обновленцы занимали Митрофановский монастырь до 1929 года, пока советская власть не закрыла обитель. В помещениях монастыря в эти годы чего только не было – и тюрьма, и кирпичный завод, и физкультурный институт. По сути, церковная жизнь продолжалась только в Благовещенском соборе. При его закрытии мощи святителя Митрофана изъяли и перевезли в учрежденный в Воронеже музей атеизма, размещенного в помещении бывшей Покровской церкви (ныне – Покровского собора).
В период с 1930 по 1941 год монастырь уже не существовал. В его помещениях располагались различные предприятия.
Война и строительство университета
Фото – arsvo.ru. Митрофановский монастырь. В центре – архиерейский дом. Март 1943 г.
В 1942 году гитлеровцы заняли правый берег Воронежа, и монастырь оказался в эпицентре боевых действий. Колокольня стала для немцев дозорным пунктом, что было невыгодно для советских солдат. Поэтому они били по монастырю.
– Некоторые храмы тогда сильно пострадали. На Чижовке было две церкви, от которых ничего не осталось, – пояснил Игорь Попов.
В январе 1943 года Воронеж освободили. От монастыря остался полуразрушенный остов колокольни, который воронежцы называли «черным монахом» – по форме руины напоминали сгорбившийся силуэт. Поначалу на этом месте хотели сделать памятный обелиск героям войны, но потом решили, что здесь нужно построить университет. В то время в Воронеж как раз были эвакуированы преподаватели и студенты нескольких кафедр Императорского университета из Юрьева (нынешнего эстонского города Тарту). Наследие этого университета хранится в ВГУ по сей день.
Фото – архив РИА «Воронеж»
– Руины монастыря снесли для строительства вуза в 1956 году. На территории бывшего монастыря были похоронены архиереи, в том числе архиепископ Антоний (Смирницкий). Есть предание, что при сносе останков экскаваторщику явился святитель Антоний и сказал, чтобы он прекратил разрывать могилы. Тогда власти обратились в епархию с предложением забрать останки архиереев и монашествующих. Они были перенесены на Коминтерновское кладбище. После открытия Алексеево-Акатова монастыря в 1991 году останки перезахоронили там, – рассказал Игорь Попов.
Мощи святителя Антония до сих пор не обретены.
Новый собор
Фото – архив РИА «Воронеж»
Когда решили построить Благовещенский собор в Первомайском саду, за основу проекта был взят отчасти облик прежнего Благовещенского собора, а отчасти – Владимирского собора, который располагался напротив остановки «Луч», где сейчас находится Христо-Рождественский храм.
Современный Благовещенский собор, расположенный в Первомайском сквере, создавался в память о храмах нашего края, разрушенных в годы государственного атеизма. Под сводами главного храма Воронежской митрополии ныне почивают мощи воронежских святителей Митрофана и Тихона, священномученика Петра (Зверева), пребывает множество других святынь. На богослужения собираются верующие жители региона и паломники, усердно почитающие память святителя Митрофана и всех воронежских святых.