Произведения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Арама Хачатуряна на сцене Воронежского концертного зала в субботу, 6 апреля, исполнил оркестр Луганской филармонии.
Творческое сотрудничество
О тесном сотрудничестве труппы с нашими музыкантами перед концертом рассказали дирижер оркестра Александр Щуров, виолончелист Александр Рамм, директор симфонического оркестра Воронежского концертного зала Вера Гусева и директор Воронежского концертного зала Юрий Смышников.
– На воронежской земле мы уже выступали, и огромное счастье делать это снова. Благодарим всегда вас за теплый прием и то радушие, с которым вы принимаете нас, благодарим отдельно наших коллег из Воронежской филармонии. В прошлом году мы выступали там, и прием был тоже теплый. Благодарен также, что и сегодня, и в прошлом году нас поддержали воронежские музыканты. Сегодня мы будем выступать вместе. Такой симбиоз является производственной необходимостью, потому что в непростой ситуации сейчас находится вся страна и новые регионы России, которые испытывают определенный кадровый голод по разным обстоятельствам. Поэтому мы благодарны воронежским музыкантам за помощь. Это было для нас жизненно важно и необходимо, – пояснил Александр Щуров.
Вера Гусева рассказала, как воронежские исполнители реагировали на объединение коллективов.
– Приглашение наших музыкантов было встречено с энтузиазмом, многие подходили и спрашивали: «А можно ли нам?» Я отвечала, что эти все вопросы, конечно, к дирижеру. Такие совместные творческие проекты нас тоже очень радуют, – отметила Вера Гусева.
Кроме того, оказалось, что в составе Воронежского симфонического оркестра есть артистки из Луганска: Полина и Ульяна Смирновы. С приездом оркестра произошло и семейное единение, потому что их мама работает в Луганском симфоническом оркестре.
Музыкальная жизнь в Луганске
Дирижер симфонического оркестра рассказал о музыкальной жизни в Луганской Республике сейчас.
– Деятельность кипит, живет, развивается. Только из-за событий в «Крокусе» было решено приостановить концертную деятельность до конца марта. Академический оркестр в этом году открыл свой 88-й музыкальный сезон, который насыщен приездами дирижеров и солистов. Запланировано масштабное закрытие этого сезона на конец июня. И наш коллектив выезжает по республике, в общем, живем, – подытожил Александр Щуров.
Он вспомнил, как в 2014 году вынужден был стать дирижером, потому что оркестр из-за политических и военных событий был «обезглавлен».
– Без дирижера коллектив не мог существовать. И я решил взять ответственность на себя. Только это помогло оркестру не погибнуть. Мне казалось, что я был как Данко. Сердце из груди не вырывал, но приложил все усилия, чтобы оркестр жил и работал. В 2015 году состоялась первая поездка по городам России. Я помню, в Воронеже мы играли Второй концерт Рахманинова, я много раз его исполнял в оркестре, но дирижировал тогда впервые. Впечатления, которые я испытал в тот момент, я больше никогда не забуду. Я очень рад, что все сложилось удачно. Для меня это огромное счастье вести коллектив за собой, – отметил Александр Щуров.
Единение Александров и Алессандры
Солист Санкт-Петербургского Дома музыки, солист Московской государственной академической филармонии, а также лауреат премии для молодых деятелей культуры за 2023 год Александр Рамм поделился своими впечатлениями о сотрудничестве с Александром Щуровым и в целом с Луганским симфоническим оркестром.
– Наш творческий симбиоз с Александром возник во время поездки по Сибири. Очень важно, что помимо музыкального языка мы очень быстро нашли человеческий. Это касается и Александра, и оркестра. Мы всегда выходим с радостью на сцену, но сегодня на воронежской земле мы делаем это с особым удовольствием, – отметил виолончелист.
Александр Рамм рассказал о своей виолончели. Считается, что музыкант высокого уровня должен играть на старинном инструменте. Но Александр Рамм так не думает. Между музыкантом и инструментом должны возникнуть особые отношения, как у возлюбленных. Нужно пройти период притирки, узнавания друг друга. Инструмент его был изготовлен в 2009 году другом Габриэлем Джебран Якубом, уроженцем Петербурга. А играет он на нем с 2011-го. У инструмента даже есть имя – Алессандра. С каждым годом виолончель становится лучше, как и мастерство самого музыканта.
Акустика концертного зала
За разговором об инструменте у журналистов родился вопрос по поводу нашего концертного зала. Действительно, а насколько он готов принимать такие выступления? Вопрос был адресован Юрию Смышникову.
– Об акустике концертного зала мне сложно судить, я доверяю профессионалам. Они говорят, что зал прекрасен по акустике, – коротко ответил он.
Более развернуто пояснила директор симфонического оркестра Воронежского концертного зала Вера Гусева.
– Да, наш зал хорош для симфонической музыки, мы не пользуемся никакой подзвучкой. Конечно, нет предела совершенству, и мы не можем соперничать с московскими площадками, но то, что наш зал хороший и достойный для проведения подобных концертов, это однозначно, – подтвердила Вера Гусева.
Она поддержала Луганский симфонический оркестр и Александра Щусева добрыми словами.
– Мы понимаем, что вы сейчас находитесь в непростых условиях, родственники ваших артистов, мужья, близкие находятся на СВО. И дай Бог всем сил и здоровья. А победа обязательно будет за нами. Мне кажется, что если жизнь и концерты продолжаются, то все будет хорошо, – растрогавшись, произнесла Вера Гусева.
Тур коллектива из ЛНР проходит в рамках программы «Гастроли Луганского симфонического оркестра в городах РФ», осуществляемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Далее коллектив будут ждать в Ярославле, Нижним Новгороде, Владимире и Москве.