Студенты Воронежского государственного университета и Российского государственного университета правосудия во вторник, 11 июня, приняли участие во Всероссийской исторической игре «Объединяющая народы». Мероприятие состоялось в областном Доме молодежи и было проведено силами регионального штаба «Волонтеров Победы». За тем, как пять команд прошли испытания на семи станциях, наблюдали корреспонденты РИА «Воронеж».
Правила
Предложенный формат исторического квеста появился в арсенале «Волонтеров Победы» в 2016 году. Участники выполняют задания, связанные одной сюжетной линией. Считается, что так интереснее и проще запоминать факты из истории страны. Ко Дню России разработали тематический квест, посвященный искусству и нематериальному культурному наследию народов России. По сюжету игры ребята должны были стать журналистами и собрать материалы для красивого иллюстрированного журнала. Их они получали за успешное выполнение заданий на каждой из станций. На старте участникам напомнили, что Россию населяет более 190 народов со своими обычаями и традициями, но все их объединяет любовь и уважение к общей Родине.
– Это всероссийская игра. Нам пришли методические материалы от федерального штаба «Волонтеров Победы» с предложением провести такую игру у нас. Задания уже готовы, нам остается только все организовать и найти людей, которые все это проведут, – рассказала нам куратор проекта Ольга Команова. – Игра проходит накануне Дня России и посвящена множеству народов нашей великой страны. Ребята смогут узнать что-то новое, вспомнить подзабытое старое и продемонстрировать свои творческие способности.
Станция «Музыка»
Расположенная недалеко от стартовой позиции станция «Музыка» была одной из самых сложных. Здесь участникам нужно было не только решить довольно сложный ребус, но и выработать невербальные механизмы взаимодействия друг с другом. То есть доносить информацию, не используя речь. Один из участников становился «композитором», а остальным раздавали набор нот, которые с помощью жестов в тишине нужно было правильно расставить на нотном стане. Еще один участник становился «слушателем» и уходил в сторону. Каждая правильно расположенная нота означала какую-то букву, и, если все было сделано без ошибок, «слушателю» сравнительно несложно было узнать, что известный сборник народных песен, составленный в 1770 году Михаилом Дмитриевичем Чулковым, назывался «Собрание разных песен». Количество баллов определялось тем, сколько подсказок потребовалось команде.
Станция «Художественная роспись»
Здесь ребятам напомнили, как выглядят самые известные образцы народной росписи – Гжелевская, Хохломская, Жостовская и Городецкая. Но предметом игры стали менее известные направления, о которых рассказали подробнее.
Так, Борецкая роспись, или Старый Борок – один из самых древних видов росписи Русского Севера. Первые сведения о селе, где зародилось ремесло, известны с XV века. Отличие Старого Борока от других видов северной росписи заключается в однообразном сюжете и трехъярусном рисунке, когда покрытие наносится в несколько слоев. Чаще всего в этой технике изображают сказочных птиц красного цвета с зелеными крыльями. А на больших композициях центральное место занимает дерево в тех же тонах.
Мезенская, или палащельская, роспись – это промысел, зародившийся во второй половине XIX века. Название происходит от деревни Палащелье в Архангельской области, которая расположена на правом берегу реки Мезень. Этой росписью мастера украшают деревянную домашнюю утварь. Отличительной чертой являются сюжетные сцены охоты или поединка. Традиционно используются две краски: красная, добытая из глины, и черная – из сажи. Изображения коней, оленей, птиц и рыб сочетаются с геометрическими и растительными орнаментами. Также в росписи часто встречаются повторяющиеся элементы – штрихи, завитки и волнистые линии.
Пучужская роспись появилась среди северных народов в селе Пучуга, расположенном на реке Двине в Архангельской области. Основные цвета – красный, желтый, оранжевый с зелеными штрихами и черной обводкой. Особенность пучужской росписи в том, что предметы заполняются узорами. На изделиях художники любят изображать растительность и жанровые сцены, например, свадебные выезды или чаепития. Также популярен образ птицы.
Ракульская роспись по дереву получила название от реки Ракулка, притока Северной Двины.
Расписная посуда встречается с преобладанием зеленого или красного оттенков. Огромную роль в росписи всегда играл золотой цвет, который зачастую используется как основной. Среди основных особенностей – изображения птиц, веток с крупными листьями, завитки и черный контур.
Правилами предполагалось, что команда выбирает из своего состава одного участника – «искусствоведа». Он отходит в сторону и ждет. Остальные же должны на белых бумажных тарелках воспроизвести перечисленные виды росписи. «Искусствовед» определяет, к какому виду можно отнести работы друзей. Баллы начисляются за каждый правильный ответ.
– Узнал о мероприятии в университете, ради интереса решил прийти, – поделился с нами студент РГУП Илья Шатилин. – Достаточно весело, мне все понравилось. Больше всего понравилась станция росписи. Люблю рисовать, и у меня сегодня немного получилось. К сожалению, не так много знаю об истории сегодняшнего праздника. Для меня это просто патриотическая дата, когда лишний раз можно приобщиться к культуре своей страны.
Станция «Игры»
На этой станции ребятам сначала рассказывали о том, что народная игра всегда была способом сохранения и передачи традиций. В ней отражались образ жизни, быт, труд, обычаи. Так, подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества, но и воспитывали такие черты характера, как смелость, терпение, наблюдательность. Это помогало выживать в суровых климатических условиях. А в Кабарде и в Балкарии есть красивый обычай – отмечать день рождения сына-первенца состязаниями в национальных видах спорта – борьбе, лазании по канату, джигитовке. В русских же народных традициях мальчишки и девчонки собирались вечером, водили хороводы, исполняли песни, играли в горелки, салки и лапту. Зимой же катались с гор, играли в снежки.
На практике же ребятам предложили поиграть в бирюльки. Это старинная русская игра, предполагающая доставание крючком мелких предметов, сложенных горочкой на столе. Задача – доставая предмет, не сдвинуть и даже не пошевелить соседние. Если не получилось – ход переходит следующему игроку. Баллы начислялись по количеству предметов, которые смогли достать участники за ограниченное 7 минутами время.
Станция «Праздники»
Здесь сначала тоже предполагался небольшой исторический ликбез. Студенты узнали, что каждый национальный праздник – это уникальная квинтэссенция культурных и исторических традиций, которые формировались столетиями. Например, Новый год в Якутии означает новую жизнь, которая пробуждается в здешних краях лишь в июне. Поэтому якутский Новый год отмечается именно в начале лета. А заодно – и всеобщий день рождения, поскольку по неписаным местным законам тот, кто пережил суровую зиму, имеет право прибавить себе еще один год.
Январский карельский праздник «По земле Сампо» – это гонки на собачьих упряжках, где можно не только наблюдать за соревнованиями, но и фотографироваться, и гладить четвероногих спортсменов. Большое значение имеет слаженность работы наездника, каюра, и его пушистой команды.
Наадан-Сурхарбан – своеобразные Олимпийские игры по-бурятски. Изначально обряды праздника были связаны с приходом лета и пробуждением природы, но со временем это трансформировалось в состязание по силе и ловкости, во время которого местные правители проводили отбор людей в свои отряды. Каждое племя выставляло своих лучших воинов и стрелков. Сурхарбан в переводе с бурятского означает «стрельба в сур», то есть в кожаный мешок. Другие элементы соревнований – национальная бурятская борьба и конные скачки. А еще на празднике, как правило, можно побывать в настоящей юрте, попробовать национальные блюда, оценить красоту народных костюмов, песен и танцев.
На себе ребята ощутили атмосферу удмуртского национального праздника Гербер. Это своего рода подведение итогов весенне-полевых работ, чествование передовиков и просто отдых перед напряженной летней страдной порой. Он так и переводится с национального языка: геры – плуг, бер – после, то есть после плуга, пахоты, после окончания посевных, полевых работ. У земледельца появлялась небольшая передышка. Определенного дня празднования не было. Кто-то приурочивал его к окончанию пахоты, кто-то – к выходу на сенокос. Каждая семья приносила свои выпечку и приготовленные угощения. Где-то накрывали общий стол, а где расходились по своим столам, но угощая всех. Девушки надевали свои самые красивые наряды, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение и присматривая себе невест. После сытной трапезы веселились, играли, плясали, водили хороводы, пели до самого вечера. Задание квеста состояло в том, чтобы выучить несколько основных движений народного удмуртского танца и точно их воспроизвести. Баллов можно было лишиться за допущенные ошибки и за то, что кто-то из команды заскромничает и не захочет участвовать в этом испытании.
– Мне очень нравится эта историческая игра. Мы с ребятами узнали много нового о разных народах нашей большой страны. Поиграли, повеселились и отлично провели время, -призналась студентка РГУП Карина Полященко. – Наша команда очень хорошо потанцевала, было все очень энергично, задорненько. Так что станция «Праздники» мне понравилась больше всего. Танцами не занимаюсь, но было интересно. Сегодня захотелось больше узнать о традициях народов нашей страны. Завтрашний праздник очень важен, поскольку посвящен нашей стране. Нужно помнить о ее единстве. Считаю, что здорово его проводить с родными и близкими людьми.
Станция «Народные костюмы»
Здесь участникам квеста тоже сначала рассказали о характерных деталях некоторых национальных костюмов народов России. В нарядах русского народа сочетаются насыщенные цвета и большое количество деталей, которые дополняют образ и делают его полноценным. Красочная одежда с украшениями предназначалась для праздников, а более упрощенные варианты подходили для будней. Неотъемлемая часть традиционного русского костюма – вышивка. По ней можно было узнать, из какой губернии тот или иной человек. Обычно при помощи вышивки старались украсить рукава и подол. Отчасти ту же функцию выполнял и головной убор, в первую очередь – женский.
Чеченцы в прошлых веках активно занимались овцеводством, поэтому их одежда и обувь изготавливались из овечьей кожи и шерсти. Женщины носили платья в пол, расклешенные к низу. Мужской национальный костюм состоит из папахи, полукафтана-бешмета и штанов, которые заправлены в кожаные сапоги. В праздничные дни сверху надевают черкеску. Чеченцы – прирожденные воины, поэтому у них за поясом обычно находится оружие.
Мордовский костюм – настоящее произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи. Мужской национальный костюм состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче. Для изготовления женского народного костюма используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.
Жители северных регионов подбирают для себя теплую и удобную одежду. Национальные костюмы этих народов России отлично приспособлены для обогрева тела при низких температурах, а также обеспечивают подвижность. На Чукотке мужчины носят двойные штаны на меху, такие же чулки, рубаху и сапоги. Женская одежда – из такого же материала, но отличается покроем.
Поскольку большинство татар придерживается ислама, они считают, что после смерти душа человека покидает тело через отверстия и дыры, в том числе и на одежде. Стараясь сохранить жизнь магическим оберегом, люди создавали различные орнаменты на краях и вырезах предметов гардероба.
Задание же на этой станции заключалось в том, чтобы придумать оригинальный дизайн русского национального женского головного убора – кокошника, до сих пор популярного по определенным случаям. Тут, в общем-то, каждый старался в меру своей фантазии, и упустить баллы в основном конкурсе было сложно. Но можно было получить дополнительные. Для этого в социальной сети «ВКонтакте» нужно было разместить свое фото в «авторском» кокошнике с хештегами #объединяющаянароды и #волонтерыпобеды.
Станция «Кухня»
На этой «остановке» ребятам рассказывали об интересных особенностях национальной кухни народов России. Знали ли вы, например, что сибиряки тесто для пельменей замешивали не на воде, а на чае, чтобы замороженные пельмени дольше хранились и оставались сочными. Их часто брали с собой в дорогу, чтобы быстро сварить на костре или прямо в самоваре. Для начинки обычно смешивали несколько видов мяса.
На Русском Севере главным блюдом служила рыба, особенно треска. Считалось, что ее можно есть каждый день и она никогда не приедается.
Дальневосточная кухня славилась изобилием морепродуктов. На побережье Тихого океана в пищу шли многочисленные сорта рыбы и икры, крабы, кальмары. Рецепты блюд первые русские переселенцы заимствовали у коренных дальневосточных народов. Они научились готовить вяленую рыбу ситми, жарить на костре мясо изюбрей, солить на зиму съедобные побеги папоротника.
Урал – многонациональный регион, поэтому здесь смешались кулинарные традиции разных народов. Русские научились готовить тюркский бешбармак – блюдо из тушеного мяса и кусочков теста. В него, по примеру башкир, иногда клали баранину, а иногда – говядину и картофель, как было принято у казахов.
Кухня Поволжья отличается изобилием блюд, в состав которых входят ягоды и овощи. Из среднерусских кулинарных традиций в этом регионе сохранились многочисленные виды щей и каш, блюда из отварной или запеченной речной рыбы.
Основой кухни Юга России стали кулинарные традиции Кубани. На плодородных землях в изобилии росли злаки, картофель, овощи и фрукты, которых почти не было в других регионах. Поэтому на кубанском столе всегда было много овощных блюд. Из тыквы варили кашу, из капустных листьев и мясной начинки готовили голубцы. Если в среднерусский борщ всегда клали много свеклы, а иногда добавляли свекольный сок, чтобы блюдо было насыщенного красного цвета, то на Кубани могли обходиться вовсе без нее. Там «правильный» борщ был ярко-оранжевым, цвет ему придавали помидоры и сладкий перец.
Задание на этой площадке состояло в том, чтобы правильно распределить предложенные карточки с ингредиентами между тремя блюдами – блинами, борщом и пельменями. Но мало разложить карточки по правильным стопкам. Потом их надо еще и забросить в соответствующую коробку с расстояния в пару метров. Точность приносили существенные 16 баллов, так что знатоки кулинарии здесь легко могли компенсировать просчеты на других площадках.
Станция «Народные приметы»
Наконец, последняя станция (условно, каждая команда проходила их в разном порядке) была посвящена народным приметам. Приметы – это вера в знаки, которые предсказывают будущее. Одни возникли из постоянных наблюдений за природой, а другие – из мистических представлений о мире. В основе мифических примет лежит суеверие, у них нет рационального объяснения. Но некоторые приметы объясняются законами природы или нормами поведения в обществе. Они рассказывали о хозяйстве, отношениях в семье. Например, примета «Рассыпать соль – к ссоре» известна очень давно. Соль раньше стоила не в пример дороже, чем сейчас, поэтому неаккуратное с ней обращение действительно могло стать причиной конфликта.
Природные приметы помогали определить, когда сеять и собирать урожай, какая ждет погода в ближайшее время. Например, «если ласточка летает низко – быть дождю». Объяснение довольно простое: когда «пахнет дождем», то есть высокая влажность, -крылышки у мошек тяжелеют и тянут к земле, вслед за кормом снижают высоту полета и ласточки. Или же «Дрова не разгораются и дымят – к оттепели». Дело в том, что поленья впитывают влагу из воздуха и, отсырев, разгораются дольше. Крестьяне связывали природные явления и календарные даты, замечали, в какой день шел дождь, когда были роса, иней и туман, и делали долгосрочный прогноз. Благодаря этому появился календарь земледельца. Задание на станции состояло в том, чтобы по картинкам определить ту или иную примету и рассказать, в чем ее суть.
Итоги
Когда члены жюри внимательно подсчитали баллы, набранные всеми командами, оказалось, что призовые места забрали три команды из одного вуза – «Аррива», «Культурный клуб» и «Вершители правосудия» из Российского государственного университета права.
– Сегодня и волонтеры, и участники мероприятия – по сути, ровесники. И те, и другие – студенты, – добавила Ольга Команова. – В этом нет специальной задумки. Но так часто у нас выходит, что активисты и участники проектов оказываются одного возраста.
Ольга добавила, что 12 июня мы отмечаем своего рода «единство в многообразии», свойственное нашему народу. Это еще один повод показать, насколько мы любим свою Родину.