Выставка «Правило веры и образ кротости» (0+) открылась в музее имени Крамского в четверг, 31 августа. Экспозиция посвящена 400-летию со дня рождения святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

Более 100 икон из частных коллекций

На экспозиции представлено более 100 икон из частных коллекций. На ее открытии побывали губернатор Александр Гусев и глава Воронежской митрополии, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Глава региона отметил, что выставка – значимое событие в духовной жизни воронежцев.

– Епископ Митрофан оставил после себя большое духовное наследие для всей нашей страны. Он помогал императору Петру I во всех его начинаниях, в укреплении нашего государства. В то же время он не был преемником западной идеологии, которая пыталась разрушать наши духовные основы. Прошло уже 400 лет, а все, что говорил Митрофан, по-прежнему актуально. Мы следуем заветам, которые он нам оставил, – обратился к посетителям выставки Александр Гусев.

Владыка Сергий поздравил всех воронежцев с праздником – 400-летием со дня рождения святителя Митрофана.

– Практически каждая икона, которая здесь представлена, снята со святого угла, где на нее молились люди. Молитвенная традиция не прерывалась, потому что сама икона теряет свою сущность и духовную силу тогда, когда на нее не молятся, когда с ней не разговаривают. Она как бы перестает с нами говорить. А когда люди верующие молятся на нее, происходит отдача. Благодаря выставке каждый человек сможет увидеть святость, которую излучает каждая икона, – рассказал владыка.

Глава Воронежской митрополии добавил, что время, в которое жил святитель Митрофан, было очень тяжелым. К лику святых его причислили только через 130 лет после кончины.

Половина образов, представленных на выставке, принадлежит частному коллекционеру Алексею Конюшенко. Он собирает иконы и старинные книги о воронежских святых с 2011 года – выкупает их из стран ближнего зарубежья, США, Германии, Англии.

Глядя на экспонаты выставки, можно проследить, как под влиянием времени менялась иконописная манера. Например, иконы ярославской школы, киоты которых оформлены пестрым цветочным орнаментом, ориентировались на стиль барокко. Есть образа, больше похожие на портреты. Некоторые изображения святителя Митрофана напоминают западноевропейские гравюры. На нескольких иконах святитель Митрофан изображен молодым, а на одной работе – радующимся.

На выставке представлено и много икон в окладах. Их изготавливали из латуни с золочением либо из серебра.

Как появился первый образ

История появления первого иконописного образа святителя Митрофана не до конца изучена. Версии его создания расходятся.

Согласно первой точке зрения, после кончины святителя Митрофана в Воронеже не осталось его прижизненных портретов. А после того, как епископ был причислен к лику святых, архиепископ Антоний (Смирницкий) поручил воронежскому художнику Ивану Шевцову создать иконописный образ первого воронежского епископа. Поначалу тот отказался – ведь живописцу не на что было опереться, никаких описаний не сохранилось.

Тогда святой Митрофан начал являться воронежцам во сне. Сразу несколько верующих рассказали об этом Владыке Антонию. Митрофан приснился и ему. Святой Антоний послал тех воронежцев к художнику Ивану Шевцову, который на основании услышанного и запечатлел образ святителя Митрофана.

Другая точка зрения гласит, что Митрофан Воронежский явился во сне самому Ивану Шевцову. Святой был в монашеском облачении и с книгой «Духовное завещание» в руке. Проснувшись, художник воспроизвел увиденный образ.

Есть и более реалистичная точка зрения. Старший научный сотрудник музея имени Крамского Валерия Меремьянина рассказала, что Иван Шевцов был губернским секретарем, а живописью занимался на любительском уровне. Он переписал старое изображение святителя Митрофана, которое хранилось у купцов Гардениных. Так получилась первая икона епископа Воронежского. Правда, она не сохранилась.

Но объединяет все три версии тот факт, что первые иконы святителя Митрофана были написаны на основе работы Ивана Шевцова. Искусствоведы называют их иконами шевцовского иконографического типа. Эти произведения можно увидеть в начале экспозиции.

– На них святитель Митрофан изображен в монашеском одеянии. Он держит свое духовное завещание, которое составил за несколько лет до своей кончины. Иконописцы по-своему переосмысляли образ Митрофана. Одинаковых его изображений нет. На иконах одних взгляд святого направлен в сторону, на других – он смотрит на зрителя, – отметила Валерия Меремьянина.

Выставка «Правило веры и образ кротости» будет работать до 12 ноября. Стоимость билетов: для взрослых – 250 рублей, для школьников, пенсионеров, студентов – 150 рублей. 17, 23, 24, 30 сентября в 15:00 по выставке будут проводиться экскурсии. Их стоимость – 100 рублей.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».