Экспертная сессия «Меры государственной поддержки различных категорий семей» прошла в рамках форума «Действуй», организованного Общественной палатой Воронежской области, в пятницу, 18 октября. Участники сессии обсудили проблему низкой рождаемости и эффективность стимулов, доступных молодым родителям. На форуме побывали корреспонденты РИА «Воронеж».
В демографической яме
Основным спикером на площадке стала министр социальной защиты Воронежской области Ольга Сергеева, честно признавшаяся, что ее всегда ставит в тупик необходимость коротко рассказать о мерах поддержки семей с детьми в Воронежской области – потому что их огромное множество, для разных категорий родителей и при разном наборе жизненных ситуаций. Вся социальная политика в РФ – это взаимодополняющие и сочетающиеся меры. Так что останавливаться приходится на основных направлениях.
Описывая текущую демографическую ситуацию, Ольга Сергеева напомнила о том, что такое суммарный коэффициент рождаемости – количество детей, которое приходится в стране на одну женщину. Минимальный показатель, который можно считать нормальным, – 2,2. Лучше, если 2,5 и выше. Два рождения – это простое замещение населения, за двух родителей. Но родителями по разным причинам могут стать не все.
– Природа не каждой женщине дарит радость материнства. Поэтому желательно, чтобы в среднем каждая женщина рожала больше двух детей. И тогда страна будет жить. И будем жить мы с вами в лице наших детей, внуков и правнуков – наших последователей, которые будут похожи на нас, – отметила Ольга Владимировна.
Министр привела удручающие данные по текущей статистике рождаемости. За 9 месяцев текущего года в Воронежской области появилось на свет 11 968 малышей. Эта цифра имеет тенденцию к снижению на протяжении последних лет. Так, на 1 октября 2023 года родилось 12 602 ребенка, еще годом ранее за тот же период – 13 097. А совсем недавно, напомнила Ольга Сергеева, было больше 22 тыс. рождений. Демографическая яма объясняется в первую очередь тем, что у нас мало женщин детородного возраста.
– К сожалению, жизнь в России не всегда была простой. Так получалось, что с разницей около 20 лет на страну последовательно обрушивались такие испытания, как революция, война и послевоенное время, 1990-е годы. И к большому несчастью они били и били по одной и той же части круга условной сменяемости поколений, из-за чего мы и пришли к сегодняшнему положению дел, – отметила Ольга Владимировна.
Что заменило собой единое пособие
В такой ситуации, конечно, особую актуальность приобретают меры поддержки тех граждан, кто способен родить и воспитать ребенка, а лучше нескольких. Переходя к анализу существующего набора мер поддержки, министр Сергеева подчеркнула, что одни жизненные ситуации перекрываются федеральными программами, другие – региональными. Так складывается законченная система мер поддержки.
– Еще до недавнего времени в этой картине были существенные пробелы. Какие-то меры действовали до полутора лет, другие – до трех. Теперь появилось единое пособие, фактически заменившее разные меры поддержки в период от наступления беременности до совершеннолетия ребенка, – подчеркнула Ольга Сергеева.
Эти меры дают желаемый результат, но пока только в части роста числа многодетных семей. Это на сегодня чуть ли не единственный демографический показатель, по которому наблюдается стабильно положительная динамика. Если на конец 2023 года в регионе было 22 954 многодетные семьи, то к 1 октября 2024 года – уже более 23 800. Получается, что охотнее рожают детей в тех семьях, где они уже есть, а вот заводить первого и второго ребенка решаются реже.
В этом году создан федеральный реестр многодетных семей, что необходимо в первую очередь для получения электронного удостоверения. Оно упрощает оформление многих льгот, положенных таким семьям.
Особое внимание – участникам СВО
Переходя к вопросу о мерах поддержки семей участников специальной военной операции, Ольга Сергеева обратила внимание на слайд, где мелким шрифтом были перечислены эти самые меры.
Главным плюсом сформированной в нашем регионе системы реабилитации участников СВО Ольга Сергеева назвала наличие реабилитационного центра, тогда как в других регионах страны часто есть только специальное окно в МФЦ. Человеку, прошедшему испытание боевыми действиями, не всегда просто сформулировать свои проблемы, сидя перед таким окном. Другое дело – полноценный реабилитационный процесс с социальным стационаром, когда ветеран имеет возможность получить последовательную помощь психологов, реабилитологов и целого ряда других специалистов.
– Разработанная нами система позволяет участнику СВО сосредоточиться на реабилитации, не обращая внимания на все организационные моменты. За него все сделают социальные координаторы. Человеку достаточно знать дату, когда он отправляется в санаторий, а через несколько дней состоится встреча со специалистом центра занятости. То же самое касается и детей из их семей, кому требуется психологическая или медицинская помощь, – сказала Ольга Сергеева.
Как бороться с правовым вакуумом
Уполномоченная по правам ребенка в Воронежской области Ангелина Севергина рассказала об опыте решения вопросов, которые попадают в своеобразный правовой вакуум – когда в законодательстве нет четкого ответа, что делать, либо есть какая-то правовая коллизия, которая заставляет предпринимать много лишних, ненужных действий, когда напрашивается более простой путь.
– Наше общество идет в сторону гуманизации и человекоориентированности. Пример тому – работа многофункциональных центров, социальных координаторов для многодетных и уязвимых категорий семей. Хорошо, что государство становится чиновниками с человеческим лицом. Но все же мы сталкиваемся и с профессиональным выгоранием, и с некомпетентностью на местах, – считает Севергина.
Меры социальной поддержки, однако, не бывают совершенными. Слабые места чаще всего имеют место в вопросах взаимодействия разных ведомств или государственных органов с некоммерческими организациями. Ангелина Севергина привела конкретный пример такого недопонимания между системой здравоохранения и Социальным фондом. Маме ребенка с тяжелым заболеванием, которая не может выйти по этой причине на работу, не дают на руки необходимую справку только потому, что лечение проходит не в стационаре.
– Нужно «встретить» двух людей со стороны здравоохранения и со стороны Социального фонда, которые понимают, что это абсурдная ситуация. Этот случай заставляет задуматься над тем, что надо, наверное, что-то поправить. Чтобы выявить этот правовой вакуум, понять, что в жизни вот это случилось, а закон еще эту историю не догнал, и нужны уполномоченные, – заключила Ангелина Севергина.
Чем полезен семейный МФЦ
Директор управления социальной защиты населения Советского района Воронежа Любовь Шабанова рассказала о том, как работает открытый на базе этого учреждения первый в регионе семейный МФЦ.
– Был объявлен грантовый конкурс при софинансировании из бюджета, и мы, когда увидели условия, поняли, что уже во многом готовы к открытию семейного МФЦ, поскольку, участвуя в программе бережливых технологий, во многом оптимизировали оказание услуг семьям с детьми, сосредоточив все в одном месте, – отметила Любовь Шабанова.
К преимуществам своего учреждения спикер отнесла наличие предварительной записи и электронной очереди, продленное время работы – с 8 до 19 часов без перерыва, – возможность воспользоваться различными информационными сервисами, включая выход на портал «Госуслуги». Есть детская комната, где на время оформления документов можно оставить ребенка. С ним, кстати, в это время может пообщаться психолог. По опыту работы, очень много проблем выявляют на этом этапе.
– Но ребенка можно оставить не только на время оформления документов. У нас есть услуга кратковременного присмотра, когда на период до трех часов родители могут доверить ребенка нашим специалистам и заняться своими делами, не важно какими, – добавила Любовь Шабанова.
Кроме того, существует отделение экстренной психологической помощи. За ней с начала года обратилось больше 300 человек, в 102 случаях специалисты выезжали на дом. Обычно в составе такой выездной бригады присутствуют психолог, соцработник, медик, по необходимости – другие специалисты.
Студенческая семья – большая редкость
Проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности Воронежского государственного университета инженерных технологий Галина Иванова начала рассказ о студенческих семьях с небольшого интерактива. Простым поднятием рук выяснилось, что среди присутствующих нынешних студентов намного меньше тех, кто уже создал семьи, чем среди людей более старшего возраста, кто сделал это в студенческие годы.
– Из 5,5 тыс. студентов на дневной форме обучения только 27 состоят в браке. Только в двух студенческих семьях есть дети. Восемь студенток имеют детей, но не состоят в браке, – поделилась неутешительной статистикой Галина Петровна. – Мне стало беспокойно. В той демографической ситуации, в которой мы сегодня находимся, наша задача – рассказывать студентам, что семья – это не страшно, мотивировать их на создание семьи. И мы готовы помогать таким семьям.
Среди инструментов – прежде всего меры материальной поддержки: повышенная стипендия, материальная помощь один раз в год – в размере пяти академических стипендий, два раза за семестр – в трехкратном размере, три раза в семестр – в размере академической стипендии. Отдельные выплаты предусмотрены беременным студенткам.
– В нашем университете в 2022 году была открыта комната матери и ребенка. Предполагаем, что в 2025 году начнет работать комната временного пребывания детей, где студентки смогут оставить ребенка под присмотром специалиста, – добавила к сказанному проректор Воронежского государственного технического университета Анна Свиридова. – Кроме того, предусмотрены скидки семейным студентам за обучение на коммерческой основе и за проживание в студенческом городке.
«Слайды» Заборовских
Семья Заборовских, в которой двое своих и 13 приемных детей, стала отличным примером того, что ячейка общества с большим числом детей может быть счастливой и благополучной.
– У нас организаторы спрашивали, сможем ли приготовить слайды для презентации. Так вот, позвольте, я приглашу сюда шесть своих «слайдов», – пошутил глава семьи Иван Заборовский.
И после этих слов в центр зала вышли улыбающиеся детишки.
– Сережка, самый старший из наших «слайдов», долго не хотел идти на руки и садиться папе на шею. Не пошел на это даже во время долгой экскурсии по Дивногорью. Пришлось пойти на хитрость. Я затеял игру и спрятал все игрушки так, что их можно было достать только с моих рук. Он не хотел, но старшие братья буквально потребовали от него: «Как хочешь доставай нам игрушки!» Боялся, но доставал. А через неделю уже прыгал с сарая ко мне на шею. У нас была игра «Папа никогда не уронит», – поделился трогательными воспоминаниями глава многодетной семьи.
Еще один лайфхак был связан с необходимостью выучить таблицу умножения. В семье объявили конкурс рисунков, но... перед непосредственно конкурсным рисунком нужно было нарисовать эту самую непосильную таблицу.
Иван Заборовский вспомнил, как долго и муторно оформляли пособия на старших, родных детей. Сегодня же некогда сложный для родителей процесс устройства ребенка в детский сад благодаря электронным сервисам занял у многодетной семьи всего два дня. Моментами, которые нужно улучшить, мужчина назвал процесс получения детьми-сиротами квартир, положенных им от государства.
Завершилась работа секции вопросом общественницы и многодетной мамы из Калачеевского района об адресности мер поддержки. По ее словам, меры поддержки работают прежде всего для малообеспеченных семей, и многим быть малообеспеченными выгодно. При этом заработок многих немного выше минимального уровня, но пособия уже не положены. Возможность бесплатно посещать музеи в районах не актуальна из-за того, что там чаще всего один-единственный музей. То же самое – с общественным транспортом, которого нет в небольших районах.
Ольга Сергеева отметила, что эксперименты с порогом прожиточного минимума не дали никакого результата. Принципиально изменить ситуацию может его полная отмена, но это вряд ли возможно. В то же время работа по актуализации мер поддержки, их соответствия запросам общества постоянно ведется и находится на контроле у губернатора.