В 2024 году Воронежской областной библиотеке имени И. С. Никитина исполнилось 160 лет. За столь внушительный срок она не один раз сменила адрес и даже имя, потеряла книжный фонд и восстановила его. Подробнее о том, как появилась Никитинская библиотека, – в материале РИА «Воронеж».
Публичная, но недоступная
История Никитинки начинается в 1830-х годах, когда по всей России развернулось движение по созданию губернских публичных библиотек. По предписанию Министерства внутренних дел в 1834 году в Воронеже в здании Дворянского собрания (сегодня это пересечение улиц Фридриха Энгельса и Чайковского) открылась первая публичная библиотека. Она существовала на добровольные пожертвования и была доступна не для всех сословий. Со временем ее вовсе перестали посещать, и, как писал историк Григорий Веселовский, даже «самый ключ от библиотеки был потерян».
С приходом к власти императора Александра II в 1850-е годы в стране начался духовный и общественный подъем, что повлияло и на формирование городской публичной библиотеки. Кроме того, в это же время при книжных магазинах стали открываться библиотеки для чтения – например, книжная лавка Дмитрия Кашкина и магазин-читальня Ивана Никитина.
Библиотека Михаила Де-Пуле
Официальным днем открытия Никитинской библиотеки считается 14 февраля 1864 года. Для организации дела был учрежден временный комитет во главе с губернатором Михаилом Чертковым. В обязанности комитета входило искать средства на содержание учреждения, излагать соображения об устройстве библиотеки и разработать для нее Устав.
Среди членов комитета был Василий Тулинов, который предоставил помещение – флигель во дворе своего дома (сегодня на этом месте стоит дом № 2 на улице Комиссаржевской). Библиотека расположилась в пяти комнатах.
– Комната для дам, комната комитета, который управлял библиотекой, абонемент, в котором читали люди, гардеробная и комната для библиотекаря. Это здание дали сроком на пять лет безвозмездно в аренду. Потом библиотека своего места не имела, все время переезжала. Была она и в доме купчихи Нечаевой. Сейчас на этом месте стоит памятник Бунину, – рассказала заведующая отделом краеведения библиотеки имени Никитина Маргарита Бутина.
Основателем библиотеки современники считали редактора сборника «Воронежская беседа» и газеты «Воронежские губернские ведомости», а также друга и душеприказчика Ивана Никитина – Михаила Де-Пуле. На создание Никитинки собирали всем миром при помощи благотворительных обедов и спектаклей, а также пожертвований от частных лиц. Книги и мебель, которые остались от первой публичной библиотеки, тоже были переданы во вновь открытую.
– Существовали членские взносы, но они были не очень большие. Библиотека должна была отчитываться, сколько она получила денег и на что они тратились. Сначала эти отчеты печатали в газете «Воронежские ведомости», а потом стали выпускать отдельные брошюры и в каждой из них помимо денежных отчетов писали, какой социальный состав посещал библиотеку, – рассказала Маргарита Бутина.
Также в этих отчетах давали информацию о литературных предпочтениях того времени: когда-то больше читали Толстого, когда-то Достоевского и так далее.
В целом новая библиотека первое время процветала, в течение 1864 года ее посетили более 9 тыс. человек, но со временем и это учреждение стало приходить в упадок. Михаил Де-Пуле уехал из Воронежа, комитет распался, без поддержки властей библиотеке было сложно работать.
Новая жизнь
В 1870-е годы обустройством библиотеки занялся новый кружок, организованный земским врачом Константином Федяевским. Его имя носит Воронежская городская клиническая больница №2.
– Константин Федяевский очень много сделал для библиотеки. Он со своей женой Елизаветой Васильевной и знаменитым преподавателем, создателем классических учебников по математике Андреем Киселевым, а также с писателем Николаем Бунаковым читал лекции. Деньги, вырученные таким образом, передавались библиотеке, – отметила Маргарита Бутина.
Новый директор библиотеки добился от города просторного помещения на втором этаже Зимнего городского театра (старое здание драматического театра имени Кольцова). Именно здесь ввели выдачу книг на дом.
В начале XX века в городе действовали три филиала библиотеки, а также был загородный зал, таким образом, книга становилась частью быта рабочих и ремесленников. К началу Первой мировой войны Воронежская публичная библиотека по наполняемости фонда занимала одно из первых мест среди провинциальных библиотек.
В 1919 году библиотека получила имя революционера Якова Свердлова, ее фонды за счет новой литературы значительно разрослись. В 1920–1930-е годы открывается детское отделение, а при нем разнообразные кружки: книжный, художественный, драматический и пения. Для взрослых программа также становится более разнородной. Появляются вечера и встречи с писателями, конференции.
В 1934 году библиотека переехала в бывший Дом губернатора и стала культурным центром города и области.
Отпечаток войны
Одной из самых трагичных страниц истории библиотеки стала Великая Отечественная война. В 1942 году частично погиб книжный фонд библиотеки. Часть книг увезли в Германию, часть в Курск.
Издания, которые отбыли в Курск, после войны попали в библиотеку Воронежского госуниверситета, и у Никитинки практически ничего не осталось.
В фондах было много дореволюционной литературы, но все это оказалось потерянным. И тогда библиотекарь краеведческого отдела отправил письма по всей России с призывов сдать книги для воронежской библиотеки.
– Поток пошел. В том числе в библиотеку попали книги, на которых есть штамп: «В память Королева Георгия». Это была семья врачей Королевых, сын был медиком на фронте, погиб. У него осталась богатая библиотека. И родители, для того чтобы увековечить имя своего сына, передали в дар Никитинке несколько экземпляров из его собрания, – рассказала Маргарита Бутина.
В коллекции Георгия Королева встречается историческая и иностранная литература. Кроме того, в зал иностранной литературы передали много книг союзники из США и Великобритании.
В 1944 году в Доме-музее имени Ивана Никитина открылась временная читальня.
Добро пожаловать домой
В послевоенный период у библиотеки долго не было своего постоянного здания. В первую очередь в городе восстанавливали и строили жилье, больницы, школы.
– Проект современной библиотеки создавали очень долго. Сначала один придумал, потом другой закончил. Изначально проект здания был совсем не такой. По периметру крыши планировались высотные шпили, в Москве строили высотки с одинарным шпилем, а у нас их хотели сделать четыре. Архитектор Николай Троицкий это задумывал, но из-за указа Никиты Хрущева «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» реализовать это не удалось, – поделилась Маргарита Бутина.
В 1963 году библиотеке в честь 100-летия поэта Ивана Никитина было присвоено его имя, а в 1964-м учреждение переехало в здание, в котором находится и по сей день.
До войны на этом месте находилось здание Областного комитета КПСС, разрушенное немцами.
– Говорят, что подвалы современного здания сохранились с обкомовских времен. Там сейчас книгохранилище, но посетителей не пускают. Честно говоря, я сама боюсь туда заходить: если спустишься и выключат свет, то оттуда уже не выберешься, – отметила Маргарита Бутина.
Стеллажи в книгохранилище перемещаются при помощи механизмов, есть и подъемник для книг.
– Сейчас посетителей мало и его практически не запускают, но раньше без него обойтись было нельзя, потому что необходимая книга могла оказаться на любом этаже и оперативно доставить ее мог только этот подъемник, – объяснила Маргарита Бутина.
В фондах Никитинской библиотеки хранится более 3 млн письменных документов по различным отраслям знания. По этому показателю она входит в десятку крупнейших региональных библиотек России.