В субботу, 18 мая, на Советской площади прошел первый день фестиваля «Русское лето». На мероприятие, помимо военных корреспондентов, артистов и музыкантов, приехали волонтеры СВО из разных городов России – Нижнего Новгорода, Москвы, Арзамаса, Таганрога, Ростова-на-Дону. Были и те, кто прибыл в Воронеж из новых регионов и из зоны боевого соприкосновения.
Ведущий фестиваля «Русское лето» – известный волонтер и руководитель штаба Захара Прилепина в зоне СВО Юрий Мезинов – приехал из донецкого поселка Очеретино, который недавно освободили вооруженные силы России.
– У нас есть два волонтерских центра с гуманитарными складами – в Запорожской области и ЛНР. Третий склад – в Ростове-на-Дону. Армия России нам помогает с ростовского склада возить в города гуманитарную помощь. Волонтеры приезжают к нам со всей страны и из-за рубежа – из Чехии, Австралии, стран СНГ. Они работают с мирным населением в прифронтовой зоне. Эта помощь – абсолютно разнообразна, – пояснил Юрий Мезинов.
В 2023 году Юрий также приезжал в Воронеж на фестиваль «Русское лето» – был ведущим площадки волонтеров, которые оказывают помощь бойцам и гражданскому населению Донбасса и на освобожденных территориях. Он отметил, что если в прошлом году волонтеры на фестивале обсуждали технические вопросы, то на нынешнем речь идет о смыслах.
– Фестиваль «Русское лето» для нас – сбор родни: это возможность увидеться близким по духу людям. Мы обмениваемся эмоциями, мыслями, телефонами. Я очень рад, что Воронеж нас пригрел – воронежцы нас поддерживают. Думаю, что фестиваль «Русское лето» должен проводиться в каждом городе-миллионнике, он должен стать традицией. Было бы хорошо проводить такие фестивали и за пределами России. Сегодня у нас на встрече была девушка из Африки. Она спрашивала, когда на ее родине появятся фестивали русской культуры. Я поддерживаю ее – ведь через такие фестивали мы можем рассказать, какие мы, и стать понятными людям из других стран. Думаю, что пока не все смыслы «Русского лета» раскрыты, – считает волонтер.
Еще один волонтер, прибывший на фестиваль «Русское лето», – профессиональный военный, полковник в запасе, представившийся под позывным «Тоха». За плечами офицера в отставке – несколько командировок в горячие точки и участие в специальной военной операции.
На Донбассе мужчина получил ранение, после чего был демобилизован. После этого офицер стал ездить в зону СВО как волонтер – возить в зону боевого соприкосновения гуманитарную помощь, оборудование и спецснаряжение – приборы ночного видения, тепловизоры, квадрокоптеры, «оптику». Помимо этого, офицер помогает детям из детских домов и приютов, находящихся на линии боевого соприкосновения. Офицер признался, что слово «волонтер» ему не близко – себя он называет «доброделом».
– Мы со своей командой называем себя «доброделами». Все мы – ветераны боевых действий. Но в нашу миссию входит и помощь мирным жителям, – поделился боец.
Добровольцы помогают родителям найти детей, с которыми они разлучились из-за боевых действий. Многим ребятам, пережившим обстрелы и «прилеты» и получившим травмы, сообщество «доброделов» помогает восстановить здоровье. Например, волонтеры помогли девочке, которая попала под минометный обстрел и получила контузию. После пережитой травмы малышка перестала говорить. «Тоха» и его соратники помогли ребенку пройти нужную реабилитацию. Благодаря ей девочка снова стала говорить.
Молодой волонтер Максим Кузнецов – представитель благотворительного фонда «Добрый ангел». Парень приехал на фестиваль «Русское лето» из Москвы. По профессии он системный администратор.
– Когда началась специальная военная операция, я понял, что сидеть сложа руки нельзя – нужно участвовать в волонтерской деятельности. Я вышел на фонд «Добрый ангел», начал ездить в зону СВО, участвовать в сборе гуманитарной помощи. Постепенно у меня появились и знакомые, которые сейчас на линии боевого соприкосновения, – рассказал Максим.
На территорию ЛНР, ДНР и Запорожья волонтер ездил около десяти раз.
– Мы возим гуманитарную помощь, аптечки и медицинские препараты для мирного населения и военных, передаем детям и взрослым необходимую одежду, книги, занимаемся и адресной помощью. Кроме того, мы оказываем психологическую помощь. Важно понимать, что мирные люди, живущие там, – часть «русского мира». Им важно знать, что о них помнят и им помогают люди с «большой земли», – пояснил Максим Кузнецов.
Среди волонтеров было и много девушек. Так, на фестиваль из Таганрога приехала известный доброволец Дарья Ланько. Поначалу девушка оказывала помощь беженцам из ЛДНР, позже стала ездить на Донбасс вместе с волонтерами движения «Неравнодушные».
Сейчас девушка возглавляет волонтерский гуманитарный центр в Запорожской области. Волонтерский штаб работает второй год. Добровольцы занимаются сбором и доставкой гуманитарной помощи для мирного населения (в зависимости от потребностей населения), помогают пожилым людям и местным властям.
– Мы также на постоянной основе помогаем нашим ребятам – бойцам. К нам потоком поступают острые задачи. Поскольку мы находимся там, мы можем помогать быстрее. Мы общаемся с ребятами глаза в глаза, поэтому их потребности узнаем непосредственно от них, – рассказала Дарья.
У девушки-волонтера есть семья – супруг и ребенок. Близкие с пониманием относятся к ее выездам в зону СВО. На фестиваль «Русское лето» Дарья приехала вместе с мужем.
– В зоне СВО я провожу много времени – наверное, даже больше времени, чем дома. Все это стало возможно только благодаря поддержке моей семьи, мужа. Мои близкие понимают меня и помогают чем могут, – поделилась девушка.
Для Дарьи фестиваль «Русское лето» – возможность увидеться со своими друзьями и соратниками.
– «Русское лето» – это настоящая концентрация родных людей – близких мне по духу. Их объединяет любовь к Родине, желание помочь. Для меня поездка в Воронеж – возможность увидеться с ними, причем в непринужденной обстановке. На сегодняшнем концерте мы слушаем любимых музыкантов. Это незабываемые впечатления, – рассказала девушка.
Первый день фестиваля «Русское лето» завершился патриотическим концертом на площади перед Воронежским концертным залом. Как прошло мероприятие – в материале РИА «Воронеж».