Инновационное развитие региональной экономики в области сельскохозяйственного машиностроения обсудили в рамках индустриальной платформы в стенах Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ) в четверг, 3 октября. Встреча собрала предпринимателей, имеющих то или иное отношение к отрасли, и представителей вузов, где ведутся инновационные разработки, которые могут быть интересны воронежскому бизнесу. В работе платформы приняли участие представители правительства Воронежской области – руководитель секретариата губернатора Игорь Лотков, министр промышленности и транспорта Сергей Хлызов, замминистра сельского хозяйства Елена Дорохова. РИА «Воронеж» расскажет о самом интересном, что прозвучало в рамках работы индустриальной платформы.
Диалог производителей и вузов
Перед началом работы платформы журналисты задали ряд вопросов Игорю Лоткову, выступившему в роли модератора встречи. В частности, поинтересовались, должно ли государство в принципе контролировать инновационные процессы в экономике или они должны развиваться самостоятельно?
Игорь Анатольевич подчеркнул, что новая инициатива правительства Воронежской области направлена на точечное, углубленное взаимодействие с отдельными отраслями промышленного производства региона.
– Сегодня на повестке у нас – отрасль сельскохозяйственного машиностроения, так называемая агротехника. Эта отрасль очень важна с точки зрения вклада в экономику региона. Мы сельскохозяйственный регион. Мы с вами знаем, что столкнулись с ситуацией ухода зарубежных поставщиков, которые во многом решали вопрос обеспечения сельскохозяйственной техникой наших компаний. Вопрос импортозамещения становится достаточно острым на сегодняшний день. Чтобы наша профильная отрасль предложила полноценную замену ушедшим поставщикам, нужно ее ускоренное технологическое развитие. Если говорить об инновационном развитии, нужен постоянный диалог. Второй участник этого диалога – наша вузовская отраслевая наука, которая традиционно специализируется на научном обеспечении сельскохозяйственного машиностроения. Сегодня представители науки и бизнеса обмениваются видением того, что будет востребовано и будет работать через 10−20 лет на наших полях и что нужно сделать совместно, – отметил Игорь Лотков.
Модератор информационной платформы также подчеркнул, что воронежские производители сельхозтехники ни в коем случае не будут замыкаться в себе, а обязательно учтут все лучшие наработки, которые имеются в России и за ее пределами.
- Большой вклад в работу на этом направлении получилось сделать благодаря национальному проекту повышения производительности труда. Наш региональный центр компетенции в течение трех лет ведет точечную работу на предприятиях, в том числе сельхозмашиностроения, по повышению производительности труда. Есть методика, алгоритмы, финансирование этой работы. Собственно, из этого и возник запрос на сегодняшнюю встречу. Изучая проблемы отдельных предприятий, увидели, что есть системные задачи, – добавил Игорь Лотков.
Нужна научно-испытательная станция
Открывая работу платформы, Игорь Лотков назвал общими проблемами отрасли сельскохозяйственного машиностроения вопросы организации производства, технологическое перевооружение, соответствие продукции запросам аграриев.
- Сегодня мы не рассчитываем прийти к каким-то финальным решениям. Наша цель сейчас – сформулировать направления дальнейшего движения, пути развития отрасли и преодоления проблем, – отметил модератор. – Однако, чтобы двигаться к будущему, надо еще решить ряд сегодняшних проблем. Слышим от вас, что есть определенные сложности.
Из представителей науки первым слово взял профессор кафедры сельскохозяйственных машин, тракторов и автомобилей Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ) Иван Баскаков. Взаимосвязь науки и производства была бы полезна обеим сторонам, что доказывает история нашей страны, отметил спикер. Большим шагом вперед будет хотя бы воссоздание того, что было потеряно.
– В 1925 году будет столетие нашей кафедры, и надо отметить, что уже в 1920–1930-е годы прошлого века при кафедре имелась научно-испытательная станция, проводились исследования прототипов первых тракторов, сравнительные испытания отечественной и импортной техники, которой было достаточно много. Это позволяло преподавателям не только лучше узнать современное состояние отрасли, но и наталкивало на какие-то мысли. К сожалению, в какой-то момент станция была расформирована. Хотя если мы посмотрим на современное состояние отрасли в разных странах, то мы увидим, что у них есть так называемые корпоративные станции. Это обмен опытом внутри одной большой компании либо работа нескольких компаний, – рассказал Иван Баскаков.
Сегодня ВГАУ при поддержке со стороны региона и заинтересованных инвесторов вновь мог бы вести такую работу, считает он. Научно-испытательная станция нужна хотя бы одна на регион. Отсутствие ее ведет к тому, что практикующие производители в основном копируют зарубежную технику, а ученые уходят в теоретическую плоскость.
– И то, и то плохо. Копируя кого-то, мы уже заранее отстаем, – уверен Иван Баскаков. – А большой разрыв науки и производства делает их неинтересными друг другу. Мы, например, при попытке спроектировать машину, понимаем, что просто не владеем информацией о возможностях этого производства, вынуждены долго их изучать.
В своем выступлении Баскаков подчеркнул еще, что при создании научно-испытательного центра его сотрудники должны быть защищены договором, чтобы быть уверенными – их разработки не возьмут в производство просто так, без должного внимания к создателям.
ПО – отечественное
Воронежский лесотехнический университет представлял директор инжинирингового центра Михаил Лысыч. Его доклад был посвящен перспективам развития цифрового проектирования машин.
Искусственный интеллект в полной мере никогда не вытеснит живого инженера, считает Лысыч. Зато возьмет на себя многие рутинные процессы. Например, ИИ хорошо справляется с задачей оптимизации по массе, особенно когда применяется вместе с технологией 3D-печати. Что касается программного обеспечения, то используют разработки отечественных компаний. Адаптировать ПО под работу конкретных опытных моделей, как правило, не приходится – достаточно тех настроек, что заложили в него разработчики.
О перспективах использования IT-решений в аграрной отрасли на примере создания программно-аппаратного комплекса для беспилотной обработки полей порассуждал проректор по науке, инновациям и цифровизации Воронежского госуниверситета Дмитрий Костин.
Инновационный комплекс состоит из трех взаимосвязанных между собой модулей. Первый, модуль мониторинга состояния посевов, дает оценку текущего состояния, учитывая данные по севообороту, вегетации, рельефу местности, прогнозу погоды, влажности и температуре почвы. На основе всех этих данных можно получить прогноз урожайности. Модуль планирования и мониторинга работ самостоятельно рассчитывает норму внесения семян и удобрений, а в конечном итоге – планирует уборочную кампанию. Модуль мониторинга состояния техники призван контролировать ее передвижение и потребление топлива, статус работ, знать историю операций и т.д.
К основным преимуществам такого комплекса относят высокую периодичность обновления пространственных данных (с беспилотной техники отчеты приходят на кроссплатформенную систему взаимодействия и визуализации, анализируются ею и выдаются конечному адресату уже в виде отчета, а не просто набора фактов), независимость от зарубежного ПО (используется, в частности, отечественная система навигации ГЛОНАСС), снижение производственных затрат и уменьшение рисков недостижения планируемых показателей. Плюс – создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
Чем полезны «цифровые двойники»
Эстафету принял декан факультета информационных технологий и компьютерной безопасности Воронежского государственного технического университета Алексей Бредихин, выступивший на смежную тему цифровизации сельскохозяйственного машиностроения.
Алексей Вячеславович заметил, что необходимость увеличения производительности труда объединяет многие воронежские предприятия – от производителей сельхозтехники до тех, что строят самолеты. Достичь результата на этом поприще можно путем использования «цифровых двойников». Как стало понятно из его дальнейших слов, речь идет о компьютерном моделировании изделия, которое позволяет спрогнозировать все, что будет происходить с ним в реальности.
– За то время, что технический университет занимается цифровизацией, а это больше 20 лет, было реализовано много интересных проектов, – поделился Алексей Бредихин. – Мы участвовали не только в моделировании, но и в проектировании изделия. Ведь «цифровой двойник» предполагает учет всей технологической инфраструктуры, необходимой для его производства.
Что касается ремонта, практиковалось создание интерактивных инструкций, позволявших получить в электронном виде техническую документацию и использовать электронные модели уже как своего рода технологические инструкции.
«Цифровые двойники» производства позволяют находить узкие места в производственном процессе: как отразится на технологическом процессе замена оборудования, изменение логистических схем?
– В целом мы – факультет достаточно большой, восемь кафедр, и своей работой охватываем все направления, где может понадобиться наша помощь, – заключил Алексей Бредихин. И выступил с предложением о включении мер поддержки для тех предприятий, которые будут готовы внедрять на своих производствах подобные инновационные решения.
Параллельный импорт процветает
Наконец слово дошло до хозяев площадки. О перспективах развития российского пищевого машиностроения высказался проректор по учебной работе ВГУИТ Виталий Василенко. Он остановился на системных проблемах производственных предприятий Воронежской области, выделенных на основе опыта взаимодействия с Региональным центром компетенций в рамках нацпроекта «Производительность труда».
К таковым отнесли отсутствие эффективного оперативно-производственного планирования, когда план работ не согласован со схемами участков, включающими расстановку оборудования и персонала. Как правило, отсутствует и матрица компетенций персонала – документ, содержащий перечень навыков, необходимый сотрудникам для успешного выполнения задачи, и методику оценки этих навыков. План развития персонала далеко не всегда ориентирован на повышение производительности труда. Отсутствуют стандарты выполнения операций, гарантирующие безопасность рабочих и качество продукции.
В 2024 году объемы выпуска в пищевом машиностроении в России увеличились на 63%. Правда, цифра эта неоднородна, и производителям советуют учитывать складывающуюся на рынке ситуацию. Показательна статистика 2023 года в сравнении с 2022-м. Так, объемы производства хлебопекарного оборудования практически удвоились. Хороший рост показали машины для переработки мяса и птицы, заметный – оборудование для комбикормовых и сахарных заводов. А вот в серьезном минусе – оборудование для переработки чая и кофе, производства рыбных продуктов, а также зерносушилки.
Профильный департамент Минсельхоза поставил задачу – за шесть лет увеличить долю отечественного оборудования в пищевой и перерабатывающей промышленности с 43% до 85%.
Среди трендов развития пищевого машиностроения в России – повышение доли современного оборудования, такого как станки с числовым программным управлением и сварочные роботы; создание оборудования для глубокой переработки сырья и безотходного производства; роботизация и внедрение искусственного интеллекта; сокращение использования энергоресурсов; удаленный мониторинг технологического процесса; трансфер иностранных технологий (без этого пока не обойтись); повышение экологических требований и требований к безопасности.
- Последние месяцы мы как раз занимаемся развитием прогрессивных инженерных школ, которые пытаются стать симбиозом науки и производства. На данном этапе мы остановились на союзе с производителями продуктов, наиболее близких нашему региону – мясо, молоко, растительное масло, зерно, – напомнил Виталий Василенко. – С другой стороны находятся наши машиностроительные предприятия из Воронежской и близлежащих областей. Крупные концерны, разрабатывая технологии глубокой переработки, хотели бы увидеть под эти технологии определенное оборудование. Но производители об этом пока не знают. Поэтому вуз старается стать той площадкой, которая объединит производителей оборудования пищевой промышленности и тех, кто заинтересован в их продукции.
Представитель «техноложки» также поделился планами. В 2025 году в вузе появится центр технической кибернетики и автоматизации технологических процессов. В 2026-м – учебно-научная лаборатория «Беспилотные мехатронные системы». А студенческое конструкторское бюро работает уже с 2023 года.
Поддержка правительства региона
Дискуссионная часть индустриальной платформы началась с выступления министра промышленности и транспорта Воронежской области Сергея Хлызова, отметившего, что правительству региона известно о трудностях производителей сельскохозяйственной техники, обусловленных прежде всего снижением спроса со стороны сельхозпроизводителей.
- Возможно, это связано с глобальными проблемами, которые мы вряд ли сможем решить на региональном уровне, – заметил Сергей Олегович. – Но сегодня будем говорить о том, чем регион может быть полезен этой категории. Это технологический суверенитет и даже технологическое лидерство. У нас налажено тесное взаимодействие с нашим опорным вузом, с Воронежским государственным университетом, в том числе в области радиоэлектроники. Теперь будем уделять повышенное внимание сельскохозяйственному машиностроению.
Замминистра сельского хозяйства Воронежской области Елена Дорохова напомнила, что, по недавно озвученной информации Воронежская область вышла на 3-е место по объему произведенной сельхозпродукции – на 356,5 млрд рублей в 2023 году, уступив только южным регионам с большей площадью сельхозугодий и более высокой численностью населения – Ростовской области и Краснодарскому краю. В Центральном федеральном округе мы занимаем первое место.
– Наш регион является лидером в стране по производству растительного масла, второе место мы занимаем по маслу сливочному, третье – по сахару и четвертое – по сыру, – подчеркнула Елена Дорохова. – К 2030 году стоит задача увеличить объем производства на 25%, в стоимостном выражении это боле триллиона рублей. Экспорт должен достигнуть цифры в 800 млн долларов.
В распоряжении аграриев региона на сегодняшний день имеется 15 тыс. тракторов, 4 тыс. зерноуборочных и 369 кормоуборочных комбайнов, 323 свеклоуборочных комбайна и свеклопогрузчика. Но в случае с последней цифрой есть нюанс – большинство машин произведены еще во времена СССР. Аграрии в полной мере обеспечены почвообрабатывающей техникой, зерноочистительными машинами и зерносушилками. 74 зерносушилки – мобильные, причем преимущественно воронежского производства.
- Воронежские дилеры смогли наладить цепочки поставок из Китая и Турции взамен той технике, которая раньше поставлялась из Евросоюза и Америки. Но полностью решить проблему импортозависимости нам пока не удалось, – констатировала замминистра. – Особенно не хватает свеклоуборочной техники, самоходных машин для уборки плодов и ягод и селекционных комбайнов.
В регионе действует ряд программ поддержки, полезных как для конечных сельхозтоваропроизводителей, так и для промышленников в отрасли сельхозмашиностроения. Одна из них заключается в компенсации части затрат на приобретение высокотехнологичных машин, оборудования и спецтранспорта. В 2023 году 19 получателей приобрели по ней 373 единицы оборудования и 11 единиц спецтранспорта суммарно на 285,5 млн рублей. Еще одна значимая мера – компенсация 30% затрат сельхозтоваропроизводителей за приобретенную технику и оборудование воронежского производства. Действует с 2014 года, но сначала компенсировалась меньшая часть затрат. В период пандемии объявили новые условия, и мера набрала популярность. В минувшем году 199 получателей компенсировали часть затрат на приобретение 427 единиц техники. В настоящий момент как раз принимаются заявки на текущий год.