Представить современную жизнь без денег довольно сложно. Ежедневно мы что-то покупаем, оплачиваем счета, перечисляем деньги на благотворительность, помогаем нуждающимся. А нужны ли собственные деньги ребенку? Если да, то сколько и на каких условиях их выдавать? За ответами на эти вопросы корреспондент РИА «Воронеж» обратилась к психологу.

Траты по карману

Одни считают, что получение денег разбалует ребенка, а другие, наоборот, уверены, что они необходимы.

– Я считаю, что нужно выдавать детям средства на личные расходы, – сказала педагог-психолог Наталья Лебедева. – Главное – соблюдать некоторые правила и строго придерживаться их, причем и детям, и родителям.

Сначала давайте разберемся, для чего давать наличные детям, ведь родители и так могут купить для них все необходимое.

Фото – Екатерина Колохова
Фото – Екатерина Колохова

– Основная цель полученных от родителей средств – научить детей грамотно обращаться с финансами, – продолжила Наталья Лебедева. – Это очень важный навык, который весьма пригодится в самостоятельной жизни. Ребенок должен уметь правильно распоряжаться личными средствами, не совершать импульсивных покупок, правильно расставлять приоритеты.

В этом поможет небольшая хитрость. Нужно попросить ребенка сначала записать все «хотелки» в список. Потом пронумеровать по степени важности и только тогда решать, действительно ли нужна ему эта покупка.

– Недостаточные знания в плане распоряжения финансами в будущем могут привести к серьезным последствиям: долговым «ямам», кредитам, необдуманным тратам, – сказала педагог-психолог. – Чем раньше ребенок начнет осваивать основы финансовой грамотности, тем лучше. Тем более что в Гражданском кодексе указано, что дети с шести лет могут совершать мелкие сделки, то есть купить мороженое или тетрадь.

Понять, готов ли ребенок распоряжаться карманными деньгами, можно, проведя небольшой эксперимент.

– Напишите небольшой список покупок, хватит двух-трех наименований, и отправьте чадо в магазин, – посоветовала собеседница. – По тому, как он разбирается в ценах, считает сумму и сдачу, вы поймете, готов ли ребенок иметь личные средства.

Цена вопроса

С вопросом, давать деньги или нет, мы разобрались. Теперь нам стало интересно, а какую сумму можно доверять ребенку.

– Мы все прекрасно понимаем, что доход каждой семьи – дело индивидуальное, и одна и та же сумма для кого-то покажется незначительной, а кому-то довольно крупной, – сказала Наталья Лебедева. – Чтобы избежать ситуаций, когда ребенок требует больше, чем вы можете ему выделить, нужно поговорить о семейном бюджете вместе с ним. Объяснить, откуда берутся деньги, как планируются расходы, и сделать совместный вывод, что тратить их нужно разумно.

Кроме общего обсуждения, постарайтесь учитывать мнение ребенка и при планировании расходов.

– Ребенок будет понимать, как в принципе строится бюджет. И тогда ему будет понятно, почему именно эту сумму ему выделили родители, – продолжила Наталья Лебедева.

В некоторых семьях заведено давать ребенку деньги за какие-нибудь заслуги, например за хорошие оценки или чисто убранную комнату. Наталья Лебедева относится к такому поощрению отрицательно.

– Очень легко мотивировать ребенка выполнять требования при помощи денег, но это не совсем продуктивно, – пояснила она. – Вскоре может возникнуть другая проблема – нежелание выполнять что-либо бесплатно.

Но можно прибегнуть к другой методике, основанной на мотивации деньгами. Введите дома систему жетонов. Каждый жетон будет эквивалентом, например, 50 рублей или дополнительных 30 минут за компьютером. В начале недели выдавайте ребенку столько жетонов, сколько готовы выделить денег. Также продумайте систему поощрений. Это может быть дополнительный жетон за чтение, уборку в своей комнате или помощь бабушке. Что выбрать, решайте сами.

Также можно ввести и систему наказаний. Заранее обговорите все условия и убедитесь, что ребенок на них согласен. Менять жетоны на деньги или время за компьютером можно каждый день или раз в неделю.

– Такая методика поможет ребенку понять, что деньги достаются не просто так, а также научит правильно расставлять приоритеты, – сказала Наталья Васильевна.

А как же быть с денежными подарками на праздники? Педагог-психолог считает, что в этом нет ничего страшного. Главное, не финансировать детей часто и бесконтрольно.

– Лучше завести правило, согласно которому дети будут получать определенную сумму в определенный день, как зарплату. И постарайтесь без объективных причин не нарушать график, – посоветовала Наталья Лебедева. - Детям помладше выдавать деньги немного чаще, например раз в неделю, мелкими суммами, ведь им сложно распределить финансы на более долгий срок. Подросткам – раз в месяц, но более крупными.

Также психолог посоветовала не ругать ребенка за ненужные, на ваш взгляд, покупки. Ребенок поймет, что деньги принадлежат ему только формально, а весь смысл научить его управляться с финансами пойдет насмарку. Грамотнее будет обсудить траты и вместе выяснить, действительно ли нужна была эта вещь.

Учимся копить

Фото – pxhere.com
Фото – pxhere.com

Нелишним будет научить ребенка копить деньги. Представьте такую ситуацию, ребенок захотел приобрести дорогую вещь, но денег у него столько нет, а в планах семейного бюджета расходов на нее не предусмотрено. Предложите ему самому накопить нужную сумму. А чтобы ребенку было интересно складывать финансы в копилку, отмечайте прогресс.

Для этого можно воспользоваться интересным лайфхаком. Расчертите лист бумаги на клеточки и пронумеруйте. Каждая ячейка будет обозначать, сколько рублей нужно положить в копилку: 1 рубль, 2 рубля, 3 рубля и так далее. Например, чтобы накопить 555 рублей, понадобится 60 клеточек. Каждый раз, как ребенок положит сумму, закрашивайте соответствующую ей клеточку – так будет нагляднее.

Таким образом, ребенок поймет, что деньги нужно зарабатывать. А то, что нам дается нелегко, ценится намного больше.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».