За десять месяцев текущего года воронежцы перевели мошенникам 1,154 млрд рублей. Такая цифра была озвучена в ходе пресс-конференции, посвященной борьбе с киберпреступностью. Мероприятие прошло в воронежском пресс-центре Интерфакса в четверг, 23 ноября. Какое место занимает регион в рейтинге интернет-мошенничества, какие новые уловки появились в арсенале преступников в последнее время и как не стать жертвой аферистов, читайте в материале РИА «Воронеж».
Звонки от «родственников» и лжеинвестирование
В качестве спикеров на пресс-конференции выступили оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска ГУ МВД России по Воронежской области, капитан полиции Алексей Жигалкин, заместитель управляющего Воронежским отделением Банка России Сергей Чупахин и специалист «Центра психолого-педагогической поддержки и развития детей» Анна Токарева.
По словам Алексея Жигалкина, за десять месяцев текущего года на территории Воронежской области зарегистрировано 6014 преступлений общеуголовной направленности, совершенных с использованием информационных технологий.
– Для сравнения, за аналогичный период предыдущего года произошло 4640 преступлений. На текущий момент мы имеем рост в 30%. За весь 2022 год общий ущерб от действий аферистов составил 844 млн, в 2023 году цифра существенно выросла, – рассказал капитан полиции.
Наиболее распространенными видами киберпреступлений остаются перевод денежных средств под предлогом отмены заявки на кредит, перевод средств на безопасный счет, выманивание денег под предлогом покупки/продажи товаров и услуг в интернете, лжеинвестирование денежных средств. В период новогодних праздников мошенники могут заманивать жертв сообщениями о скидках и привлекательных акциях на покупку тех или иных товаров.
– Не стоит доверять всему, что вы видите в интернете. Необходимо проверять каждую информацию, – призвал воронежцев Алексей Жигалкин и напомнил некоторые прописные истины в борьбе с мошенниками. Так, если вам звонит «родственник» и говорит, что попал в беду, необходимо положить трубку и самостоятельно ему перезвонить. Ни в коем случае нельзя передавать какие-то личные данные и данные банковских карт звонящему человеку.
Мошенничество – дело творческое
Представитель Банка России Сергей Чупахин тоже начал со статистики, но на уровне страны. Он сообщил, что за первое полугодие текущего года мошенники украли у россиян больше 8 млрд рублей. Сумма по сравнению с прошлым годом выросла на треть. Методом несложных подсчетов можно понять, что восьмая часть этой суммы приходится на жителей нашего региона.
Жертвы мошенников сделали более 530 тыс. транзакций. Мошенники тоже не ленятся, а постоянно мониторят информационную повестку и на основе новостей – в контексте важных событий – придумывают новые сценарии. Так, в августе, с началом эксперимента с введением цифрового рубля, начались звонки людям с сообщениями, что все их деньги собираются перевести в цифру и нужно срочно их спасти. Основным инструментом мошенников по-прежнему остаются телефон и методы социальной инженерии. Впрочем, в последнее время растет число звонков через мессенджеры. На аватарку ставят эмблему какого-то ведомства или известной организации и звонят от их лица. Также в мессенджерах стали появляться лжеаккаунты руководителей банковских структур. Ведь найти информацию в Сети с именем-фамилией и фотографию совсем не сложно. С таких аккаунтов начинается рассылка сообщений сотрудникам госструктур, руководителям крупных предприятий. Их просят ответить на звонок в рамках «проведения расследования». Сотрудникам крупных компаний могут писать от лица руководителей с просьбой оформить кредит и передать деньги курьеру – якобы у фирмы возникли кратковременные проблемы с контрагентами, заблокированы счета. За это в будущем обещают бонусы за лояльность.
В традиционные периоды скидок в торговых сетях мошенники активизируются в плане рассылки спама. Обещают фантастические скидки, распродажи, бронирование товаров на привлекательных условиях. Нужно внимательнее относиться к ссылкам в этих сообщениях. С большой вероятностью они ведут на фишинговые сайты, где осуществляется сбор персональных и банковских данных. Чтобы не попасться на эту удочку, желательно пользоваться официальными приложениями. Это касается и случаев общения с техподдержкой тех или иных компаний.
Что делать, если поздно спохватились
В том случае если вы быстро поняли, что стали жертвой мошенников, нужно незамедлительно обратиться в банк, блокировать карту или счет, чтобы избежать еще более плачевных последствий. Следующий этап – заявление о несогласии с операцией. Это можно сделать в течение суток. Карту, данные которой попали к преступникам, необходимо перевыпустить. Следующий шаг – это уже заявление в полицию.
Снимут ли с человека банковский кредит, если он докажет, что действовал под влиянием мошенников? Это уже судебная практика, все зависит от конкретных обстоятельств. Но надо понимать, что в банк человек идет лично, деньги получает себе в руки, все данные передает мошенникам также сам. На неинформированность в этом вопросе сегодня пожаловаться трудно. Так что отсутствие критического восприятия действительности вряд ли станет поводом для освобождения от долговой нагрузки.
Банком России совместно с правоохранительными органами ведется постоянная работа по блокировке преступных сайтов и телефонных номеров, которыми пользуются мошенники. Так, с 2021 года по настоящий момент заблокировано более миллиона номеров. Работа по предотвращению мошенничеств дает результат. За первое полугодие количество «спасенных» денежных средств – 1,6 трлн рублей в результате 9 млн операций – значительно превышает сумму ущерба.
Усилить борьбу пытаются и путем внесения изменений в законодательство. Так, в октябре начал действовать новый закон, регулирующий порядок взаимодействия Банка России и МВД. Упрощение межведомственного взаимодействия должно вести к ускорению расследования уголовных дел.
25 июля 2024 года вступят в силу изменения в закон о платежной системе, которые затруднят деятельность посредников, помогающих преступникам выводить деньги. Также, согласно этому закону, если жертва мошенников перевела деньги на счет, который находился в черном списке, банк будет обязан компенсировать клиенту эту сумму. Третье нововведение – так называемый период охлаждения. Если в банк поступает запрос о переводе средств на подозрительный счет, клиенту дается два дня на то, чтобы передумать и отменить операцию. Это не противоречит никаким другим нормам, поскольку банки проводят операции в срок до трех дней.
Что говорят психологи
С точки зрения психологов, если вы быстро понимаете, что имеете дело с мошенниками, лучший выход – прекратить разговор. Ведь он будет делать все возможное, чтобы усыпить ваш разум и разбудить эмоции. В эмоциональном состоянии человек перестает мыслить критически. У мошенника есть только две цели – обмануть и украсть. Нет оснований надеяться, что в какой-то момент ему станет стыдно и он прекратит свои действия. Напротив, этому типажу личности свойственны азарт и желание получить адреналин. О своих жертвах он думает в категориях «сами виноваты», «сами жадины», «сами глупые».
По словам психолога Анны Токаревой, типичный современный мошенник – это артистичный, обаятельный, разговорчивый человек, этакий лицедей. Мошенничество, в отличие от уличного грабежа, – это открытое общение. Собственно, поэтому часто жертвами становятся именно люди, имеющие недостаток в общении или тепло расположенные к другим. Социальная программа поведения мошенника не позволяет ему останавливаться на достигнутом. Он постоянно развивается. Не получилось сегодня – начинает думать, что можно сделать, чтобы получилось завтра. Чаще всего это высокоинтеллектуальные личности, умеющие пользоваться плодами высоких технологий.
Лишь в 5% случаев жертвам интернет-мошенников удается вернуть свои деньги, в основном это те ситуации, где вовремя приняты меры по обращению в банк.
Очень часто в новостном потоке нам попадается информация о том, что мошенники обманули того или иного гражданина на сумму в несколько миллионов рублей. Причем часто это люди, которых статистически трудно заподозрить в сверхдоходах. Например, те же пенсионеры. Как же выходит так, что люди, каким-то путем получившие большие деньги, которые по идее должны проявлять повышенную осторожность и предельно внимательно относиться к финансовым вопросам, так часто становятся жертвами примитивного обмана? Об этом мы спросили психолога Анну Токареву.
– Был такой американский ученый, Стивен Гринспен, предметом научного интереса которого как раз было противодействие мошенникам. Он даже написал книгу «Анналы доверчивости». Но – удивительный факт – спустя какое-то время после этого стал жертвой мошенничества, потерял все свои пенсионные сбережения. Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Человек, который до того не сталкивался с мошенниками, часто не знает, как себя вести. Это работает очень индивидуально. Кто-то из нас прислушивается к советам родственников, а кто-то действует самостоятельно, – ответила Анна.
Иногда, несмотря на то что вроде бы есть деньги, включается жадность. Хочется уберечь или даже увеличить сумму. И в этот момент как раз может отключиться когнитивная фаза, отвечающая за разумные поступки, и включается эмоциональное поведение. И неприятные последствия не заставляют себя долго ждать.