Олег Акимович Заяц – воронежский судомоделист, который на протяжении всей своей жизни создает точные копии российских и европейских парусников
Любовь к морю
Заниматься стендовым судомоделизмом Олег Заяц начал с 1956 года, когда ему было всего восемь лет. Первой его моделью стала парусная яхта П-2.
– Возле Чернавского моста когда-то был морской клуб, где я занимался в кружке судомоделирования. Соревнования по судомоделизму проходили на озере, которое раньше было возле управы Левобережного района. Кстати, моя яхта П-2 победила на областных соревнованиях, – рассказал Олег Заяц.
После армии Олег Акимович решил связать свою жизнь с морем. Из Воронежа он отправился в Литву, в портовый город Клайпеда. Там устроился мотористом на рыболовецкий траулер.
– Я понял, что море – это мое. Первые две недели у меня, как и у всех новичков, была морская болезнь, но к качке я быстро привык. Вскоре мог читать книжку во время девятибалльного шторма, – поделился Олег Заяц.
Обычно один рейс в море продолжался полгода, 175 суток. Рабочим местом воронежца было машинное отделение. По его словам, там качка ощущается меньше всего. Моряк с теплотой вспоминает морские вахты. Для матросов они продолжались по 8 часов, с восьмичасовым перерывом. Для остальных – по четыре часа, с восьмичасовым перерывом.
– Больше всего везло тем, кто нес «пионерскую вахту» – с 8 утра до 12 дня и с 8 вечера до 12 ночи. То есть ты целый день свободен, а потом всю ночь спишь. Те, кому не повезло, несли «собачью вахту» – с 4 до 8 часов утра, – с улыбкой говорит он.
В море Олег Акимович увидел столько диковинной рыбы, сколько не видел за всю свою жизнь.
– Бывало, за один раз мы поднимали до 20 тонн рыбы. Стояли в ней по пояс. Особенно «рыбное место» было у канадского полуострова Ньюфаундленд, в краю айсбергов – неподалеку от того места, где затонул «Титаник».
На рыболовецком судне Олег Заяц работал четыре года. Прошел всю Атлантику, побывал в Канаде и Африке. В перерывах между рейсами мастер приезжал в Воронеж, где его ждала жена.
– Когда нужно было идти в очередной рейс, я получал телеграмму, ехал в Клайпеду, – вспоминает он.
Но когда родилась дочь, Олегу Акимовичу пришлось «завязать» с морем и вернуться в Воронеж. Здесь, на суше, он стал автослесарем и большую часть своей жизни занимался ремонтом автомобилей.
Однако любовь к морю не угасла. Еще во время морских
рейсов Олег Заяц начал коротать свободное время в каюте за конструированием точных
моделей знаменитых кораблей
После него Олег Заяц создал модель английского чайного клипера «Катти Сарк», а потом – точную копию российского фрегата «Паллада».
В 1996 году мастер в точности повторил в миниатюре корабль «Гото Предестинация» – над моделью он работал восемь лет. В 1997 году с ней Олег Акимович представлял Россию на чемпионате мира в швейцарском городе Санкт-Галлене. Работу высоко оценило жюри – в Воронеж Олег Заяц вернулся с серебряной медалью.
Пожалуй, самой грандиозной моделью воронежского судомоделиста стала копия 104-пушечного английского линейного корабля Victory («Победа»). Ее строительство он закончил в 2012 году. На создание линкора мастеру понадобилось 12 лет.
– Мог бы и быстрее, если бы не ходил на работу и занимался только судомоделированием. Изготовлением деталей и сборкой мне приходилось заниматься рано утром, перед работой, и по вечерам, – отметил Олег Акимович.
«Виктори»
«Виктори» Олега Зайца на чемпионате России в 2012 году принесла ему золото и звание чемпиона России. Высоко оценили линкор и в Европе – модель Олега Зайца принесла воронежцу серебро на выставке в Хорватии, а в 2014-м – золото на соревнованиях во Франции и в Болгарии. Кроме того, она побывала и на выставках в Дортмунде (Германия) и Ливерпуле (Англия).
– Как ни удивительно, несмотря на то что Англия – морская держава, модели парусников такого уровня у них строить не принято. Английские судомоделисты делают простенькие, – добавил Олег Акимович.
А в 2015 году мастер создал очередной мини-линкор – «Святой Евстафий Плакида». Оригинал корабля был построен в 1762 году в Санкт-Петербурге, участвовал в Русско-турецкой войне.
«Святой Евстафий Плакида»
Последней моделью судомоделиста стала точная копия линейного корабля «Победоносец». Корабль, построенный в 1778 году, принимал участие в Русско-шведской войне. Масштаб модели – 1:80. Работа над ней у Олега Акимовича заняла четыре с половиной года.
«Победоносец»
К слову, модели кораблей для стендового моделирования не предназначены для спуска на воду – их демонстрируют на столах. На чемпионатах по судомоделизму участники представляют судьям не только сами модели кораблей, но и чертежи, по которым они были созданы. Один из критериев высокой оценки жюри – точное соответствие «кораблика» чертежам. Также жюри оценивает внешний вид модели, ее полноту и качество. Важно также, чтобы работа была выполнена достоверно с точки зрения истории.
– Если модель сделана неаккуратно, с низким качеством покраски, то судьи снижают баллы, – объяснил мастер.
Чертежи для строительства своих моделей он берет из старых советских журналов и книг о старинных кораблях. Если чертежей нигде не найти, судомоделисты прибегают к услугам фирм, которые занимаются их разработкой. Одна из таких находится в Подмосковье.
Гальюны и пушки
Рабочее место Олега Акимовича – маленький закуток комнаты. Тесная каморка рассчитана на одного человека. Трудно поверить, но именно здесь рождаются шедевры.
Каждую мельчайшую деталь для своих кораблей судомоделист изготавливает вручную, вытачивая на специальном станке. С одной его стороны установлена фреза, а с другой – патрон от токарного станка.
– Без этого станка в нашем деле никуда. Каждую деталь нужно выточить и вырезать, – говорит он.
Удержать в руках крохотные детали сложно, поэтому во время работы судомоделист использует тонкие пинцеты. Разглядеть едва заметные фрагменты корабля ему помогает большое увеличительное стекло. Изготавливает он их с запасом – на случай, если упадут на пол и затеряются.
– Блоки на канатах и петли на пушечных портах, например, нужно делать сотнями, – уточнил Олег Заяц. – А самая мелкая деталь, которую мне доводилось изготавливать, была миллиметр в толщину и пару миллиметров – в длину.
Рассказывая о модели «Святой Евстафий», он поясняет: одной из самых трудоемких ее деталей стал штурвал. В частности, большого терпения и труда Олегу Акимовичу стоило выточить едва заметные глазу ручки для этого штурвала. Потрудиться мастеру пришлось и над изготовлением световых люков на палубе и едва различимых балясин на балкончиках, которые украшают корму корабля.
Именно изящно украшенная корма – самая роскошная часть его изделий. Именно здесь располагались офицерские каюты и два офицерских гальюна. А простенький гальюн для матросов размещался в носовой части корабля.
Носовую часть моделей украшают различные фигуры – двуглавый орел, лев, русалка, рыцарь, амуры. Их Олег Заяц также выполнил сам.
Чтобы сделать корабельные пушки, воронежец сначала отливает специальную форму, а потом на ее основе штампует пушки из эпоксидной смолы. На корабле «Победоносец», например, таких миниатюр – 66. Все они стоят на не видимых глазу пушечных палубах и «выглядывают» из маленьких квадратных пушечных портов.
Как происходит сборка корабля?
Строительство модели начинается с корпуса. Из фанеры мастер изготавливает килевую раму, затем делает шпангоуты – поперечные «ребра» корпуса судна.
Всю модель корабля «Победоносец» Олег Заяц сделал из древесины груши. Внутри присутствуют и детали из липы. По словам Олега Акимовича, груша хорошо обрабатывается, это мягкий материал, а построенный из него кораблик имеет цвет, близкий к старинному оригиналу.
Когда корпус парусника готов, мастер устанавливает мачты, затем натягивает снасти, ванты и делает выбленки – узлы из смоленого троса, которые в старину служили морякам ступеньками для подъема на мачту. Этот этап работы у судомоделистов называется установкой такелажа.
– Эта часть работы – колоссальная. Снасти нужно натягивать равномерно. Если их натянуть сильно, можно завалить мачты. Не дотянуть – модель не будет смотреться.
Тросы и канаты Олег Заяц делает из шелковой нити. Он даже смастерил машинку, которая скручивает и сплетает между собой три нити в один канат.
Паруса для корабля судомоделист делает из прочной ткани. Так, паруса для «Победоносца» изготовлены из ткани перкаль – в старину ее также применяли для пошива парусов, а до 1940-х годов ей обшивали фюзеляж и крылья самолета.
Для того чтобы паруса смотрелись исторически достоверно, Олег Акимович прошивает их вручную.
– Ниточку из ткани нужно выдернуть, а вместо нее с помощью лески нужно вставить другую. Все моделисты обычно делают строчки на машинке – так проще, но вида никакого, – заметил судомоделист.
«Плавающая крепость»
На всех моделях кораблей мастера установлены спасательные шлюпки и баркасы. Интересно, что количество шлюпок не было рассчитано на всю команду.
– Но у матросов были специальные матрасы из пробки – спасательные койки, которые стояли вдоль всей палубы корабля. На них спасались в случае кораблекрушения, – показывает Олег Заяц на маленькие белые матрасы, установленные вдоль борта «Виктори».
Команда «Виктори» состояла из 850 человек. У этого линкора были три палубы со ста десятью пушками. По словам Олега Зайца, его называли «плавающей крепостью».
– Этот корабль был неповоротливым, у него была не очень большая скорость. Зато – большая огневая мощь.
Саму модель этого корабля мастер построил из липы, березы и бука, а его днище обшил маленькими кирпичиками из медной фольги – это нужно, чтобы жучки-древоточцы не испортили деревянный корпус. Каждую из медных пластиночек Олег Заяц вырезал вручную.
– «Виктори» был самым большим линейным кораблем британского флота XVIII века. Он прославился во время морского Трафальгарского сражения, которое состоялось между британским и франко-испанским флотом. Британскими морскими силами в том бою командовал адмирал Горацио Нельсон, а «Виктори» был его флагманом. Во время боя адмирал был смертельно ранен, но британский флот одержал победу и закрепил за своей страной статус «владычицы морей», – рассказал судомоделист.
Сейчас знаменитый линкор превращен в музей – его можно увидеть в английском городе Портсмуте.
Много времени и терпения
Сейчас Олегу Акимовичу 73 года. У него четверо внуков. Каждому из них он сделал по кораблю. Передавать свои творения в музей мастер не собирается – говорит, что его модели только для семьи. На заказ собирать корабли мастер не берется, хотя многие судомоделисты неплохо зарабатывают на своем хобби. И новые модели парусников судомоделист создавать не планирует – «зрение уже не то».
Судомоделистам-новичкам он советует начинать сборку кораблей с самых простых моделей.
– Начинать нужно с элементарного. Для того чтобы заниматься судомоделированием, нужно уметь работать с инструментами и читать книги по истории морского флота. Если человек загорится судомоделизмом, то точно дойдет до сборки больших моделей. Но для этого нужно много времени и терпения, – признался Олег Акимович.