В среду, 23 октября, в правительстве региона были представлены ключевые документы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов – прогноз социально-экономического развития и проект областного бюджета. Заседание провел губернатор Александр Гусев, сообщили в пресс-службе облправительства.

Промышленность вырывается вперед

Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на трехлетний период представила министр экономического развития региона Людмила Запорожцева. Параметры документа заложены в основу проекта областного бюджета. Прогноз разработан в базовом и консервативном вариантах, в докладе основные показатели были представлены по базовому сценарию.

Сначала Людмила Запорожцева представила условия развития экономики РФ. В 2024 году ожидается рост ВВП на 3,9%. Согласно прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовой темп роста ВВП в период с 2025 по 2027 год составит 102,6%. Промышленное производство в стране в 2024 году должно вырасти на 4%, в сельском хозяйстве ожидается спад на 3% на фоне рекордов прошлых лет. В 2025 году с учетом жестких денежно-кредитных условий 2024 года темп инфляции ожидается на уровне 4,5%.

– Экономика Воронежской области демонстрирует темпы роста выше общероссийских. По итогам 2024 года прогнозируемый объем ВРП составит 1,625 трлн рублей – рост на 3,9% к уровню 2023 года. В 2025 году рост экономики области должен составить 103,8% к предыдущему году. Далее по аналогии с РФ темпы прогнозируются более сдержанные – до 103,2% в 2026 году и 102,9% в 2027 году, что выше среднероссийских показателей. Интенсивным в Воронежской области ожидается промышленный рост. К 2027 году промышленное производство должно увеличиться к оцениваемому уровню 2024 года на 9,7%, – доложила министр.

Людмила Запорожцева отметила, что в 2024 году прогнозируется временное снижение производства сельхозпродукции на фоне рекордных урожаев прошлых лет и сложных погодных условий 2024 года, которые привели к гибели значительной части посевов. Начиная с 2025 года прогнозируется рост производства сельхозпродукции: в 2025 году – 106,8%, в 2026 году – 102,5% к предыдущим годам.

В строительстве, по предварительной оценке, в 2024 году объем работ может составить 199,7 млрд рублей, объем введенного жилья – около 1,96 млн кв. м. В 2027 году ожидается рост ввода жилья на 25,8% к уровню 2024 года.

Зарплата работников превысила 60 тыс. рублей

Темп роста зарплаты в Воронежской области в 2024 году оказался выше, чем годом ранее. За январь-июль 2024 года зарплата работников организаций превысила 60 тыс. рублей (118% к аналогичному периоду прошлого года). С 2025 года ожидается сохранение темпов на уровне 9−10% ежегодно, что выше среднероссийских значений.

– ВРП Воронежской области в 2027 году должен превысить показатель 2024 года на 10,2% (8,1% в РФ). В промышленности опережающая динамика – 3,1% (2,3% в РФ) – может быть достигнута за счет ускоренного роста обрабатывающих производств, в сельском хозяйстве – за счет наращивания производства в животноводстве и переработке. В среднесрочной перспективе ожидается положительная динамика инвестиций с ежегодными темпами 103,1% (102,2% в РФ). На ближайшие пять лет в перспективный план областной адресной инвестпрограммы включено более 300 объектов на 91 млрд рублей, – сообщила Людмила Запорожцева.

По ее словам, возвращение инфляции на целевой уровень 4%, как и в целом по стране, в Воронежской области ожидается в 2026 году: основные меры по ее снижению принимаются на федеральном уровне.

Рост зарплаты в бюджетном секторе должен быть наравне с другими категориями

Также в докладе проанализированы позиции Воронежской области по основным показателям среди субъектов РФ. В 2023 году по промышленному производству регион занимал 29-е место, в 2024 году эта позиция должна сохраниться.

– В сельском хозяйстве в 2023 году Воронежская область заняла третье место, но из-за неблагоприятных погодных условий может временно ухудшить свое положение в рейтинге. Однако оценки являются предварительными, и ситуация может измениться в лучшую сторону, – отметила Людмила Запорожцева.

До 12 декабря в Воронежской области также планируется утверждение прогноза социально-экономического развития региона на долгосрочный период до 2042 года.

Содокладчиком о прогнозе социально-экономического развития региона выступил проректор РАНХиГС, директор Института финансов и устойчивого развития Андрей Марголин. Он отметил реалистичность представленного региональным министерством прогноза.

– Я прошу первого заместителя председателя правительства области Данила Александровича Кустова переходить к формированию нормативной документации о поддержке инвестирования в модернизацию производств, прежде всего промышленных, для повышения производительности труда. Если инвестиции направляются на автоматизацию и роботизацию, то такие инициативы должны получать все возможные меры господдержки, как и наши особо значимые проекты, – обратился к своему зампреду губернатор Александр Гусев.

Также глава региона отметил важность роста зарплат бюджетников наравне с другими категориями.

– Мы по-прежнему планируем рост заработной платы в бюджетном секторе в зависимости от среднего уровня по экономике. Это касается и «указных», и «неуказных» работников, – отметил губернатор.

Собственные доходы бюджета должны вырасти на 4,7%

С основным докладом о проекте закона об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов выступила министр финансов региона Надежда Сафонова.

– Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2025 году должны вырасти к оценке 2024 года на 4,7% до 160,44 млрд рублей. В 2025 году в структуре собственных доходов будут лидировать налог на доходы физических лиц – 33,6% - 53,96 млрд рублей и налог на прибыль организаций – 27,5% - 44,14 млрд рублей. Также значимыми источниками остаются акцизы – 14,2%, а также налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, – 9,9% и налог на имущество организаций – 7,3%, – доложила Надежда Сафонова.

По ее словам, несмотря на выпадающие доходы областного бюджета от изменения законодательства – на 595,4 млн рублей, все налоги планируются с ростом к оценке текущего года: по НДФЛ – на 7,5%, по налогу на прибыль – 2,2%, по упрощенной системе налогообложения – 8,7%, по налогу на имущество – 1,3%.

– Расходные возможности в 2025 году превышают 197,97 млрд рублей. Доходы ожидаются на уровне 183,46 млрд рублей. При этом значительная часть федеральных трансфертов еще будет распределяться ко второму чтению федерального бюджета, поэтому и доходная, и расходная части проекта бюджета будут корректироваться. В нынешнем году сохранятся для использования в 2025-м 16 млрд рублей остатков средств на счете. Кроме того, в бюджете учитываются уже одобренные на федеральном уровне 2,16 млрд рублей инфраструктурных кредитов, а также погашение 4,3 млрд рублей ранее полученных бюджетных кредитов, – отметила Надежда Сафонова.

Расходы на социальный сектор

На реализацию национальных проектов в 2025 году предусмотрено почти 15,94 млрд рублей, из которых лишь около 39% - уже подтвержденные на данный момент средства федерального бюджета. Хотя минимальные уровни софинансирования установлены в размере 2%, реальное участие области превышает 60%.

Совокупные расходы на образование, здравоохранение, соцзащиту, культуру, физкультуру и спорт, а также занятость населения (без учета капитальных вложений) на 2025 год запланированы на уровне 103,2 млрд рублей. Все социально значимые расходы проиндексированы.

В частности, на поддержку семей с детьми – всего 37 мер – предусматривается почти 8,36 млрд рублей. Учтены и новые меры поддержки многодетных семей – это питание учащихся в школах и в колледжах, обеспечение школьной и спортивной формой. По полномочиям областного бюджета в сфере здравоохранения направляется в два раза больше средств, чем установлено нормативами.

Расходы на развитие экономики и инфраструктуры региона на 2025 год запланированы в объеме 61,77 млрд рублей – 31% от общей суммы. Вложения в инфраструктуру превысят 53,48 млрд рублей. Из них на строительство объектов социальной сферы, ЖКХ и дорожного хозяйства планируется направить свыше 40,05 млрд рублей. Запланированы средства как на переходящие значимые объекты: детсад на 600 мест на Московском проспекте, школа на 2 тыс. мест по улице Острогожской, инфраструктура для третьей очереди Петровской набережной, так и на новые масштабные проекты – к примеру, на реконструкцию Центрального стадиона профсоюзов.

В сфере межбюджетных отношений будут сохранены все виды финансовой поддержки муниципалитетов.

Госдолг Воронежской области – один из самых низких в ЦФО

При этом госдолг Воронежской области является одним из самых низких среди регионов Центрального федерального округа. Ожидается, что на конец 2024 года его объем составит 29 млрд рублей. С 2025 года планируется сокращение долга, в том числе за счет бюджетных эффектов от реализации инфраструктурных проектов.

Содокладчиком о проекте бюджета региона на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов выступил председатель комитета Воронежской областной думы по бюджетной политике, налогам и финансам Иван Воробьев. Он положительно оценил работу участвовавших в составлении документа министерств и отметил, что проект бюджета может быть внесен в областную думу на рассмотрение.

– Мы сейчас активно участвуем в финальной стадии разработки национальных проектов, и там еще будут появляться дополнительные источники. По государственному долгу тоже все понятно – никаких сложностей в последующие периоды не ожидается. Обращаюсь к главам районов: мы договаривались, что в бюджете защищенной статьей является не только, в частности, заработная плата, но и такой вид расходов, как содержание общественных пространств и территорий, которые появляются по программе благоустройства городской среды. Принципы формирования мы до вас довели, расценки, которые нужно применять при планировании содержания, тоже, – отметил губернатор Александр Гусев.

Доходы фонда ОМС вырастут

Далее доклад «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» представил первый замдиректора территориального фонда ОМС Михаил Гладышев.

Доходы фонда на 2025 год планируются в объеме 49,08 млрд рублей – это на 7,6 млрд рублей больше уровня 2024 года. На 2026 год – 52,94 млрд рублей, на 2027 год – 56,56 млрд рублей. В 2025 году 97% доходной части должна составить субвенция из федерального фонда ОМС. Также прогнозируются поступления от других территориальных фондов – в рамках взаиморасчетов, от применения санкций, безвозмездные поступления. Планируемые расходы фонда практически совпадают с его доходами.

Александр Гусев поинтересовался причинами существенного роста межтерриториальных платежей. Михаил Гладышев объяснил это ростом количества граждан, приехавших в Воронежскую область преимущественно из Белгородской и Курской областей. Губернатор запросил более подробный доклад. Также глава региона поручил внимательно проанализировать обеспечение медицинской страховкой трудовых мигрантов.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».