Жительница Воронежа Мария Ивановна Левкина отметила 100-летний юбилей в пятницу, 1 сентября. Тридцать лет из этого солидного срока она прожила в столице Черноземья. Корреспонденты РИА «Воронеж» вместе с представителями управы Коминтерновского района и активистами побывали в гостях у Марии Ивановны и узнали, что ей вспоминается сегодня в первую очередь из долгой, наполненной испытаниями жизни.
Мария Ивановна встретила гостей в хорошем настроении и бодром самочувствии. Пожилая женщина, правда, не ходит уже около года, после перелома шейки бедра. Делать операцию, которая позволит вновь встать на ноги, в ее возрасте опасно. Зато юбилярша сохранила хорошую память и способность к коммуникации: узнавала тех, кто пришел навестить ее не впервые, знакомилась с теми, кого видела в первый раз. Конечно, пользуясь возможностью, бабушке немедленно задали вопрос: как нужно жить, чтобы дожить до ста лет?
– Водку не пить! – с уверенностью заявила она и вспомнила нескольких давно ушедших в мир иной знакомых, которые «брались за бутылку». – И вино я не пила, его не было у нас. На фронте нам полагался спирт, я его всегда отдавала в обмен на сахар. Налью в кружку воды, туда сахар и сухари положу, – рассказывает бабушка о том, что было лакомством в суровые военные годы.
В скорбном ряду рано ушедших из жизни – муж Марии Ивановны, Петр Антонович. Он, по признанию женщины, любил выпить и ушел из жизни сравнительно рано, в 69 лет, хотя был на семь лет ее моложе.
В этот день имениннице вручили множество подарков, цветов, сладостей (волонтеры за годы работы знают, чем угодить каждому конкретному ветерану, а Мария Ивановна – большая сладкоежка). А особенным стал сувенир от Совета ветеранов Коминтерновского района, который преподнесла председатель организации Светлана Ионис, – копия первого послевоенного номера газеты «Правда» с сообщением о победе над Германией.
Поздравительный адрес Марии Левкиной направил и губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Дорогая Мария Ивановна! От всего сердца поздравляю Вас с сотым днем рождения! Вы принадлежите к легендарному поколению непосредственных участников Великой Отечественной войны. Мы восхищаемся Вашим мужеством, самоотверженностью, человечностью. Вы внесли заметный вклад в достижение грандиозной Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. Для нас очень ценно, что Вы по-прежнему остаетесь вместе с нами. Берем с Вас пример и гордимся Вами. Желаю Вам сохранять бодрость духа и хорошее самочувствие! Пусть в Вашей жизни будет как можно больше тепла и добрых событий! Живите еще долго и благополучно!Александр Гусев
губернатор Воронежской области
Семья
Родилась Мария Ивановна в рязанском селе Агломазово современного Сасовского района. Росла в крестьянской семье, где было одиннадцать детей. Но детские годы пережили только пять сестер. Мария была младшей. Зато те, кто выжил в детстве, затем прожили долгие жизни.
Бабушка с теплом вспоминает родителей. Маму звали Анисьей Анисимовной, а дедушка Анисим Агеев был известным на всю округу бондарем, делал бочки, а также сани. Маленькая Маша любила навещать деда, весь двор у которого был заставлен ожидавшими ремонта кадками. Девочка приносила мастеру парное молоко, как только мать подоит корову. Вспоминает, как с мамой помогали деду полоть просо.
Отец, Иван Семенович Савцов, тоже был знатный мастер, выделывал овчину и сбрую из кожи. Но по наследству свое ремесло так и не сумел никому передать. Зятья погибли на фронте или умерли молодыми. А по одному из них сильно ударили коллективизация и раскулачивание. Пришлось передать в госсобственность большой магазин.
Позывной Груша
О начале Великой Отечественной войны Мария узнала от соседки. Шли по улице, и та сказала: «Маш, война ведь началась!» Девушке еще не было восемнадцати. Но в 1943 году она добровольно вызвалась отправиться на фронт.
– Я шифр передавала на передовой. Около меня сидит офицер, а я шифр передаю. Документы прятали, было строго – военная тайна. После войны работала на военном заводе, производившем хлор, водород и каучук. Хорошо работала, премии получала, – вспоминает именинница.
В силу возраста Марии Ивановне непросто последовательно говорить о пережитом. Одно воспоминание перебивает другое, смешиваясь во времени и пространстве. Вот эшелон, который вез их на фронт. Парень-кладовщик дал молодым девушкам сухарей в путь, и они ели только их всю дорогу. Вот московская девушка-врач, фронтовая подруга Алла. Она была на войне вместе с матерью, та тоже помогала в полевом госпитале. Под Великими Луками они пошли обедать и попали под бомбежку, не вернулись. Женщин похоронили в братской могиле.
– У меня был острый слух, я была связисткой. Аппараты большие. Сидишь, а там черт знает сколько всего. У нас были позывные – Кристалл, Металл. А у меня – Груша. Почему? Да сказали: будешь Груша – так и пошло. О том, что передавала, я даже не знала. Это не мое дело. Большой секрет, а у нас только шифры, – говорит юбилярша.
Однажды в угол дома, где располагался пункт связи, угодил снаряд. К счастью, чуть в стороне от того места, где сидела Маша. Девушка выжила, но попала под завал. Выбраться оттуда ей, всей в саже, помогли молодые ребята-сослуживцы. В другой раз снаряд пролетел прямо над домом, «вспахав» огород за зданием.
Единственная дочь
В последние месяцы войны Мария сменила специализацию, перейдя в финчасть, в подчинение майора Терентия Шпицы. Отвечала за выдачу жалованья офицерам, под расписку возила с собой большие суммы денег. Неизвестно, что там произошло на фронте между взрослым офицером и юной девушкой. Мария Ивановна о нем отзывается без особой теплоты. Так вышло, что она забеременела от майора и за месяц до победы ее из Риги отправили домой, в рязанскую деревню. Уже 8 июня 1945 года родилась единственная дочь Марии – Альбина.
– Я отца никогда не видела, знаю только, что после войны он жил в Николаеве. Крестили меня под именем Ольга. Но по документам мама оформила меня не как Ольгу Терентьевну, а как Альбину Анатольевну, – рассказывает дочь Марии Ивановны. – Отец меня не искал, и я не стала. Думала, если бы я была ему нужна, он бы нашел.
А Мария Ивановна добавляет, что майор после войны писал ей, просил приехать, хотел взять в жены. Но он был на восемнадцать лет старше очаровательной голубоглазой девушки. И даже с ребенком от него брака она не захотела.
– Я ж молодая была, красивая, кровь с молоком. Он силком заставлял жить с ним, зачем я к нему после этого поеду? – говорит Мария Ивановна.
После войны
В послевоенные годы Мария Ивановна по совету соседа, председателя колхоза, уехала на заработки на лесозаготовку под Архангельск. Мать с отцом старели, сестры после войны остались вдовами – нужно было им всем помогать. Ехала в неизвестность, но в итоге опыт работы с финансами позволил устроиться заведующей баней.
с мужем и дочерью
Петр Антонович, будущий муж, работал на повале леса. Был на семь лет младше, но не посмотрел на это и позвал Марию Ивановну замуж. Отработав сезон, она вернулась в деревню, а вскоре к ней приехал и Петр. В деревне молодая семья не задержалась: уехали на Дальний Восток, где муж работал на стройке заводов и военных аэродромов, а жена отвечала за финансы в танковом училище. Хотя образования не было, своим умом Мария освоила все нюансы профессии. Совместных детей решили не заводить, но Петр Антонович любил Альбину как свою.
В Воронеж сначала с мужем-офицером переехала Альбина. А в 1993 году к ним приехали Мария Ивановна с Петром Антоновичем. Мужа нашей героини похоронили здесь, в Воронеже. Потом овдовела и Альбина. Сейчас они с матерью живут вдвоем.
У Марии Ивановны есть внучка Светлана, трое правнуков, ее сыновей, и уже четыре праправнука.