Александр Покусаев – сотрудник Воронежского аграрного университета. Молодой человек работает заместителем директора центра культуры и творчества, а также редактирует вузовское СМИ под названием «Зачет». В свободное от этих занятий время герой публикации ведет различные мероприятия, а в недалеком прошлом подрабатывал еще и Дедом Морозом. Как Александр дошел до такой жизни, что нужно, чтобы стать Дедом Морозом, и с чем придется в таком случае столкнуться, об этом корреспондент РИА «Воронеж» расспросил у самого героя публикации.
«Очень люблю детей»
Строго говоря, сейчас Александр из «Дедов Морозов» ушел. Все внимание 27-летний мужчина отдает своей основной работе со студентами. Но еще пару лет назад такая сезонная подработка была для него возможностью улучшить материальное положение и в большей степени – лишний раз окунуться в волшебный мир актерства и подарить частичку праздника малышам. «Очень люблю детей», – признается наш герой.
– Профессионального актерского образования у меня нет, – признается Александр, получивший специальности сразу на двух факультетах ВГАУ, сначала агроинженерном, а затем технологии и товароведения. – Но мечтал об актерстве еще со школы. Даже хотел поступать в знаменитую школу-студию при МХАТ. Подавал документы и в Воронежский институт искусств. Но в силу разных обстоятельств стал студентом аграрного вуза. Там у нас была театральная студия «Лица», она и сейчас существует. До этого, кстати, 13 лет я занимался народными танцами и пять лет – в музыкальной школе на двух инструментах: гитаре и баяне.
И сейчас герой публикации постоянно ведет разные мероприятия, курирует много проектов в вузе и за его пределами, участвует в фестивалях и конкурсах, в том числе международных.
– Когда я уже переехал в Воронеж, «дедморозить» меня подтолкнул случай: у подруги моей двоюродной сестры был трехлетний сынишка, и она как раз искала человека, который мог бы навестить малышей в детском саду в образе Деда Мороза. Ей посоветовали меня. В качестве Снегурочки позвал с собой одногруппницу. Придумали несколько конкурсов, провели. Все получилось, и о нас, можно сказать, пошла молва. Так начали ездить уже по домам и квартирам, – рассказывает Александр.
Однажды ребятам выпала ответственная миссия. Отправились в Москву проводить новогодние утренники для детей сотрудников профильного для их вуза министерства сельского хозяйства. Работали четыре дня, по три-четыре утренника. Играли большую зимнюю сказку. И если уж московские чиновники по достоинству оценили представление, надо полагать, уровень был достойный.
Молодость Деду не помеха
Звонкоголосый, розовощекий молодой человек, казалось бы, совсем не похож на канонического Деда Мороза. Но стоит увидеть его в готовом образе, впечатление сразу меняется.
– Конечно, поначалу была неуверенность. Но через пару лет занятий в театральной студии она ушла. Профессионалы помогли настроить тембр голоса до нужного нижнего регистра. А внутренних ограничений не было никогда. Я долгое время работал с детьми – в квест-комнатах, с ростовой куклой. И всегда получал от этого большое удовольствие. Дети – очень важные для меня зрители. Потому что они смеются, только если им нравится, как ты шутишь. То же самое с аплодисментами. Меня, когда уходил, дети обнимали и не хотели отпускать. Это дорогого стоит, – утверждает герой публикации.
Фото из архива РИА «Воронеж»
Александр рассказывает, что работа Дедом Морозом – это одновременно и тщательная подготовка, и постоянная импровизация.
– Есть определенный набор действий, который я должен проделать за определенное время. Как правило, это вводное и завершающее стихотворения, какие-то конкурсы. Зависит от того, приехал ты на 15 минут или на целый час. Но никогда не знаешь, как поведет себя ребенок. Импровизация неизбежна. Это вам скажет любой актер, бывающий на подобных праздниках, не важно, дома, в детсаду или в школе, – говорит молодой мужчина.
Разумеется, в этом деле очень важен костюм. Иначе может получиться, как в детстве у самого Александра:
– Мне очень нравился Дед Мороз в нашем городе, когда мы приходили на елки. Это был мужчина какой-то обычной профессии, не актер. Но я довольно быстро расколол его, потому что у него отходила борода.
Тем не менее именно он вдохновил мальчишку на будущую профессию.
– Было понятно, что человек не просто отрабатывает деньги, а стремится подарить детям сказку, – вспоминает Александр. – Мне и сейчас хочется верить, что где-то есть волшебник, который может стукнуть посохом и сказать, что все исполнится!
Ребенок был счастлив
Фото из архива РИА «Воронеж»
Александр говорит, что в образе Деда Мороза нельзя все делать по клише. Сказочный герой не должен всегда быть одинаковым.
– Что касается реквизита, у меня был достаточно проработанный образ, – рассказывает Александр. – Сначала надевал белые, буквально белоснежные брюки-шаровары. Они остались у меня со времен занятий танцами. Купил удачный вязаный свитер, тоже белого цвета, с огромным воротником. Гримом почти никогда не пользовался. У меня от природы так: если захожу с улицы, нос и щеки сразу краснеют. Если только длинное театрализованное представление, мог их немного «закраснить», а брови – подбелить.
Сказать, во сколько может обойтись проработанный образ Деда Мороза, Александр затрудняется, поскольку свой костюм он всегда собирал сам, покупая лишь отдельные составные части. Шубу, шапку и перчатки шил на заказ. С собой, конечно, были посох и мешок, который наполнялся всем, что необходимо для конкурсов, и подарками, которые готовили для малышей родители.
Фото из архива РИА «Воронеж»
С посохом связана, пожалуй, самая памятная история из того времени.
– Посох у меня был большой, почти что с мой рост, около 180 сантиметров. А на верхушке – огромная белоснежная звезда со множеством мелких бусинок, которую я тоже сделал своими руками. Один мальчик попросил однажды подержать посох и – уронил. Звезда раскололась, бусинки разлетелись по полу. Я быстро сориентировался. Сзади меня был выключатель, горела елочка. И я как-то интуитивно мгновенно выключил свет и тут же включил его обратно. А малышу сказал: «Вот видишь, как ты уронил посох Деда, произошла небольшая искра, замыкание и даже свет выключился». Сказал еще, что, если собрать все бусинки с разбившейся звезды, они принесут много-много счастья. Их надо собрать и положить под елку. А Дед Мороз придет ночью еще раз и обменяет их на подарки и вкусные конфеты. С мамой мы договорились, что они сложат бусинки в пустую коробку из-под конфет, а потом она положит под елку такую же новую. Мне они потом прислали фотографии, поступили именно таким образом. Ребенок был счастлив.
Деду Морозу не наливать!
Фото из архива РИА «Воронеж»
Конечно, мы спросили у Александра, предлагали ли ему во время новогодней работы отметить праздник?
– Я человек не выпивающий. Могу только в какой-то большой праздник, – категоричен Александр. – К сожалению или к счастью, у меня выходные обычно забиты разными мероприятиями. Поэтому для меня важно сохранять ясность ума. Так что я в жизни никогда не употреблял ни на сцене, ни за сценой, ни в каких-либо своих выступлениях.
Как же тактично отказать родителям, которые после поздравления детишек норовят налить Дедушке?
– У меня всегда был ответ один: «Давайте представим, что предыдущие заказчики, к которым я пришел, предложили мне это, и я уже к вам пришел немножко подшофе. Возможно, ребенок этого не заметит, но от меня будет слегка пахнуть. Но каково вам?» После этого никто не настаивал, – говорит герой нашей публикации.
А сколько Дедушка зарабатывает?
Свой старый прейскурант Александр нам озвучивать не стал. С учетом того, что последние пару лет он уже не работает, цены могли поменяться.
– Тут очень много разных «но». Зависит от того, частный ли это выезд, утренник в школе или детском саду или большой новогодний корпоратив. Потому что Деда Мороза очень часто зовут и на взрослые праздники. Есть зависимость и от даты. У меня в прайсе была одна цена до 15 декабря, другая – от 15 до 25 декабря, и третья – от 25 до 31, соответственно. И, конечно, по-разному стоят 15-минутная программа, получасовая и часовая. Влияет на цену и то, приезжает Дед Мороз один или со Снегурочкой, надо ли ехать за город или в отдаленные районы.
С 31 декабря на 1 января Александр принципиально не работал – проводил это время с семьей и близкими. Лишь однажды, приехав в родной Калач, не сумел отказать землякам, получив за получасовое выступление около 10 тыс. рублей. Это было существенно больше той суммы, которую озвучил сам, но его решили отблагодарить щедро.