Недавний матч «Факела» в Москве с «Локомотивом» подвел некую черту под эпопеей внезапного возвращения Воронежа в большую футбольную жизнь. Главный вывод здесь прост – это возвращение состоялось. Нынешний «Факел» – точно уже не команда первой лиги. И есть определенный соблазн соотнести это явление со всей воронежской жизнью.
Это теперь и наш праздник
Собственно, матч на «РЖД-Арене» стал прямой перекличкой с дебютным матчем воронежской команды в Российской премьер-лиге. Точно так же, как тогда в Краснодаре, «Факел» зачетно «возил» фаворита, создавая раз за разом явные голевые моменты и стирая с поля набравших в последнее время хороший игровой ход железнодорожников. Точно так же, как и тогда в Краснодаре, судьбу матча решил не забитый вовремя воронежцами гол. Ведь забей в прошедший уик-энд свой стопудовый момент Акбашев, и победили бы мы, а не хозяева. По крайней мере, так складывалась игра, именно такова была ее закономерная логика.
Можно было бы, конечно, вновь поговорить о таком воронежском «кисмете», судьбе, пресловутом нашем «роке», постоянно обрекающем нас на сверх-усилия там, где у других все выходит и весело, и легко. Однако, на мой взгляд, намного важнее отметить здесь другое – мы больше не гости на чужом празднике жизни. Мы теперь его полноправные и полноценные его соучастники. Это и наш праздник. Которого у нас так долго, может быть, десятилетиями не было. Который был от нас невероятно далек. Настолько далек, что был как будто на другой планете.
Наконец-то смогли реализовать свой потенциал
Для моего сына поездка в Воронеж, ко мне в гости – самое большое удовольствие. Мой однокурсник, лет десять поставляющий в Воронеж продукцию своей курской фабрики и всегда твердивший «Почему они там такие нахмуренные вечно!», теперь не устает говорить о замечательном воронежском характере: «Очень открытые и искренние люди!». «Город собаководов и озверевших автомобилистов», – так охарактеризовала когда-то Воронеж моя котолюбивая знакомая из Старого Оскола, получившая здесь высшее образование и зарекавшаяся «даже близко не подъезжать» к нему. А теперь растит здесь двух маленьких, абсолютно героических пацанов-воронежцев.
Что-то явно поменялось. Я, как старый материалист, уверен, что это просто жизнь стала в целом немного богаче. Инвестцикл при губернаторе Александре Гусеве начал давать свои плоды. Поэтому люди стали мягче. А город намного ухоженнее, чем прежде. «Доходы и деньги решают!» – таково мое объяснение.
А вот моя соседка, из семьи старой воронежской профессуры, уверена, что город наконец-то смог реализовать свой гигантский интеллектуальный потенциал – потому что стране вновь потребовалась наука и промышленность. «А она только у нас да на Урале и осталась!», – говорит.
Тренд – гордиться воронежскими успехами
При этом именно «Факел», его трансформация из аутсайдера, каким-то чудом не упавшего на дно третьего дивизиона, в одну из самых интересных команд высшей лиги, полноправного участника большого российского футбола, является для очень многих в нашей стране самым ярким индикатором того, что происходит с нашим краем. Сложно не заметить и то, как переменился общий тон воронежской прессы за это время. Еще недавно было крайне модно (на мой взгляд, от бедности) постоянно искать соломинки в чужом глазу. Теперь же главный тренд – гордиться воронежскими успехами. Гордиться как своими – личными и персональными. То есть не искать постоянных оправданий каких-то просчетов и неудач, а гордо, с достоинством идти вперед. Нести землякам тот самый «Факел прогресса», света которого так долго нам не хватало. \
Собственно, заявленное губернатором открытие к октябрю нового и современного стадиона в Воронеже станет не менее знаковым событием, чем последние футбольные успехи воронежской команды. Это, по факту, акт фиксации достигнутого. Явный и зримый символ пройденного Воронежем за последнюю пятилетку невероятного пути. От еще полностью не изжитого погружения в полное, тотальное забвение до предстоящих «танцев на столе», которыми вывел Воронеж в федеральные новости новый главный тренер «Факела» – легендарный Вадим Евсеев.