Воронежские архитекторы с 8 по 13 октября побывали в КНР в составе большой делегации в рамках образовательной программы Архитекторы. рф. Поездка задумывалась как обмен опытом между уже заявившими о себе российскими специалистами и их китайскими коллегами. О том, как прошел визит, чем запомнились города Шанхай и Ханчжоу, а также как полученные знания могут быть применены в Воронеже и что из увиденного уже делается у нас, они рассказали на встрече с журналистами, прошедшей в региональном министерстве архитектуры и градостроительства.

Архитекторы. рф – это федеральная программа бесплатного дополнительного образования, нацеленная на повышение квалификации специалистов, включая госслужащих из профильных структур и девелоперов. Для того чтобы попасть в нее, нужно было подать портфолио и пройти отбор с конкурсом около 10 человек на место. В Воронеже это получилось у трех человек – руководителя регионального центра компетенций по вопросам городской среды Надежды Иванниковой, руководителя проектного бюро 22studio, участника архитектурной комиссии при министерстве и градостроительного совета при губернаторе Воронежской области Антона Скупченко, а также сотрудницы Воронежского государственного технического университета, по совместительству ведущего специалиста архитектурного бюро «Тепло» Элеаноры Щеблыкиной-Монастыревой.

О цифровизации

Первой темой, на которой остановились спикеры, стала система цифрового города, которая активно внедряется в китайских мегаполисах. Она в перспективе должна упростить процессы проектирования разных объектов и буквально визуализировать, где что находится. В Шанхае, например, разработан план создания городской блокчейн-инфраструктуры.

В китайской цифровой системе по каждому объекту есть разбивка по вертикали, с обозначением, где проходят трубы и сети. Даже обозначена корневая система каждого дерева! Это очень помогает в проектировании. Насколько можно углубляться, какие есть нормативные ограничения – все это в цифровом формате. Не знаю, оцифровали ли уже весь Шанхай, но точно к этому стремятся.
Элеанора Щеблыкина-Монастырева
архитектор, участник программы

В России сегодня есть ГИСОГД – государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Там собираются и находятся в открытом доступе все нормативные документы. В Воронежской области такая система работает с 2020 года, и она постоянно наполняется данными. На сегодняшний день в систему загружено порядка 265 тыс. сведений, документов и материалов федерального, регионального и муниципального уровня. Они отражают особенности использования территории, ее характеристики и планируемое развитие.

фото - Сергей Немцев
фото - Сергей Немцев
Цифровизация – это то, к чему будут стремиться все российские города. Ведь современные мегаполисы – это слоеный пирог из жилья, улично-дорожной сети и коммуникаций. Без этого просто не обойтись.
Антон Скупченко
Архитектор, участник программы

О социальной инфраструктуре

В качестве примера социальной инфраструктуры китайцы показали российским коллегам детский сад в пригороде Ханчжоу, выполненный в стилистике «Волшебника страны Оз».

– Меня впечатлило, что садик рассчитан на 450 человек, а это довольно много, но ты не ощущаешь этого масштаба, – рассказывает Антон Скупченко. – Здание как бы поделено на блоки, отходящие от общего стилобата (термин, имеющий несколько значений, в современной архитектуре в том числе так называют цокольный этаж, как бы объединяющий несколько отдельных строений. – Прим. ред.). С внутреннего двора открывается вид на реку. Есть даже тактильный зоопарк, где дети могут ухаживать за животными, и бассейн.

фото - Сергей Немцев
фото - Сергей Немцев

Гостей из России впечатлило, как местные специалисты работают с внутренним пространством и цветом. Внутри детского сада взрослые ловят ощущение, будто бы вновь вернулись в детство. При переходе из одного корпуса в другой есть, например, перепады высот. Для детей построена горка, которую взрослых тоже так и тянет опробовать.

Насколько я понимаю, в Китае не работает такая тема, как типовой проект. Каждый социальный объект уникален и делается с любовью. В каждом образовательном учреждении они заново переосмысливают внутреннее пространство так, чтобы ребенку было интересно туда возвращаться. Но такой подход вполне по силам и русским архитекторам.
Антон Скупченко
Архитектор

О парках и скверах

Элеанора Щеблыкина-Монастырева в свою очередь подчеркнула разницу между парковыми пространствами у нас и у них. Как правило, в любом парке в российском городе много места отведено для детей. Воронежские парки в этом смысле ничем не отличаются – в них есть площадки, рассчитанные и на совсем маленьких, и на ребят постарше, и подростков. В Китае все иначе.

Фото: 1 из 3

Фото — Сергей Немцев
  • парки Китая
  • парки Китая
  • парки Китая
В Шанхае я посетила четыре достаточно больших парка и нигде не видела ни одной детской площадки. Ориентир больше на пожилое население. Для детей созданы прекрасные детские сады, а общественные пространства рассчитаны на людей в возрасте. Им не приходится соседствовать со спортсменами на дорожке для пробежек.
Элеанора Щеблыкина-Монастырева
Архитектор

Вместо детских площадок – места для уличных танцев и даже караоке. И пожилые горожане действительно составляют основную массу посетителей парков, активно используют созданную для них инфраструктуру. Об обустройстве зон для пожилых воронежцев – стоит задуматься и нашим специалистам.

Лишь в одном месте наши архитекторы увидели то, что оказалось детской площадкой. Правда, не сразу это поняли. Одинокая бетонная скамья совсем не вызывала таких ассоциаций. Оказалось, по задумке дети должны иногда делать здесь уроки. Однако скамья пустовала.

фото- Сергей Немцев
фото- Сергей Немцев

Интересными решениями, которые наши архитекторы готовы взять на вооружение, стало практически полное отсутствие бордюров и «кричащей» стилистики. Например, условный «Парк Авиастроителей» в российском городе, скорее всего, весь будет уставлен не всегда уместными макетами самолетов. В Китае же скорее сделают дорожку с ландшафтным освещением, стилизованную под взлетную полосу. И остановятся на этом. Бюро Антона Скупченко, которое как раз работает над проектом благоустройства воронежской набережной Авиастроителей, собирается применить именно такие решения.

фото - Сергей Немцев
фото - Сергей Немцев

Интересен китайский опыт редевелопмента, иначе говоря – преображения пространства, некогда имевшего одно назначение, во что-то принципиально другое. Речь, например, об объектах, построенных на территории бывших промзон. Такие объекты все чаще появляются и в российских городах.

О торговых центрах

Архитекторы также затронули тему строительства торговых центров. В Китае покупки онлайн почти победили ТЦ в их привычном формате. Жители Поднебесной уже практически не ходят по магазинам. Если только это пространство не способно удивить чем-то еще. Специалисты уверены, что тенденция, когда у каждого объекта должно быть больше одной функции, будет все больше преобладать.

– Нас это тоже ждет. Прежде всего, ТЦ, расположенные в центре города. Торговля сама по себе будет там потихонечку вымирать, – считает Антон. – Предстоит борьба за потребителя, и пространство будет меняться.

Об озеленении

Конечно, миллионный Воронеж нельзя прямо сравнивать с Ханчжоу, где в 2020 году насчитывалось почти 12 млн населения, и почти 25-миллионным Шанхаем. И масштабы не сопоставимы, и климатические условия разные.

Но если что и стоит перенимать, так это стремление максимально озеленить город, – уверен воронежский специалист. Именно озеленение формирует в пространстве «человеческий масштаб», когда кроны деревьев формируют пешеходные коридоры среди двухсотметровых небоскребов.

На улицах городов там оказываются полноразмерные, примерно пятилетние деревья, которые до этого выращивают в питомниках. В наших климатических условиях, однако, делать это гораздо сложнее и крайне дорого. А вот что взять на вооружение проще, и на самых новых объектах благоустройства в Воронеже это уже делается, – принцип моноозеленения, когда все пространство засаживается кустарником одного вида.

Фото: 1 из 7

Фото — Сергей Немцев
  • Озеленение
  • Озеленение
  • Озеленение
  • Озеленение
  • Озеленение
  • Озеленение
  • Озеленение

О дорогах и транспорте

Китайский мегаполис массово переходит на электротранспорт.

Мы представляли Шанхай с его огромным населением и думали, что там будет шумно, пыльно, грязно. Но оказалось совсем не так. 100% общественного транспорта и значительная часть личных авто – на электрической тяге. Очень популярны велосипеды, скутеры и мопеды. В итоге шума от машин практически нет.
Элеанора Щеблыкина-Монастырева
Архитектор

Также город хорошо районирован. Нет маятниковой миграции, когда с утра все едут в центр, а вечером – обратно и становятся в пробку. Люди могут жить, работать и проводить досуг внутри одного района.

фото - Сергей Немцев
фото - Сергей Немцев

– Не скажу, что этого сейчас совсем нет в Воронеже, – рассуждает Антон Скупченко. – Новые мастер-планы комплексного развития территорий предполагают, чтобы в 15-минутной доступности для жителей были больница, школа, садик и работа.

фото - Сергей Немцев
фото - Сергей Немцев
Китайские города живут как бы в два уровня. Первый – для жителей, где движение транспорта ограничено по скорости. Второй – магистрали и развязки, ведущие в конкретный район. Это круто, потому что сильно разгружает город. В идеале в будущем к этому должны прийти и мы.
Антон Скупченко
архитектор

Этот второй, магистральный уровень находится на высоте примерно 8 – 10-этажного дома. С высоты человеческого роста все эти развязки не сильно-то и заметны, прячутся за деревьями и зеленью.

Яркая иллюминация и подсветка зданий выключаются в 22 часа. На ночь остается минимум освещения. Перестает работать большая часть кафе и ресторанов. Ночная жизнь практически отсутствует.

Сами же улицы не слишком широки. Наземная парковка для автомобилей практически отсутствует. В Китае достаточно жесткие условия для владения автомобилем. Эксплуатировать его очень дорого, людей стимулируют пользоваться общественным транспортом. Правда, много хаотично брошенных скутеров и велосипедов. При почти полном отсутствии на улицах поклонников передвижения на электросамокатах. Но их «функцию» мешать пешеходам как раз охотно берут на себя скутеристы – могут и по тротуару проехать, и на зеленом сигнале светофора «подрезать».

Что касается метро, то, по мнению воронежских архитекторов, в Москве оно намного интереснее именно с художественной точки зрения. Каждая станция – как произведение искусства. В Китае же это огромный торговый павильон. Зато пути, как местами в Петербурге, спрятаны за стены. Это плюс в плане безопасности и шума.

Нашему городу метро не нужно. Это экономически нецелесообразно. Я бы вообще не сравнивал Шанхай и Воронеж. Они совершенно разные. Наш город компактный. Представьте, в течение десяти лет развернется такое масштабное строительство, с грязью на центральных улицах и прочими вытекающими, а потом этим никто пользоваться не будет.
Антон Скупченко
архитектор

Справка

Программа Архитекторы. рф реализуется с 2018 года Институтом развития по поручению президента России и включает в себя офлайн-программу, краткосрочные просветительские программы в регионах «Городские практики», бесплатные онлайн-курсы, издательскую деятельность и другие образовательные мероприятия. Программа отвечает на ключевые вызовы социально-экономического и комплексного городского развития, создания доступного и качественного жилья, предлагая взглянуть на указанные темы в широком контексте. Ее цель – обеспечить страну профессионалами в области формирования комфортной городской среды. За годы существования программы Архитекторы.рф ее выпускниками стали уже 10 воронежцев, пополнившие молодое и актуальное профессиональное сообщество, насчитывающее около 400 человек со всей России.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».