Особенности применения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) обсудили на 92-м заседании Воронежского клуба политологов, которое прошло в областной думе в четверг, 24 августа. Новый формат волеизъявления в регионе будет использован впервые на выборах губернатора 8−10 сентября. Ведущим спикером на заседании выступил гость из Москвы, автор первого в России систематического исследования о ДЭГ, кандидат политических наук Владислав Федоров. Среди участников Клуба политологов нашлись как сторонники нового способа реализации избирательного права, так и его противники. Аргументы обеих сторон выслушал корреспондент РИА «Воронеж».

Мифы о ДЭГ

Владислав Федоров темой электронного голосования пристально занимается с 2015 года – с того времени, когда оно еще не применялось в России, но становилось все более распространенной формой электорального участия во многих странах мира. Политолог определил три основные группы людей по критерию отношения к ДЭГ.

Первая группа – это цифровые скептики. Они видят в современных информационных технологиях проявление нового тоталитарного государства, которое ограничивает человека в своем волеизъявлении. Вторые – цифровые реалисты – с одной стороны, видят новые возможности для участия в политической жизни, а с другой – трудности технического характера. И третьи – цифровые оптимисты – видят в наметившихся процессах исключительно положительные стороны, а именно расширение возможности взаимодействия власти и общества.

– Кроме того, в российском политическом дискурсе сформированы несколько мифов о дистанционном электронном голосовании. Попробуем их сегодня развенчать, – пообещал эксперт.

МИФ ПЕРВЫЙ. ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО В РОССИИ

По мнению столичного политолога, российская оппозиция продвигает в умы идею о том, что настолько широко ДЭГ применяется только в России. Оно – для «папуасов», «недодемократий» и авторитарных политических режимов.

– На самом деле по состоянию на 2023 год электронное голосование применяется более чем в 40 странах мира, на всех континентах. В России, Эстонии и Швейцарии активно применяются сразу две формы электронного голосования – дистанционное и на избирательных участках, – сказал Владислав Федоров.

МИФ ВТОРОЙ. ПРОВЛАСТНЫЕ КАНДИДАТЫ В ДЭГ НАБИРАЮТ БОЛЬШИЙ ПРОЦЕНТ ГОЛОСОВ

Владислав Федоров отметил, что есть множество обратных примеров. Так, на выборах губернатора Калининградской области действующий глава региона в ходе ДЭГ набрал примерно на 5% меньше голосов, чем на стационарных участках. В большинстве же случаев разница в процентном отношении незначительна.

Комментируя этот миф, депутат Государственной думы Андрей Марков добавил, что партия власти потому и побеждает, что ее критики не ходят на выборы и не голосуют, а сторонники «Единой России» ходят и отдают за кандидатов свои голоса.

МИФ ТРЕТИЙ. ЧИСЛО «ЭЛЕКТРОННЫХ» ИЗБИРАТЕЛЕЙ ЧАСТО БОЛЬШЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО

В каждом голосующем регионе будет доступен портал наблюдения за дистанционным электронным голосованием. В режиме реального времени можно будет увидеть общее количество избирателей, зарегистрированных на ДЭГ, количество выданных и количество реализованных избирательных бюллетеней.

– Эти данные можно контролировать, сравнивать. И всегда, сколько я ни смотрел, проверка соотношений показывает, что количество потенциальных «электронных» избирателей, тех, кто зарегистрировался, всегда больше количества проголосовавших, – подчеркнул Владислав Федоров.

Мнения «ЗА»

К несомненным плюсам ДЭГ московский эксперт отнес уменьшение нагрузки на членов участковых избирательных комиссий; экономию ресурсов (печать и хранение бюллетеней, урн для голосования, транспортные расходы); повышение скорости подсчета результатов и доверия к ним; более высокую явку.

– Избиратели становятся более капризными, все чаще не хотят идти на участки. Так что дистанционная форма голосования при сохранении традиционной, уверен, будет развиваться и в России, и в Воронежской области, – заключил Владислав Федоров.

Председатель избирательной комиссии Воронежской области Илья Иванов подчеркнул, что для ДЭГ в России создана своя платформа.

Спикер также отметил, что на 24 августа было подано 37 687 заявлений на ДЭГ – примерно 2,1% от общего числа избирателей. Больше всего заявлений поступило из Воронежа, Борисоглебска и других городов. В областном центре собираются проголосовать с компьютеров и телефонов уже почти 18 тыс. человек.

Директор института общественного мнения Александр Романович привел данные статистического исследования об отношении воронежцев к ДЭГ. В опросе, завершившемся в конце прошлой недели, приняли участие 1,6 тыс. человек. 69% из них знают о возможности проголосовать в этот раз на «Госуслугах», что-то слышали еще 20% и ничего не знают – 11%. В Воронеже первый показатель вырастает до 73%, а в сельской местности падает до 62%. К возможности дистанционного голосования 48% относятся скорее положительно, 23,5% - нейтрально, 25% - скорее отрицательно. Среди последних мужчин больше, чем женщин. Чем моложе респонденты, тем больше доверяют электронному голосованию. Вне зависимости от отношения к ДЭГ 57% все же пойдут на избирательный участок. Для многих это привычка или традиция. Готовы проголосовать посредством интернета 30%, совсем не собираются голосовать около 9%. За последний месяц положительное отношение к ДЭГ прибавило около 3% по каждому из вопросов.

Мнения «ПРОТИВ»

Представитель КПРФ Илья Сиволдаев выразил мнение, что электронные технологии и современные возможности применительно к выборам лучше использовать по-другому. В частности, в процессе выдвижения кандидатов для сбора подписей, публикации агитационных материалов (многие не смотрят телевизор и не читают газет), трансляций с избирательных участков.

В ответ на одну из претензий Илья Иванов возразил, что сбор подписей за политическое объединение через единый портал «Госуслуги» уже предусмотрен избирательным законодательством Воронежской области.

Илья Сиволдаев также настаивал на необъективности приведенных статистических данных, утверждая, что в сельской местности далеко не везде есть надежное покрытие интернетом, а у очень многих людей до сих пор кнопочные телефоны. С ним не согласилась руководитель Штаба наблюдения за выборами, представитель Общественной палаты Воронежской области Алла Титова.

– Практика показала, что у большинства кандидатов в наблюдатели современные гаджеты и хорошие навыки работы с ними. Это говорит о достаточном уровне цифровизации населения, в том числе в сельской местности, – отметила Алла Титова.

В завершение встречи депутат госдумы Андрей Марков отметил, что в обществе есть проблема цифровой грамотности, а это влияет на восприятие ДЭГ.

– У нашего общества есть такая проблема – настороженность к технологиям. Наоборот, хорошо, что наша страна обладает такими возможностями и может ими воспользоваться! – подытожил Андрей Марков.

Кстати

Воронежцы – участники СВО смогут проголосовать на двух участках, которые организуют в Херсонской и Запорожской областях. На территории Воронежской области будут расположены десять экстерриториальных избирательных участков, где смогут проголосовать жители новых российских регионов, временно находящиеся у нас.

Справка

Как сообщало РИА «Воронеж», с 8 по 10 сентября в регионе пройдут выборы на должность губернатора области. На пост претендуют пять кандидатов: действующий губернатор Александр Гусев («Единая Россия»), Андрей Рогатнев (КПРФ), Павел Большов (ЛДПР), Ярослав Тарасов («Справедливая Россия – Патриоты – За правду») и Игорь Борисов («Родина»).

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».