В Воронежском театре кукол открылась персональная выставка художника-постановщика, заслуженного художника России Александра Ечеина «И радостью своею поделюсь...».
Экспозиция расположилась на втором этаже Театра кукол. Одних эскизов здесь – около 80. Помимо них, зрители увидят самих кукол, костюмы персонажей, реквизит и сценографию к более чем 15 спектаклям. Их Александр Ечеин создавал с 1986 по 2020 год вместе с режиссерами Валерием Вольховским, Владимиром Гусаровым, Мишелем Розенманом, Геннадием Шугуровым, Виктором Афанасьевым, Юрием Фридманом, Николаем Боровковым и другими.
Для маленьких зрителей и их родителей Александр Николаевич провел экскурсию по выставке.
Спектакли, над которыми работал Александр Николаевич, уже вошли в историю. Среди них – «Геркулес и Авгиевы конюшни», «Али-Баба и 40 разбойников», «Снегурочка». Зрители могут в деталях рассмотреть кукол, игравших в спектаклях «Хитроумный идальго» и «Геркулес и Авгиевы конюшни». Персонажи первого спектакля – деревянные куклы Дон Кихот и Санчо Панса.
– «Хитроумный идальго» – это спектакль о личности и о том, как все вокруг мешает ей жить. Об этом у нас и ряд других спектаклей – «Соловей и император» и «Дикий», – отметил Александр Ечеин.
Художник рассказал подробности о спектакле для самых маленьких «Бука» в постановке режиссера Валентина Козловского. До того как прийти в воронежский Театр кукол, режиссер работал в цирке Юрия Никулина.
– Валентин Козловский начинал клоуном, затем стал режиссером. Мы пригласили его сюда. В качестве режиссера-постановщика он проработал здесь девять лет. Первым его спектаклем был «Бука» по пьесе Михаила Супонина. Мы сделали его в жанре клоунады, – вспомнил воронежский художник.
На выставке можно увидеть макеты декораций – их уменьшенные в десять раз копии. Александр Ечеин пояснил, что черновой макет позволяет увидеть декорации на сцене в масштабе. К примеру, сделанные из картона мини-декорации к спектаклю «Волшебное кольцо» по сказке Андрея Платонова. С этой постановкой Театр кукол участвовал в первом Платоновском фестивале.
Наряду с эскизами к воронежским спектаклям на выставке представлены эскизы к постановкам челябинского Театра кукол.
– Мы приехали сюда целой группой – несколько актеров, два художника и наш художественный руководитель Валерий Вольховский – именно он сделал наш театр, – отметил Александр Ечеин.
Зрители увидели и эскизы к «Али-Бабе и 40 разбойникам», написанные художником в 1986 году. Александр Ечеин рассказал, что спектакль в постановке Валерия Вольховского представили еще в Челябинске, но там он не пользовался успехом. Зато воронежцы приняли «Али-Бабу» на ура – его с 1996 года показывают на сцене Театра кукол «Шут». Причем спектакль идет до сих пор.
Самый большой восторг детей на выставке вызвала «чудо-машина», которую Александр Ечеин сделал для спектакля «Два мастера». На сцене Театра кукол его поставили в 1990 году. На глазах у маленьких зрителей Александр Николаевич начал крутить колеса машины – и она неожиданно заработала.
– В спектакле «Два мастера» эту машину изобрел Ваня-дурачок. Она и сеет, и пашет, и хлеб печет, – пояснил художник.
Пожалуй, самые масштабные декорации, представленные на выставке, – к спектаклю «Золоченые лбы». Здесь – целый городок из всевозможных разноцветных домиков, в которых живут куклы. На «выезде» из городка есть шлагбаумы, которые поднимаются и опускаются. В финале спектакля шлагбаумы поднимаются вместе с городом.
Александр Ечеин с помощью специального приспособления показал театральный фокус: сел у декораций, вставил какую-то деталь в специальный разъем – и в этот момент с противоположного конца декораций выглянула мышка. Фокус привел в восторг и детей, и мам.
– В спектакле был персонаж, который пугал мышку, – и она пряталась. А потом, когда приглашал ее кормить, она выходила, – вспомнил Александр Ечеин.
Художник также рассказал, как создавал огромнейшую куклу Джинна из спектакля Валерия Вольховского «Волшебная лампа Аладдина». Поначалу, признался он, думал, что Джинн у него не получится.
– Валерий Вольховский подсказал мне: «Давай сделаем так, чтобы Джинн обхватил руками декорации». Так родился образ. Джинн состоит из нескольких частей – голова отдельно, руки отдельно и нога – отдельно. Всего Джинна держат шесть актеров, два из них держат его ногу, – рассказал Александр Ечеин.
Александр Николаевич признался, что все его эскизы, детали сценографии и куклы хранятся у него в квартире.
По его словам, куклы он создает из разных материалов – дерева, поролона, изолона, мягких материалов. А вот современных механизмов художники театра почти не используют.
– Мы стараемся придерживаться старой школы, ведь все уже на самом деле придумано. И потом, у нас есть свой план, который надо выполнить. На эксперименты у нас не хватает времени. Мы должны уложиться в срок, сделать план – тогда мы получим премию. Поэтому иногда изготовление кукол и декораций упрощается. В «Аладдине» мы вычеркнули порядка 20 кукол. «Аладдин» идет на нашей сцене около 25 лет – как и спектакль «Али-Баба и 40 разбойников», – рассказал Александр Ечеин.
Художник отмечает, что его любимая кукла – та, над которой он работает в настоящий момент.
– Если ты ее не сделаешь так, как хочешь, она не получится. Скульптура должна быть живой. Когда лепишь того или иного персонажа, ты крутишь его в руках. Пока он не оживет, я его не отдаю в работу. Иногда это мучения, – поделился Александр Ечеин.
По его мнению, срок «жизни» куклы ограничен 25−30 годами – если за ней ухаживать. Со временем «стареет» механика, «стареет» и папье-маше. Часто кукол начинает съедать жучок. «Лакомятся» персонажами из папье-маше и мыши.
– Гнить начинает и поролон, поэтому мы его используем редко. Спустя 20 лет он превращается в труху, – пояснил художник.
На вопрос, как ему на протяжении всего творческого пути удается создавать светлые и добрые работы, художник ответил:
– Я с шести лет рос в театре кукол. Сам Бог велел мне этим заниматься. Мне кажется, что в театре кукол не должен работать злой человек. Это уникальная профессия, с этим надо родиться, – признался Александр Ечеин.
Контекст
Александр Николаевич Ечеин – художник-постановщик Театра кукол имени В. А. Вольховского, заслуженный художник России, член Союза художников России, член Союза театральных деятелей России, член УНИМА (Международного союза кукольников). Оформил более 70 спектаклей в театрах кукол России и Франции. Участник областных, зональных и всероссийских выставок. Дипломант, лауреат международных и российских фестивалей и конкурсов театров кукол. Работы художника хранятся в Центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина (Москва), в частных коллекциях России, Германии, Франции, Великобритании, Канады, Финляндии, Китая, США.
Театр кукол имени В. А. Вольховского – один из старейших театров кукол России, ведет свою историю с 1925 года. Воссоздан в апреле 1944 года, через год после освобождения Воронежа. Принимает участие в международных фестивалях театров кукол в России и Европе. Лауреат премии Федора Волкова и многократный лауреат различных фестивалей.