Воронеж закрепляет статус площадки для обсуждения и решения отраслевых проблем федерального уровня. В минувшую субботу в областном центре завершился межрегиональный форум «Дни ритейла в Черноземье», известный ранее как «Воронеж торговый». В ходе деловой программы предприниматели и чиновники из 15 субъектов РФ и семи иностранных государств, а также представители Минпромторга РФ обсудили новые тенденции в потребительском поведении россиян. Часть экспертов пришла к выводу, что в 2024 году после нескольких лет экономии «произошел переломный момент в потреблении», когда «уверенные в завтрашнем дне покупатели» из-за роста реальных доходов на 5,6% перестали выбирать между необходимыми и необязательными тратами. В итоге сильнее всего, в том числе в Воронежской области, выросли продажи алкоголя и табака. С другой стороны, спикеры объяснили рост доходов населения в официальной статистике «белыми» зарплатами участников спецоперации и социальными выплатами. На фоне этого доля трат на еду выросла до 29,7%, что аналитики называли «показателем бедности». Подробности – в репортаже РИА «Воронеж».
«Воронежский проект в федеральной повестке»
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/TpWhExxioNSECC9UJsc5btThxImuRG3k.jpg)
Форум «Дни ритейла в Черноземье» проходил 26 и 27 июля в закрытых на дни мероприятия кинозалах и на концертной площадке ТРЦ «Сити-парк «Град», поэтому за баннерами с расписанием деловой программы скрывались выключенные игровые автоматы. А первыми встречали гостей двое солдат за столом мобильного вербовочного пункта, расположившиеся на фоне аттракциона «Призовой тир».
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/2FaaSFLpeFsaVQohcaDWSUrPeH4GTP6h.jpg)
Чтобы добраться до основной площадки форума, нужно было пройти змейкой через четыре десятка столов «ярмарки самозанятых». Самозанятые продавали свои изделия: кожаные сумки ручной работы, копченое мясо, одежду – от скромных закрытых платьев до футболок с изображениями воющих на полную луну антропоморфных волков, деревянные резные панно, среди которых выше всех висел вымпел с надписью «Управление Федеральной службы безопасности по Воронежской области». Рядом местный ремесленник выставил полностью сделанный из черной кожи бюст чумного доктора с рогами как у Малефисенты.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/JkKxBh5YzAT3hnRNg5Ol67QI78Nz3dtH.jpg)
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/JOhgyCZTFV5sYPvN9hkFTbj4aNcbJHkw.jpg)
Отдельно фермеры и предприятия из всех районов Воронежской области, а также представители Белгородской, Вологодской, Липецкой, Орловской и Ростовской областей представляли участникам форума свою продукцию. Так, от Павловского района было хозяйство, которое возделывает на заливных лугах реки Осередь цветочные поля и производит сертифицированную органическую косметику. Из Лискинского района привели пармезан с трюфелями, созревающий в сыродельне в Дивногорье – одной из титульных достопримечательностей региона. Борисоглебск презентовала бабочка в рост человека, выполненная из колбасы и копченостей производства местного комбината. Россошанский район одновременно выставил мед и продукты переработки гранулированного пластика.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/FMoaAUGQn1hxje11M-7yF1dBbfMr7ZMY.jpg)
Больше десятка стендов из Воронежа, Нововоронежа, Рамонского района и других территорий, в том числе Липецкой области, представляли алкогольные достопримечательности Черноземья – с щедрой и бесплатной дегустацией. Министр предпринимательства, торговли и туризма региона Сергей Корчевников и открывавший форум замдиректора департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Александр Лифинцев особенно внимательно изучали продукцию создающегося в селе Лозовое Верхнемамонского района первого в субъекте винодельческого хозяйства ООО «Рассвет». Его бренд СhateauRassvet, по словам главы района Олега Михайлусова, лично придумал губернатор Воронежской области Александр Гусев. В 2025-м предприятие планирует приступить к промышленному производству вина, а первые опытные бутылки из урожая 2023 года, разлитые в отраслевом НИИ, были представлены гостям форума (более подробно о воронежском виноделии РИА «Воронеж» расскажет в отдельном материале).
Александр Лифинцев объяснил, почему форум в этом году сменил название, оставив в прошлом более русское «Воронеж торговый».
![Сергей Корчевников и Александр Лифинцев Сергей Корчевников и Александр Лифинцев](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/8PiFXG1LSm2Eg5afU9LLGE43rHpZbU0E.jpg)
Сергей Корчевников и Александр Лифинцев
– Ранее я имел честь участвовать в этом форуме и был впечатлен масштабом. Тогда сразу же, не задумываясь, предложил в 2024 году организовать совместный проект Минпромторга и Воронежской области, внести его проведение в федеральную повестку. Мы это сделали. И в 2024-м «Дни ритейла в Черноземье» проходят в рамках мероприятий, которые мы проводим в федеральных округах, – фактически теперь это часть «Недели российского ритейла», главного форума в сфере торговли в России, – сказал представитель Минпромторга РФ на церемонии открытия.
«Покупатель становится более уверенным»
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/t4XGOZavvlgR9bQYhxBg7FkTUL6n6FLg.jpg)
Ярмарка, кофе-брейк с очередями за бесплатным капучино, дегустации стейков, настоек, вина и сыра похитили немалую часть аудитории утренних экспертных сессий. «Нужно было ставить стол с канапешками прямо здесь», – говорил исполнительный директор «Сбераналитики» Вадим Капцинель своему коллеге из NielsenIQ Константину Локтеву. Их совместный доклад о тенденциях потребительского рынка регионов Центральной России собрались послушать, по словам Локтева, «в камерной обстановке» около 30 человек и корреспондент РИА «Воронеж». Одновременно на форуме проходили еще три экспертные сессии, посвященные проблемам кадров, логистике и стандартам качества в торговых сетях, а также мастер-класс по переговорам, биржа контактов региональных экспортеров и модный показ одежды местных дизайнеров.
Согласно оценке аналитической компании NielsenIQ, «одним из ключевых трендов рынка к середине 2024 года стал рост доходов потребителей».
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/36bUEiwRoG8Vv_egd0QuH25Q37jR5cvU.jpg)
– В течение нескольких лет с момента ковида заработки потребителей росли не так уж быстро. Но в 2023-м мы впервые за долгое время увидели заметный рост доходов населения. По итогам прошлого года в реальном исчислении они выросли на 5,6% к 2020-му (здесь и далее данные в целом по РФ. – Прим. ред.). А с учетом инфляции в 5,9% номинальные доходы населения выросли почти на 12%, до 93,3 трлн рублей. Кредитование выросло на 23,6% (в сумме 38,5 трлн рублей), а сбережения – одновременно на 27,3% (54,4 трлн рублей). Покупатель сегодня обладает большей покупательской способностью, чем вчера. Доходы растут темпами, опережающими инфляцию. У нас есть ожидания, что эти доходы должны переходить в ритейл, – пришел к выводу исполнительный директор NielsenIQ Константин Локтев.
По его словам, покупатель становится более уверенным, увеличивается потребительский оптимизм, основанный на уверенности в трудоустройстве, в личных финансах, в готовности тратить.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/LjM_hWjvEDd0U7Fi2_Nblrs5zFg7xNc-.jpg)
– Покупатель уверен в завтрашнем дне, поэтому в потреблении в 2024-м произошел переломный момент, – продолжил Константин Локтев. – Мы выходим из периода, когда покупатель вставал перед выбором, на что ему тратить, утрированно, на бытовую технику или на хлеб и яйца. Сейчас покупатель тратит на все категории. Даже авторынок находится в положительной зоне. 60% семей все еще предпринимают действия по оптимизации бюджета, но эта доля сокращается.
Вместе с тем 58% продаж в сфере торговли приходится на дискаунтеры – магазины низких цен. Они опережают традиционные мини- (3,1%), супер- (14%) и гипермаркеты (15,4%), вместе взятые. Продажи товаров повседневного спроса, как сообщил Константин Локтев, в мае 2024 года увеличились на 14% год-к-году (8,6% - вклад инфляции). В мае 2023-го «реальное потребление» сократилось на 1% к 2022-му, но за счет инфляции в 13,5% статистика показывала рост продаж в 12,5%. В Центральном федеральном округе (ЦФО) сильнее всего, по информации NielsenIQ, выросли продажи алкоголя (+7,7%) и табака (6,7%), при этом продажи продуктов увеличились на 4,6%, а товаров для детей – лишь на 3,8%.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/oB3BQSCvn9B243YS41bRI8B83sgLxCJG.jpg)
Данные конкретно по Воронежской области NielsenIQ, как сообщил корреспонденту РИА «Воронеж» Константин Локтев, не разглашает публично из-за особых договоренностей с респондентами. Однако регион, по его словам, «повторяет рыночные тренды».
– Кто-то из экономистов высказывается, что экономика в состоянии перегрева и ее нужно охлаждать. Но для ритейла и потребительского рынка эта ситуация положительная, – заключил эксперт.
«Негативный показатель благосостояния»
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/CwPSJq_4jgh3e0F1pgCurTqFCf6y1Biy.jpg)
Вадим Капцинель из «Сбераналитики» был менее оптимистичным. Он напомнил слушателям, что по-прежнему «61% россиян живут от зарплаты до зарплаты, не имея сбережений».
Воронежская область, по его оценке, по итогам 2023 года находится на 36 месте в России по приросту номинальной зарплаты. Она увеличилась на 14% и достигла 56,9 тыс. рублей, тогда как в целом по стране – на 13%. Но Капницель отметил, что наблюдаемый прирост доходов «связан в том числе с большим объемом социальных выплат и выплат участникам спецоперации»: «Все они – «белые», поэтому сильно влияют на официальную статистику заработных плат».
Продукты питания остаются лидирующим сегментом в структуре расходов потребителей. Этот показатель, с одной стороны, оптимистичен для ритейла, но является показателем бедности. Одновременно мы видим и рост расходов по коммунальным платежам. А люди, тратящие большую часть своего дохода на еду, коммунальные и прочие обязательные расходы, как минимум не являются излишне обеспеченными. Мы также фиксируем, как сильно расходы отличаются от локаций, как потребление в городах-миллионниках отлично от трат в глубинках. К примеру, жители крупных городов больше тратят на развлечения и социальную сферу, а доля их трат на общественное питание – в 2,5 раза больше. В малых городах, напротив, выше траты на личный транспорт. Но это не покупка новых машин, а содержание и обслуживание старых, а также расходы на топливо.Вадим Капницель
Исполнительный директор «Сбераналитики»
Он сообщил, что в 2024 году доля трат россиян на еду в структуре расходов выросла до 29,7% (в 2021-м составляла 27,5%). Воронежская область по этому «негативному показателю благосостояния» находится «в тренде среднестатистического роста по стране», заключил эксперт.
«Магазины будут схлопываться»
![Сергей Корчевников и предприниматели из Россоши Сергей Корчевников и предприниматели из Россоши](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/5UBZcMMv3Cokau5yUj0vMEtZccl5y_7w.jpg)
Сергей Корчевников и предприниматели из Россоши
Уже больше полутора сотен участников собралось к обеду на пленарную сессию форума под названием «Адаптация потребительского рынка: стратегии и возможности».
Министр предпринимательства, торговли и туризма региона Сергей Корчевников порассуждал об особенностях разработки мер государственной поддержки малого бизнеса.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/pH-U83-RgRqsOGtVQDzD28TG2S1DUvmy.jpg)
– Да, от нас, от государственных органов, этих мер ожидают больше всего. Но чиновник, который не предприниматель, не должен изобретать велосипеда. Лучше спросить у предпринимателя, чего бы ему хотелось. А чиновник уже должен отработать это с учетом нормативно-правового инструментария, – размышлял областной министр. – Каждый предприниматель нам важен, каждому нужно помочь. Из предпринимателей, даже с самым небольшим производством, состоит наша экономика, наша страна. Они создают налогооблагаемую базу, занятость и многое другое. Мы как представители государства готовы вести «за руку», помогать производствам расти. Выиграют от этого в конечном итоге все. Задаче налаживания взаимодействия и должен послужить форум.
Сергей Корчевников отметил, что «воронежские предприниматели с удовольствием начали заполнять ниши, появившиеся после введения санкций».
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/07A7vRDEO2Mf-NvRO0ZwqWoyalSlgtb3.jpg)
– Когда появилась задача наполнить наш рынок товарами народного потребления, ставшими менее доступными после введения санкций, появилось понятие импортозамещения, некоторые с нескрываемой ухмылкой к нему относились. Сейчас, надеюсь, они уже поняли, что были неправы. А те представители малого и среднего бизнеса, кто первый заметил тенденцию и вошел в освободившиеся ниши, уже демонстрируют хорошие показатели, – подчеркнул Сергей Корчевников.
Директор центрального округа (главный в макрорегионе офис находится в Воронеже) сети «Магнит» Андрей Марцевой на пленарном заседании жаловался на сложности с подбором персонала для магазинов.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2024/07/TuNNrC5AHymA_vCLg6M8vAvalsUsT8J8.jpg)
– Только за последний год четыре раза индексировали заработную плату. Надо отдать должное тому, как государство развивает свои предприятия, связанные с потребностями в оборонке. Только на моей территории это 16 производств, на которых люди работают с зарплатой 70−80 тыс. рублей. Естественно, для нас, для ритейла, это приводит к оттоку персонала на более высокооплачиваемые рабочие места.
Борется с этим «Магнит» в том числе и экзотическими методами, например привозит на экскурсии по рабочим местам сирот из детских домов. Некоторые из них после совершеннолетия вспоминают про этот опыт и трудоустраиваются.
Заключил Андрей Марцевой прогнозом о том, что, по его ожиданиям, «в горизонте пяти лет на рынке будут схлопываться розничные магазины»: «Вместо них организуются хабы по доставке, и один такой будет заменять 30 магазинов. Но начнется изменение с мегаполисов, с крупнейших городов».