Форум по интеграции печатных СМИ новых российских территорий в отечественную издательскую отрасль прошел в Воронеже в пятницу, 20 октября. Организатором встречи стал Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и правительства области в тесном сотрудничестве с медиахолдингом РИА «Воронеж».
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/Axr1AWAiwzRFz3e8xkKavD8rowQdy9CY.jpg)
Воронеж – лидер по распространению печатных СМИ
Главными участниками форума стали представители медиасферы новых регионов России – Луганской и Донецкой Народных Республик, а также Запорожской области (гости из Херсонской области приехать на форум не смогли). Основной площадкой для общения участников и проведения практических семинаров был выбран отель «Мариотт».
Форум начался с конференции, которую открыл заместитель губернатора Воронежской области Дмитрий Маслов. Он признался, что для Воронежа большая честь стать площадкой для такого важного мероприятия, но при этом и высокая ответственность, ведь на форуме будут обсуждаться актуальные темы, которые носят особенно острый характер для медиасферы ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/xJXvvvHked8dVqM2mHo-y_wpFC4x201I.jpg)
– Будут затронуты идеологические вопросы, но, я думаю, наибольшую ценность представят практические семинары. На новых территориях много проблем с печатными СМИ, в том числе связанных с отсутствием технической материальной базы, опыта работы с подпиской. Желаю, чтобы по итогам мероприятий вы уехали отсюда с хорошим настроением и новым опытом, который вы примените у себя дома, – обратился Дмитрий Маслов к гостям из новых регионов России.
Президент Союза предприятий печатной индустрии Алексей Иванов отметил, что основная задача организации – интеграция: Союз оказывает всестороннюю поддержку российским издателям, и представители медиасферы присоединенных территорий так же могут рассчитывать на помощь.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/o161SIUwwF2bUAg-Vp2al5EONc_mHX3R.jpg)
– Мы неслучайно встретились в Воронеже: дело не только в логистическом удобстве. Воронеж впереди всей России как регион, в котором распространению прессы уделяют наибольшее внимание. Наша организация ежегодно составляет рейтинг руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ, и Воронежская область в этом году заняла первое место, – сообщил Алексей Иванов и через Дмитрия Маслова передал губернатору Александру Гусеву диплом победителя.
«Информация – это самое главное»
На открытии форума также выступили представители медиасферы новых территорий России. Заместитель генерального директора Республиканского медиахолдинга Донецкой Народной Республики Наталья Хрусталева выразила благодарность директору РИА «Воронеж» Наталье Филь и ее команде за теплый прием и готовность оказать поддержку. Наталья Хрусталева рассказала, что пока в госхолдинг ДНР входят 24 печатных издания, но сейчас компания в состоянии реорганизации, и к ней будут добавлены еще три телекомпании, шесть радиостанций и электронное СМИ.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/9nSTQRugHX0kUBt4Sdwyrsj-A3ERWTK1.jpg)
– Мы выпускаем газету «Боевое знамя Донбасса», которая уходит сразу на передовую. Последний тираж составил 10 тыс. экземпляров. Это единственный достойный источник информации для наших бойцов, у которых нет ни радио, ни телефонов. Мы делаем все, чтобы печатные газеты жили и процветали, – рассказала Наталья Хрусталева.
Делегацию журналистов из ЛНР возглавил начальник отдела информации редакционно-издательского управления ГУП «Луганьмедиа» Вадим Гусев. Он рассказал, что на конференцию в Воронеж прибыли представители государственной телерадиовещательной компании, регионального медиахолдинга, в который входят 26 печатных периодических изданий, две радиостанции и шесть телеканалов, а также приехали представители прифронтовой газеты «Казачий вестник» и сетевых СМИ.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/mC3Zb_Z6Tjw-uEKnMTKPay4yVyvPFqiG.jpg)
– После начала СВО мы запустили на новых территориях 15 новых газет, стали бороться за умы людей, которые восемь лет поддавались украинской пропаганде. С этим очень трудно справиться, но, я думаю, у нас неплохо получается, идем в нужном направлении. А так как мы восемь лет были в изоляции, нам немножко не хватает опыта. Хотелось бы перенять его у вас и поделиться им со своими коллегами в Луганске, – сказал Вадим Гусев.
Анна Москалец, заместитель директора департамента социально-политических коммуникаций, информационной политики ВГА Запорожской области, отметила, что регион, как и Херсонская область, вошел в состав Российской Федерации ментально гораздо позже Донецкой и Луганской Народных Республик, поэтому на этих территориях есть свои особенности.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/XRPLh7mjQkAMKctixeM2ZHehM10YGV-X.jpg)
– У нас нет такого количества изданий, как в Луганске и Донецке. Есть две областные газеты «Запорожский вестник» и «Запорожская правда» и три муниципальные газеты, пока еще не зарегистрированные, пытающиеся издаваться своими силами, чтобы доносить информацию до людей. Подписок, точек продаж, киосков с газетами по области пока нет. Наши две областные газеты раздаются бесплатно и расходятся как горячие пирожки. Только попав в такую ситуацию, сравнив жизнь на мирной территории и здесь, понимаешь, какой огромный перечень задач решают печатные издания и насколько важно их сохранить. У людей часто нет интернета и связи. Информация – это самое главное, она необходима нашим жителям для понимания мира и себя в этом мире, – сказала Анна Москалец.
Приоритеты и поддержка
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/JBEAvK4DYVyIxqleTQYYZRlu42l59Fyb.jpg)
Президент Союза предприятий печатной индустрии Алексей Иванов выступил с докладом о работе Союза по решению задач и продвижению интересов российских издателей. Он рассказал, что для организации важно объединить под своим крылом как можно большее число редакций, так как индустрию спасает единство. В своем выступлении Алексей Иванов еще раз подчеркнул, что в Воронеже хорошая ситуация с распространением печатных СМИ, отметив, что в целом по России дела с этим вопросом обстоят не лучшим образом, особенно на новых территориях страны. Одна из приоритетных задач на сегодня – сохранение газетных киосков. Алексей Иванов также добавил, что печатные издания по подписке получают порядка 9 млн россиян, у которых нет доступа к киоскам и супермаркетам.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/TddtXCthfVFXB1-YdSkHtdSe6TW7nCGZ.jpg)
Из других направлений работы СППИ (ГИПП) Алексей Иванов назвал сдерживание роста цен на бумагу (особенно после начала спецоперации), сотрудничество с рекламодателями.
О помощи печатным СМИ подробно рассказала заместитель директора департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ Светлана Дзюбинская.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/JKDSmgcNEhAcCfsXYfClkha1kNs-30TI.jpg)
– Наша задача – продумать, как грамотно выстроить нашу информационную политику, чтобы сохранить газеты. Все быстро меняется, мы должны быть начеку, пробовать, экспериментировать, использовать диджитал-ресурсы и попытаться их монетизировать, привлекать рекламодателей, – сказала Светлана Дзюбинская.
О поддержке распространителей печатных СМИ в НТО рассказала заместитель главы администрации Воронежа Людмила Бородина. По ее словам, в 2022 году в Воронежской области работало 275 киосков, из них 199 – на территории областного центра. Вскоре в городе должно появиться пять новых объектов, кроме того, рассматривается предложение по открытию еще 25 точек продажи прессы.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/V_DnDbUpA4K6V9nxnozHcnygC0WhgXX4.jpg)
Передовой опыт
Опытом развития печатных СМИ поделилась директор государственного медиахолдинга РИА «Воронеж» Наталья Филь.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/41RNdd3GMesaFHTkZLjZOBFThk1Q0q34.jpg)
– В наше предприятие входят 70 СМИ – два сетевых издания (сайт РИА «Воронеж» и «Воронеж многонациональный») и 68 газет, в том числе областная газета «Воронежский курьер» и городская «Семерочка», которая раздается бесплатно. Разовый тираж газет составляет 270 тыс. Безусловно, у нас есть поддержка от правительства области, это открытая цифра – 200 млн в год, что составляет 40% от доходов нашей организации. Область также финансирует социальные выпуски районных газет. На общественных началах мы выпускаем газету «Твоя Zемля», которая распространяется среди воронежских бойцов, участвующих в СВО. Она выходит ежемесячно тиражом 2 тыс. экземпляров. Кроме того, мы печатаем тиражи для наших подшефных районов за деньги холдинга: каждую неделю отправляем в ЛНР «Новопсковский вестник» тиражом 5 тыс. экземпляров, – рассказала Наталья Филь.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/mGlkfY33JLk_3tI_dJtQqKjma6jO-sYS.jpg)
Директор медиахолдинга также отметила, что сайт РИА «Воронеж» ежегодно набирает 30 млн просмотров, а среднемесячный охват всех соцсетей холдинга составляет около 1,8 млн.
В рамках форума также состоялись церемония открытия новых павильонов «Пресса», практический семинар для издателей и сотрудников редакций на новых территориях от секретаря Союза журналистов России Владимира Касютина и редактора ИП «Комсомольская правда» Ольги Суховой, а также выступление руководителя отдела дизайна и корректуры РИА «Воронеж» Антуана Колупаева и другие мероприятия.
![](https://riavrn.ru/media/archive/image/2023/10/sXQqStbUhYzBAEGimB74I1qXtO1CUSiI.jpg)
Техническим оператором проведения конференции выступило ПАО «Ростелеком» – крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций. «Ростелеком» является лидером рынка телекоммуникационных услуг для органов государственной власти России и корпоративных пользователей всех уровней. Компания – признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, кибербезопасности, дата-центров и облачных вычислений, биометрии, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг.