В пятницу, 21 июня, в России отмечают День кинолога. Специалисты службы рассказали корреспонденту РИА «Воронеж» о четвероногих подопечных, тонкостях работы и жизни после выхода на пенсию.
Стояла у истоков открытия питомника
Начальник борисоглебского племенного питомника исправительной колонии № 9 служебного собаководства Наталия Юрканова дрессирует собак уже 30 лет. Но началось все задолго до ее прихода в учреждение.
– В 15 лет родители подарили мне полуторамесячного щенка немецкой овчарки, – рассказывает Наталия Юрканова. – Все свободное время я посвятила изучению специальной литературы о дрессуре собак. Позже мы с такими же кинологами-любителями обустроили дрессировочную площадку, а затем открыли клуб собаководов-любителей.
Так увлечение переросло в работу. Несколько лет Наталия Юрканова трудилась кинологом в Перелешино в колонии № 3, а потом вернулась в родной город. Здесь она стояла у истоков открытия племенного питомника, который появился почти семь лет назад. Тут занимаются разведением щенков немецкой овчарки. Их готовят для службы в исправительных учреждениях.
Собака должна слушать команды своего кинолога
Сейчас в коллективе питомника – пять кинологов.
– Я пришел работать в питомник с момента его открытия, – рассказал кинолог-селекционер Дмитрий Пастушков. – По образованию я техник-инженер и кинологией начал заниматься с нуля. Пройдя предварительный курс подготовки, стал работать непосредственно с собаками. Тогда постиг самую важную истину: собаки чуют страх, а если человек чувствует себя уверенно, то и они будут реагировать спокойно.
Кинологи не только дрессируют собак и ухаживают за ними, но и принимают новорожденных щенков. Дмитрию довелось поучаствовать в этой процедуре в одно из первых дежурств.
– Одна из наших подопечных Даира очень любит таскать в зубах миску, а в самые ответственные моменты вообще не выпускает ее изо рта, – рассказал Дмитрий Пастушков. – Так случилось и в этот раз. Я еще не знал о такой особенности собаки. Попытался забрать миску, но ничего не получилось. В общем, тогда мне было совсем не до смеха. Так Даира и родила щенков с миской в зубах.
Владислав Сазонов тоже работает в питомнике с самого начала его открытия.
– Я всегда любил собак, а когда узнал о вакансии, сразу согласился, – говорит Владислав. – Обычно каждому кинологу выделяют двух-трех собак и, соответственно, их щенков. Когда повзрослевших питомцев начинают учить нападать – мы это называем «брать на рукав», – со специальным рукавом обязан работать другой кинолог, а тот, кто дрессирует собаку, должен держать ее за поводок. Собака обязана выполнять команды своего хозяина.
Кстати, когда кинолог уходит в отпуск или на больничный, за его собаками продолжают ухаживать в том же режиме, а вот дрессуру приостанавливают. Причина все та же – собака должна слушать команды своего кинолога.
«Любимчики есть, но на работе это не отражается»
Кинолог Заурбек Гульчеев работает в учреждении три года. По образованию он ветеринар. Несколько лет работал по профессии, поэтому умеет обращаться с разными животными.
– Дрессурой я не занимался, но с собаками на «ты», – с улыбкой сказал Заурбек. – Хотя одна из моих подопечных – Шера – непокорная девочка. Она умная, способная, но очень упрямая. У нее бывают сложные дни. Иногда мы выходим на площадку, а она вместо того, чтобы выполнять команды, встает на задние лапы, опирается на меня и ждет. А весит она больше 35 килограммов.
В такой ситуации помогает похвала. Если собаку похвалить, она начинает слушаться и стараться при выполнении заданий. Речь животные не понимают – решающую роль играет интонация.
Дмитрий Кичигин работает в учреждении три года. Став кинологом, он исполнил свою детскую мечту.
– По образованию я юрист, но всегда хотел работать с собаками, – рассказал Дмитрий. – Дома не было соответствующих условий, так как я всегда жил в квартире. Теперь мечта сбылась – у меня не одна, а сразу три собаки. Конечно, что уж скрывать, бывают среди подопечных любимчики, но на работе это никак не сказывается. Обычно более теплые чувства испытываю к послушным щенкам, которые с легкостью выполняют задания. Такого малыша в благодарность начинаю чаще гладить, но дрессирую всех одинаково. Среди взрослых собак любимчиков нет.
А как там на пенсии?
Николай Ширшов посвятил кинологии больше 20 лет. Сейчас мужчина вышел на пенсию. Путь кинолога начал еще в армии, где служил в пограничных войсках. Там впервые и попробовал свои силы в дрессуре.
– Вернувшись в родной город, понял, что хочу остаться в этой профессии, – рассказал Николай Игоревич. – Устроился на работу в СИЗО. За все время службы у меня было три собаки. Первой стала немецкая овчарка Берта. С ней я прослужил около восьми лет. Потом ее списали, как это делают с собаками, отработавшими положенный срок.
После списания служебную собаку могут отдать любому желающему, но хозяин должен обеспечить ей должный уход и питание. Чаще всего таких собак забирают сами кинологи или же их родственники. Берта попала к родителям Николая Ширшова.
– Следующие восемь лет я проработал с Риком – он тоже немец, – продолжает кинолог. – После списания я забрал его себе. Дома Рик скучал, даже несколько раз сбегал и ждал меня возле работы.
Последним подопечным на службе Николая Ширшова стал спаниель Бруклин. С ним герой публикации не раз выезжал на соревнования, завоевывал призовые места и даже побеждал. Одной из знаковых стала победа в чемпионате ФСИН России по многоборью среди кинологов со служебными собаками в 2019 году. Тогда Бруклин не только лучше, но и быстрее соперников справился с заданиями по поиску наркотических средств.
– Более 20 лет проработав кинологом, я осознаю, что правильно выбрал профессию. Быть кинологом – не просто работа, это призвание, – отметил Николай Ширшов.
Бруклин пока находится на службе. Николай Игоревич по возможности старается с ним видеться, иногда им даже удается вместе гулять.