Актуальные вопросы развития инженерно-технического образования в Воронежской области обсуждались на встрече в стенах Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ) в четверг, 21 марта. В прошедшем круглом столе, наряду с представителями вуза, принял участие руководитель секретариата губернатора Воронежской области Игорь Лотков. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на встрече и узнали, как выстраивается взаимодействие технического вуза с ведущими компаниями-производителями региона, какие специалисты этого профиля сегодня наиболее востребованы на рынке труда и в чем значимость обучения на протяжении всей жизни.
«Экосистема партнерства»
Исполняющий обязанности ректора ВГУИТ Николай Репников рассказал о новом проекте вуза, который носит название «Прогрессивные инженерные школы». Он созвучен федеральному проекту Минобрнауки «Передовые инженерные школы». И цели у них схожи – подготовка высококвалифицированных инженеров нового поколения, способных обеспечить стране технологический суверенитет. Партнерами в реализации этого проекта стали крупные региональные предприятия – два местных агрохолдинга и филиал известной российской нефтегазоперерабатывающей компании.
Николай Репников напомнил, что возглавляемый им вуз готовит специалистов для пищевой и химической отраслей, машиностроения, сферы IT, туриндустрии.
– За последние годы в университете удалось выстроить одну из самых крупных экосистем партнерства с предприятиями, – подчеркнул и. о. ректора. – Число индустриальных партнеров нашего вуза в этом году перевалило за 200.
Объяснение этому кроется в показателях уверенного роста перерабатывающей промышленности, которые фиксируются в последние несколько лет. По прогнозам – тенденция сохранится. Но тем не менее есть некоторые трудности и вызовы. Это дефицит инженерных кадров в сфере биотехнологий, пищевой и химической промышленности, а также существенная зависимость этих отраслей и всего агропромышленного комплекса от импорта.
«Прогрессивные инженерные школы»
Новый проект ВГУИТ как раз предполагает формирование системы опережающей подготовки инженерных кадров для перерабатывающей промышленности под конкретного индустриального партнера и обеспечение технологического производства в названных отраслях. Если в 2024 году технологический университет – это региональный вуз, ориентированный на традиционные отрасли экономики региона, то, согласно программе, через шесть лет он станет университетом, готовящим кадры для высокотехнологичных компаний. При этом важным преимуществом станет «нулевое время вхождения» на производство. Знакомство молодого сотрудника с компанией и адаптация в ней будут происходить еще в годы учебы.
Среди принципов проекта «Прогрессивные инженерные школы», или коротко ПИШ – индивидуальная образовательная траектория, разработанная под конкретное предприятие с необходимыми специализациями; наличие в преподавательском составе практикующих специалистов; дополнительная стипендия от предприятия-партнера.
В образовательной программе с учетом ПИШ предусмотрены два существенных нововведения. Во-первых, это практика ранней профориентации. При поддержке тех же предприятий-партнеров представители вуза пойдут в школы (8−9-е классы) и будут рассказывать ребятам о преимуществах и перспективах обучения по обозначенным направлениям. Тех, кто захочет раньше покинуть школу и получить среднее специальное образование, ждет программа обучения, приближенная к актуальному производству с максимальной ориентацией на практику. Другим заметным новшеством станет разделение аспирантуры на два типа – академическую, которая будет готовить инженеров-исследователей, и индустриальную, ориентированную на подготовку элитарных инженеров-разработчиков. Второй вид – для тех, кто сначала успеет какое-то время поработать на реальном производстве.
К 2030 году в вузе планируют открыть пять прогрессивных школ. При этом если по какому-то направлению начали сотрудничать с одной из представленных на рынке компаний, это вовсе не значит, что другим компаниям того же профиля закрыт путь к сотрудничеству.
Установки губернатора
Игорь Лотков, в свою очередь, передал преподавателям инженерного вуза установки губернатора Александра Гусева насчет развития одной из приоритетных отраслей региона – глубокой переработки сельхозпродукции.
– Мы живем в аграрном регионе, и часто звучит сравнение, что продажа и вывоз непереработанного сельскохозяйственного сырья – то же самое, что вывоз сырой нефти из нефтеносных регионов, – отметил руководитель секретариата губернатора. – Соответственно, подготовка специалистов в области переработки, привлечение инвесторов, разработка технологий таких производств – одна из приоритетных задач.
Другой «сырой» ресурс, которым в силу обстоятельств оказалась богата Воронежская область, – это большие объемы природного газа. Через территорию проходит сразу несколько газопроводов, по которым газ раньше шел преимущественно на экспорт. Сейчас объемы экспорта сильно уменьшились, и есть задача придумать, как применить высвободившееся количество ресурса. По словам Игоря Лоткова, это мощный ресурс для развития и здесь есть над чем думать ученым-технологам.
Также Игорь Анатольевич напомнил о нарастающем дефиците трудовых ресурсов. Преодолению проблемы может послужить увеличение эффективности каждого работника. В этом отношении есть отрасли-лидеры. Например, химпром. И есть те, которым есть к чему стремиться. В частности, пищевая промышленность. Здесь стоит обратить внимание на программы повышения производительности труда, которые предлагает федеральное правительство. Хотя универсальных рецептов здесь не существует. И специалисты отраслевого вуза могли бы заняться адаптацией программ Минэкономразвития под конкретные задачи.
– Отсюда вытекает необходимость послевузовского образования. Технологии стремительно меняются, и сегодня не получится окончить обучение к тридцати годам и потом всю жизнь жить на полученном багаже знаний, – подчеркнул Игорь Лотков.
Дистанционная занятость, в свою очередь, должна помочь бороться с вымиранием воронежского села. Эта проблема стоит тоже достаточно остро, но широкое повсеместное распространение интернета будет способствовать ее преодолению, полагает Игорь Лотков.
Наконец, последняя задача, озвученная перед сотрудниками вуза, – бороться за то, чтобы иногородние выпускники оставались жить и работать в Воронежской области. В результате миграционных процессов регион ежегодно теряет до 25 тыс. молодых специалистов.
И. о. ректора Николай Репников пообещал взять все озвученные проблемы в разработку и учесть при составлении программ в рамках нового проекта.
Проект вуза «Прогрессивные инженерные школы» является шагом к реализации объявленного Президентом нового национального проекта «Кадры», а также отвечает требованиям стратегического проекта «Новая индустриализация региона», инициированного губернатором Александром Гусевым. Его главная цель – обеспечение предприятий квалифицированными инженерными кадрами, а также вхождение Воронежской области в число лидеров промышленного производства в обрабатывающих отраслях.