Продолжая разговор РИА «Воронеж» о реальном состоянии экономики нашей области во времена СВО, нельзя не обратиться к такому важному показателю, как состояние бюджета региона. Так сложилось с начала XXI века, что именно состояние бюджета субъекта Российской Федерации определяет большинство фундаментальных экономических процессов, происходящих там. Важно понимать, что именно характер и характеристики бюджета и прямо, и массой косвенных показателей указывают на богатство и здоровье или, напротив, на не вполне «здоровую» экономику в том или ином регионе. Размер и параметры бюджета, его доходы и его расходы откровенно демонстрируют и насколько хорошо (или не очень) живут труженики многочисленных бюджетных сфер. А с учетом того, что один стабильно оплачиваемый «бюджетник», как правило, создает «под себя», своим постоянным спросом, сразу несколько стабильных рабочих мест в бизнесе, и малом, и большом, бюджетные расходы задают и всю структурную организацию, и размах региональной торговли, сферы услуг, всего того «потребительского сектора», что так дорог современным экономическим теоретикам.

Состояние здоровья регионального бюджета влияет, в общем-то, на организацию всех сторон современной региональной экономической жизни – о чем недвусмысленно заявляют сами нынешние размеры бюджетов. Кое-где, в самых небогатых субъектах Федерации, они, бывают, превышают весь валовой региональный продукт – обеспечивая «жизнь на дотациях». А в целом ситуация такова – еще лет пятнадцать-двадцать назад бюджеты регионов исчислялись всего несколькими миллиардами рублей или, в переводе по валютному курсу, максимум парой сотен миллионов долларов. Нынешний бюджет, скажем, нашей области впечатляет масштабом – под 200 миллиардов рублей ежегодно.

Доходы бюджета эпохи СВО

Самой неожиданной, возможно, и от этого еще более оптимистичной чертой бюджета Воронежской области в 2022-м стало то, что регион в экономически трудное время получил больше доходов, чем планировал, находясь еще в состоянии «мирном», конца 2021-го. В таком масштабе больше получил, что никогда раньше, в последние годы, не случалось.

Так, скажем, в департаменте финансов и в областной думе рассчитывали, что максимально возможно получить из всех источников порядка 190 миллиардов рублей за год. В законе о бюджете при этом крайне оптимистично указали цифру в 195 миллиардов рублей доходов. В реальности же, по отчету об исполнении консолидированного бюджета на 1 января 2023 года, вышло, что доходов получили почти на 15 миллиардов больше.

Надо понимать, что увеличение доходов бюджета – это всегда следствие роста экономики, ее оборота, выручки, прибылей. Ведь доходы бюджета возможны только от прихода, поступления средств от налогов и сборов. Если такие платежи растут – при неизменности размера ставок налогов – это означает, что у людей и организаций, которые эти налоги и платят, прибыли выросли. Или, если это стабильные налоги на имущество, у них стало больше имущества.

Получение заметно большего, чем планировалось, размера доходов областного бюджета вовсе не привело к увеличению бюджетных трат. Вместо запланированных на год трат в 228 миллиардов и закономерного получения дефицита бюджета аж в 32 миллиарда рублей наше правительство «уложилось» в бюджетных расходах в 202 миллиарда.

Сама структура роста доходов воронежского бюджета в прошлом году – году, еще раз напомню, открытой, предельно «горячей» экономической войны против нас – об этом говорит абсолютно открыто и однозначно.

Смотрите, было запланировано получить от предприятий налога на прибыль 35 миллиардов, а получили 38 с половиной. Раз ставка налога не менялась в прошлом году, значит, именно рост прибылей бизнеса и позволил бюджету региона стать на 10 процентов богаче по этому виду дохода.

Аналогичная ситуация и с доходами физических лиц. Было запланировано получить – в виде тех самых 13% с зарплаты воронежцев – 48 миллиардов, а получили 54 миллиарда. Это значит, что номинальные доходы воронежцев по части официальных зарплат реально и заметно подросли. Раз уж НДФЛ – налога на наши доходы, которые бухгалтерии автоматически перечисляют в бюджет, мы с вами заплатили почти на 12 процентов больше, чем планировали госфинансисты и налоговики. Такой «прибавки» просто физически неоткуда больше взяться, как с роста наших доходов – и, в первую очередь, от роста наших официальных и честных зарплат.

Самой неожиданной, возможно, и от этого еще более оптимистичной чертой бюджета Воронежской области в 2022-м стало то, что регион в экономически трудное время получил больше доходов, чем планировал, находясь еще в состоянии «мирном», конца 2021-го.

На 2 с половиной миллиарда больше, чем планировали, вышло получить доходов от налога на совокупный доход. Его платит малый и средний воронежский бизнес, в эту строку бюджетных доходов включаются «налоги, взимаемые в связи с применением специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения (УСН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД), патентной системы налогообложения (ПСН) и единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)». Так вот, по итогам года вышло, что наши предприниматели увеличили свои платежи с полученных прибылей более чем на 20 процентов. Притом, понятно, что размеры налога не только не менялись, но по ним был предоставлен целый ряд льгот – в связи с особо трудным экономическим положением в стране, ведущей специальную военную операцию против нацистов.

Было запланировано получить от предприятий налога на прибыль 35 миллиардов, а получили 38 с половиной. Раз ставка налога не менялась в прошлом году, значит, именно рост прибылей бизнеса и позволил бюджету региону стать на 10 процентов богаче по этому виду дохода.

Вдвое по сравнению с планом увеличились доходы бюджета от платежей за пользование природными ресурсами, в 100 раз – в перерасчетах по отмененным налогам, почти на четверть выше плановых оказались доходы от платных государственных услуг, на полмиллиарда (или все на те же 10 процентов выше плана) выросли доходы от использования госимущества. Но самое интересное все же в том, что за прошлый год более чем на полтора миллиарда от запланированного (в самых, напомню, светлых мечтах департамента финансов) – с 18 до почти 20 миллиардов за год – в Воронежской области выросли доходы бюджета от налога на имущество (и опять же безо всякого изменения ставок налогов).

Дело не только в том, что рост доходов по этой строке бюджета абсолютно однозначно указывает, что имущества у воронежцев – организаций и жителей области – стало заметно больше. Причем здесь не надо забывать, что имущество, так сказать, «старое» постоянно «проходит амортизацию», сильно теряет в цене. И размер платежей по нему, соответственно, резко сокращается. То есть рост доходов по этому разделу нашей экономической жизни говорит еще и том, насколько больше стало у нас именно нового, самого современного имущества.

Расходы бюджета эпохи СВО

Как это ни удивительно, но получение заметно большего, чем планировалось, размера доходов областного бюджета вовсе не привело к увеличению бюджетных трат. Вместо запланированных на год трат в 228 миллиардов и закономерного получения дефицита бюджета аж в 32 миллиарда рублей наше правительство «уложилось» в бюджетных расходах в 202 миллиарда. Не только покончив, наконец, с постоянно требующем займов и кредитов дефицитом бюджета. Но и, как очень и очень немногие субъекты Российской Федерации, завершив год с профицитом бюджета – то есть с превышением доходов над расходами более чем в 5 миллиардов рублей. Которые перейдут на этот год.

Показательно, что большая часть экономии бюджетных средств пришлась на экономию правительства на самом себе. Статья расходов «общегосударственные вопросы», которая как раз и предполагает траты на содержание всей системы региональной власти, выглядит так: запланировано 28 с половиной миллиардов расходов, потрачено – с учетом работы, например, судебной системы, многочисленных и разнообразных администраций, служб, управлений – 13 миллиардов. Выходит, на этой статье расходов удалось – волей разума губернатора и правительства – получить 90 процентов всей годовой экономии средств. Ни один учитель, врач или детсадовский воспитатель при этом не пострадал.

Важнейшей характеристикой бюджета «военного» времени стало то, что он не только сохранил, но и нарастил свою социальную направленность. Четверть всех бюджетных расходов – более 50 миллиардов – это расходы на систему образования. Немногим меньше – почти 40 миллиардов – расходы на осуществление «социальной политики». Еще более 27 миллиардов – это расходы на здравоохранение и здоровый образ жизни. По 6 миллиардов были израсходованы на культуру и на спорт.

Выходит, что практически три четверти расходов бюджетов – это прямые и однозначные расходы на наши знания, ум, воспитание подрастающего и уже выросшего поколений, на образование и здоровье, культуру, на поддержание социального здоровья жителей региона.

При этом, так сказать, «оставшаяся» часть – это 4 миллиарда расходов на безопасность и 38 – на национальную экономику. То есть на поддержание той системы экономической стабильности и конкретной безопасности нашей жизни в крайне тревожных современных обстоятельствах.

Новое время

Любой философ знает, что лучший критерий истины – это практика. А проверенная и успешная воронежская бюджетная практика 2022 года однозначна и очевидна. Это, с одной стороны, обеспечение максимально возможного роста доходов во всей экономике региона. Потому что именно там куется и рост доходов бюджета.

Если же вернуться к разговору об исполнении воронежского областного бюджета в самый трудный год XXI века, то сенсация здесь только одна – он, бюджет «военного» года, не только оказался по своим параметрам и исполнению лучше бюджетов всех последних лет, но даже позволил создать резервы для бюджета этого года. Такой результат нашей общей воронежской работы, бесспорно, серьезное достижение – и наше, и для нас.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».