В понедельник, 17 июня, комитет Госдумы РФ по бюджету и налогам завершил прием от регионов отзывов, предложений и замечаний по законопроектам, вносящим целый ряд существенных изменений в налоговую систему. Депутаты Воронежской областной думы на заседании 6 июня приняли решение безоговорочно поддержать налоговую реформу.
Воронежские депутаты накануне выступили в поддержку федеральной налоговой реформы. В ее рамках ставку НДФЛ должны увеличить с 13 до 15% для доходов свыше 2,4 млн рублей в год (при зарплате «грязными» от 200 тыс. рублей в месяц), а далее – вплоть до 22%. Одновременно для небогатых семей с детьми предполагаются вычеты по НДФЛ, позволяющие снизить ставку до 6%. По оценке источников РИА «Воронеж», повышенные ставки НДФЛ в регионе могут коснуться порядка 30 тыс. человек. А вычетами сможет воспользоваться примерно половина многодетных родителей – те, кто зарабатывает меньше 40 тыс. рублей. Для бизнеса реформа готовит повышение налога на прибыль с 20 до 25% при одновременном смягчении условий для малых компаний.
Наложные мотивы
Нововведения для граждан в законопроектах, с одной стороны, предусматривают рост ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для богатых людей и граждан среднего класса, с другой – дают возможность сокращать налоговое бремя малообеспеченным, но законопослушным семьям с двумя и более детьми.
По данным Министерства финансов РФ, повышенные ставки затронут 3,2%, или около 2 млн человек работающего населения страны
Планируется ввести полноценную прогрессивную шкалу налогообложения физлиц. Взамен двух действующих власти намерены ввести пять ступеней НДФЛ. Если официальный месячный доход налогоплательщика не превышает 200 тыс. рублей в месяц «грязными», или 2,4 млн рублей в год, его налоги на доходы останутся прежними (13%). Заработки выше этой суммы будут облагаться налогом по ставкам от 15 до 22% с учетом того, что повышенный НДФЛ насчитают не со всех доходов, а только с превышения определенного порога. В диапазоне от 2,4 млн до 5 млн рублей будет действовать ставка в 15%, от 5 млн до 20 млн рублей – 18%, от 20 млн до 50 млн рублей – 20%, свыше 50 млн рублей – 22%.
Для пассивных доходов (дивиденды, проценты по вкладам, доходы от ценных бумаг, продажи акций и недвижимости) шкала будет двухступенчатой – тоже 13% при заработке до 2,4 млн рублей за год и 15% - свыше этой суммы.
Динамика номинала
Как сообщил РИА «Воронеж» источник в региональной власти, в Воронежской области оценочная доля жителей с «белым» заработком более 200 тыс. рублей в месяц ниже среднероссийской, рассчитанной с учетом Москвы, северных и «нефтяных» регионов. Она составляет порядка 2% от работающих воронежцев (Росстат оценивает их число в 1,4 млн человек). Таким образом, ставки НДФЛ от 15% могут затронуть лишь около 30 тыс. активных жителей региона.
По данным управления ФНС по Воронежской области, в 2023 году жители региона заплатили (в основном опосредованно – через работодателей) 63 млрд рублей НДФЛ. Рост собираемости налога по сравнению с 2022-м составил 17%, или почти 11 млрд рублей.
Однако стоит учитывать, что доля воронежцев, подпадающих под повышенную ставку НДФЛ, с каждым годом будет увеличиваться – за счет инфляции и весьма динамичного роста номинальных зарплат на дефицитном рынке труда. По данным Воронежстата, за последний год средняя зарплата в регионе выросла на 19% и более и достигла 56 тыс. 370 рублей (данные по итогам первого квартала 2024-го).
Это куда более динамичный рост номинальных зарплат, чем был заложен в подготовленном профильным департаментом регионального правительства целевом сценарии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года (программа принималась в 2018-м и остается действующей по сей день). Планировалось, что в 2024-м средняя зарплата в регионе будет составлять, по самому оптимистичному прогнозу, 48,6 тыс. рублей. К 2030 году уровень доходов должен был достигнуть 73,4 тыс. рублей, а к 2035-му – 100,8 тыс. рублей. Нетрудно предположить, что с текущей динамикой к этим пороговым значениям регион придет намного быстрее.
Ставки на детей
В рамках реформы предлагается сокращение налогового бремени для сравнительно небогатых семей и военных в зоне специальной военной операции. Выплаты за участие в боевых действиях (зачастую превышают 200 тыс. рублей в месяц) были исключены из нового правила. А семьи, в которых воспитывают не менее двух детей и месячный доход на одного члена семьи не превышает полутора прожиточных минимумов, могут по итогам года воспользоваться возвратом 7% уплаченного НДФЛ. Фактическая ставка для них составит 6%. Власти отмечали, что возможны и другие обязательные критерии для получения кешбэка по НДФЛ, например, отсутствие долгов по алиментам в предыдущем браке для мужчин.
По данным Минфина РФ, на вычет смогут претендовать около половины семей с двумя или более детьми в стране – доходы в них не превышают полутора прожиточных минимумов на человека. Публичных данных о применимости новой льготы в Воронежской области пока нет. В управлении Федеральной налоговой службы по Воронежской области предпочли воздержаться от комментариев до принятия законопроектов Госдумой.
До 2021 года для россиян действовала «плоская» шкала налога на доходы физлиц – все платили подоходный налог по одной ставке в 13%. С 1 января 2021 года в стране была введена прогрессивная шкала НДФЛ, ставшая известной как «налог для богатых». НДФЛ был повышен до 15% для граждан, чей годовой заработок составляет 5 млн рублей и больше. В год они платят 650 тыс. рублей (13% от 5 млн рублей) в региональный бюджет, плюс 15% от части доходов, которая превышает 5 млн рублей, – в федеральный. Эта система действует и сейчас. На ее старте собранные дополнительные деньги правительство обещало направить на лечение детей с редкими, хроническими и тяжелыми заболеваниями.
Когда изменения вступят в силу
Сегодняшние поправки в налоговое законодательство публично обсуждаются с февраля 2024 года, когда президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил продумать более справедливое распределение налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие корпоративные и личные доходы. И напротив, снизить налоговую нагрузку на семьи, в том числе за счет вычетов.
Первые детали налоговой реформы были раскрыты 20 мая, а далее ситуация развивалась стремительно. Уже 28-го мая Министерство финансов внесло в правительство РФ соответствующий пакет законопроектов. Спустя всего два дня кабмин одобрил изменения, а 3 июня законопроект внесли в Госдуму. За следующие две недели параметры реформы оперативно и безоговорочно одобрили парламенты практически всех регионов РФ (за исключением Татарстана, теряющего существенную часть доходов, – республика внесла предложения по корректировке законопроекта).
Ожидается, что пакет изменений в налоговом законодательстве начнет рассматриваться Госдумой 20 июня и будет принят до конца весенней сессии, которая завершается 4 августа (об этом в мае сообщал глава бюджетного комитета Андрей Макаров). В этом случае изменения могут вступить в силу, и новые ставки налогов, которые должны быть зафиксированы как минимум до 2030-го года, начнут действовать с 1 января 2025 года.
Рискованное предприятие
Расширение прогрессивной шкалы по НДФЛ с действующих двух степеней до пяти – наиболее резонансная и обсуждаемая часть анонсированных изменений налоговой системы. Однако они включают и ряд нововведений для бизнеса – как в сторону увеличения, так и уменьшения налогового бремени.
Налог на прибыль организаций предполагается повысить с 20 до 25%. По данным УФНС, в 2023 году в Воронежской области с бизнеса в местный бюджет по этой статье собрали 38 млрд рублей – с ростом к 2022 году на 37%, или 14 млрд рублей. Нетрудно прийти к выводу, что только рост ставки на 5 процентных пунктов (п.п.) может добавить региону 9,5 млрд рублей от бизнеса – без учета ежегодного роста налогооблагаемой базы.
Доля прибыльных предприятий в Воронежской области составляет 82,1% (данные аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza за 2023 год).
В то же время предполагаются меры поддержки для инвесторов, которые зарегистрированы в особых экономических зонах (ОЭЗ), на территориях опережающего развития (ТОСЭР) или пользуются другими похожими преференциями. Для них налог на прибыль организаций останется прежним, а также сохранятся предложенные властями ранее льготы на него. В Воронежской области это ОЭЗ «Центр», индустриальный парк «Масловский», ТОСЭР в Павловске и еще несколько менее крупных площадок в районах.
Вместе с тем в рамках налоговой реформы предполагается смягчить ценз для малых предприятий, которые могут пользоваться упрощенной системой налогообложения (УСН). В итоге «упрощенкой» смогут пользоваться больше компаний. Максимальный для УСН порог по доходам для них планируется повысить с 250 млн до 450 млн рублей, объем основных средств – со 150 млн до 200 млн рублей. Максимальное количество сотрудников останется прежним – 130 человек. Параллельно для небольших обрабатывающих производств снизят тарифы по страховым взносам в части ежемесячных выплат сотрудникам свыше МРОТ – с 15 до 7,6%. Также должно быть отменено правило, согласно которому ранее к малым предприятиям с наиболее высокими доходами (от 150 млн до 250 млн рублей) ФНС применяла повышенные ставки в 8% вместо 6% при объекте налогообложения «доходы» и 20% вместо 15% при объекте «доходы минус расходы».
С другой стороны, этим же малым предприятиям с наибольшими доходами (от 60 млн рублей) теперь придется платить налог на добавленную стоимость (НДС) в размере от 5% до 20%, чего раньше от них не требовали.
Конкурентные условия
Нюанс с отменой повышенных ставок по УСН может оказаться болезненным для региональных бюджетов. К примеру, власти Татарстана уже заявляли, что из-за этого республика будет терять более 3,2 млрд рублей в год. В Ярославской области объем потерь оценивали в 800 млн рублей.
Для бюджета Воронежской области эта проблема неактуальна, заявили РИА «Воронеж» в министерстве финансов регионального правительства. Небольшие потери возможны, но их есть чем компенсировать, пояснили там.
– Целью вносимых изменений является установление равных конкурентных условий ведения бизнеса для предпринимателей. В Воронежской области в 2024 году лишь незначительное количество плательщиков уплачивают УСН по повышенным ставкам. Потери от их отмены будут компенсироваться за счет расширения налогооблагаемой базы, в том числе за счет сокращения количества организаций, прибегающих к схемам дробления бизнеса и ухода от налогообложения. Увеличение предельного порога применения УСН до 450 млн рублей позволит субъектам малого и среднего предпринимательства наращивать финансовые обороты, но при этом оставаться на упрощенной системе, – рассказал первый замминистра финансов региона Алексей Чибисов.
Заложенный рост
Местные эксперты в целом положительно оценивают налоговую реформу, отмечая, что наиболее резонансное предложение с увеличением НДФЛ на деле носит символическое значение и не будет применяться массово.
Зампредседателя комитета Воронежской облдумы по бюджетной политике, налогам и финансам Александр Вериковский отметил, что большая часть изменений исходит из принципа социальной справедливости.
– Полученные в рамках прогрессивного налогообложения дополнительные средства направят на дальнейшее развитие страны – от строительства новых школ и больниц до модернизации системы ЖКХ и поддержки наукоемких отраслей, а также сферы высоких технологий. Кроме того, предполагается целая система налоговых вычетов для снижения НДФЛ различных категорий граждан, в том числе семей с детьми, – сказал парламентарий на заседании, посвященном одобрению законопроектов.
Директор центра межрегиональных исследований Воронежского государственного университета Дмитрий Ломсадзе считает, что предложенные правительством 22% для людей со сверхдоходами достаточно мягкая мера.
– Что касается основной части граждан, то в 90% случаев они не почувствуют данных изменений. Для большинства ставка останется на уровне 13%. В то же время льготы, которые будут предоставляться многодетным семьям, – это нововведение, которое будет иметь положительный результат, – полагает он.
Но для предпринимателей нововведения означают все же повышение налоговой нагрузки, а не ее снижение, добавил налоговый юрист Владислав Колтаков.
– Ранее обсуждалось, что налоговая ставка по УСН может подниматься до 30%, поэтому выбор 25%, на мой взгляд, устроит и законодателей, и бизнес, – рассказал Владислав Колтаков.
Но малые компании с оборотом более 60 млн рублей, по его словам, ждет неприятный сюрприз – им придется платить НДС, что впоследствии может сказаться нелучшим образом на налоговой дисциплине.