Вечером среды, 18 сентября, в музее имени Крамского прошло торжественное открытие обновленной экспозиции «Искусство Античности» (0+). Реэкспозиция зала началась в 2023 году. К тому времени привычная посетителям выставка античного искусства, созданная еще в 1960-е годы, устарела. Требовалось поменять не только музейное оснащение, но и саму концепцию экспозиции.

О том, что изменилось и какие экспонаты здесь можно увидеть, расскажем в нашем материале.

Современные витрины с обзором 360 градусов

Работа над реэкспозицией зала античного искусства велась совместно со специалистами Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Год назад музеи подписали соглашение о сотрудничестве. Сначала сотрудники разработали новую концепцию экспозиции. Часть предметов отправили на реставрацию.

– Целый год у нас велась работа по изучению и атрибутированию коллекции. Работа на этом не заканчивается. Квинтэссенцией станет публикация научного каталога коллекции античности, который мы планируем выпустить в конце 2025 года, – отметила директора музея имени Крамского Юлия Зайченко.

В рамках нацпроекта «Культура» музей приобрел новые прозрачные выставочные витрины – благодаря им посетители музея могут рассмотреть древние артефакты со всех сторон. Появилась и новая подсветка. Но самое главное – экспозиция античного искусства значительно расширилась. Если раньше здесь было выставлено около 80 предметов, то сейчас – 130. Многие артефакты люди раньше не видели – они хранились в музейных фондах.

Сейчас в зале античного искусства представлены несколько витрин с древней керамикой. Экспозиция позволяет проследить, как менялось искусство античной вазописи и керамики на протяжении двух тысячелетий.

Как отметил хранитель музея и сокуратор реэкспозиции зала античных искусств Юрий Малик, в обновленном зале артефакты были перегруппированы. Это позволяет воспринимать привычные, выставлявшиеся раннее древние предметы под другим углом.

В новой экспозиции появилась витрина с сосудами Древнего Кипра и Беотии. Добавилась и витрина коринфской и этрусской керамики. Стало больше краснофигурной и чернофигурной керамики, терракотовых статуэток. Кроме того, появилась и новая витрина бытовых, или детских предметов, которыми в Древней Греции пользовались каждый день – это различные светильники, зеркала, бусы, стеклянные сосуды, фибулы (металлические застежки).

Университетская коллекция

На открытии обновленной экспозиции побывала министр культуры Воронежской области Мария Мазур. Она отметила, что коллекция античности – самая древняя в музейном собрании.

– Обновленного зала античности не появилось бы, если бы не помощь сотрудников Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва). Вместе с работниками музея Крамского они провели колоссальную работу. Они приехали, отсмотрели более 500 экспонатов, помогли правильно все сделать, взяли часть экспонатов на реставрацию. Наша экспозиция будет пополняться после реставрации, – рассказала Мария Мазур.

Ученый секретарь музея имени Крамского Наталья Бакина напомнила, что коллекция античного искусства была частью Музея древностей Императорского Юрьевского университета, который был эвакуирован в Воронеж в 1918 году.

– Классическое образование базировалось на изучении античной культуры. Поэтому все внимание сотрудников, преподавателей, профессуры было направлено на собирание и комплектование античной коллекции. Она собиралась более ста лет – с начала XIX до начала XX века. Античные предметы передавались в дар университету либо покупались на парижских аукционах, в Италии. Последние поступления в античную коллекцию – это археологические раскопки близ Керчи. Мы видим эволюцию научного знания, видим, как менялось устойчивое восприятие античного наследия. Она собрана очень правильно, очень грамотно, с пониманием дела, – пояснила искусствовед.

Один из приглашенных экспертов, принимавших участие в обновлении античной коллекции, – заведующая отделом искусства и археологии Античного мира ГМИИ имени А. С. Пушкина Ольга Тугушева.

– В апреле прошлого года мы с моей коллегой приехали сюда и в течение недели просмотрели весь античный фонд. Это была очень интересная работа. В целом ряде случаев нам удалось соединить фрагменты одних и тех же предметов – например, статуэток, сосудов. В фондах они числились как самостоятельные экспонаты. Мы увидели целый ряд предметов, которые нуждаются в срочной реставрации. После реставрации, которая идет сейчас в научно-реставрационном центре И. Э. Грабаря, эти вещи займут место в современной экспозиции. Это будут звезды античной коллекции, – сказала Ольга Виленовна.

По словам эксперта, работа в фондах музея продолжится и дальше. Специалистам предстоит провести большую работу по изучению всей античной коллекции, определить время создания целого ряда памятников и их предполагаемых мастеров.

Что посмотреть

Витрина геометрических сосудов

Костяк античной коллекции составляет расписная керамика. Самые ранние памятники экспозиции – сосуды, расписанные в геометрическом стиле. Они датируются XI–VIII вв. еками до н. э.

На витрине геометрических сосудов можно рассмотреть расписную керамику Древнего Кипра и одного из регионов Древней Греции – Беотии. Среди древних артефактов – амфоры, чаши, кувшины, различные пиксиды – круглые коробочки, где хранились украшения, косметика и пряности. Все эти керамические изделия украшает геометрический декор.

– Особенность кипрской керамики – в горизонтальности линий и добавлении красного цвета. Для культуры того времени было важно то, что цвет и спиралевидные, волнообразные узоры были не просто элементами декора – они носили сакральный характер, – отметил Юрий Малик.

Один из интересных экспонатов, ранее не выставлявшийся, – кувшин с носиком в виде головы быка. С точки зрения искусствоведения правильнее говорить «кувшин с протомой быка». Протома – это изображение передней части тела животного или мифологического существа. Керамический сосуд датируется VI–V вв. еками до н. э.

Витрина расписной керамики Коринфа и Этрурии

Для этой керамики характерен «ковровый» стиль вазописи. Он пришел на смену геометрическому стилю в конце VIII века до н. э. В орнаменте появляются растительные мотивы, изображения животных и фантастических существ – сфинксов, сирен, грифонов. Центром производства такой керамики стал Коринф.

Коринфские сосуды и вазы пользовались популярностью во многих регионах Средиземноморья, в том числе в Этрурии, чьи вазописцы нередко подражали привозным образцам. Эти образцы называют этрусско-коринфскими.

На витрине представлены всевозможные сосуды небольшой формы: арибаллы, алабастры и котилы. Внизу можно увидеть черный сосуд для розлива вина с тремя носиками – ойнохоя. Он был создан в Древней Этрурии в I тысячелетии до н. э. Сосуд выполнен в технике буккеро, имитирующей металл.

Еще один интересный экспонат – этрусская тарелка. Изделие использовалось для жертвоприношений. На тарелке указано имя человека, от которого богам преподнесен дар, – «От Тителия».

– Эта тарелка является имитацией жертвенного стола или мини-жертвенником. Почему для этрусской культуры это было важно? Божествам, которым посвящались те или иные дары, важно было знать имя, от кого была жертва, – рассказал Юрий Малик.

Чернофигурная керамика

К середине VI века до н. э. первенство в производстве расписной керамики переходит к Афинам, где складывается новый вид декора – чернофигурный. Чернолаковые силуэты легко читаются на красноватом, свободном от орнаментов фоне. На сосудах чаще всего изображали сцены из героического эпоса – угадываются олимпийские боги, подвиги Геракла и Тезея.

На витрине представлена чернолаковая посуда, ойнохоя, различные килики (тонкостенные чаши с широким устьем). Среди них – так называемые килики lip-сup.

Краснофигурная керамика

Образцы этой керамики появляются в последней четверти VI века до н. э. Светлые силуэты древние мастера рисуют на темной лаковой поверхности, а детали прописывают тем же лаком разной густоты. Одна из лучших краснофигурных ваз коллекции – ноландская амфора с изображением Зевса и Семелы.

Мраморные скульптуры

В экспозиции можно увидеть мраморные скульптуры аттического времени. Среди них – торс молодой девушки в дорическом хитоне и голова юноши.

– Ранее голова юноши не выставлялась. Считалось, что она была частью надгробного памятника или горельефа и, скорее всего, была отпилена. Часть лица юноши стесалась – возможно, в более поздний период памятник использовали для мощения дороги, – пояснил Юрий Малик.

Южноиталийская витрина

В витрине №7 можно увидеть краснофигурную керамику, созданную в регионах Южной Италии. Почти все они предназначались для погребений – ставились в погребальные камеры. Среди древних артефактов – маленькие маски Антиноя и Медузы горгоны, которыми украшали саркофаги. На них сохранена оригинальная роспись – фрагменты краски.

Витрина искусства Древнего Рима

Здесь представлены различные статуэтки, изделия из стекла, керамические сосуды и светильники. Среди бронзовых статуэток выделяются фигуры, имитирующие скульптуры императора Рима Октавиана Августа. Здесь же можно увидеть античный самовар – сосуд для кипячения воды под названием аутепса.

Бытовая, или детская витрина

В этой витрине представлены разные виды античных предметов эпохи Древней Греции и Древнего Рима. Тут зеркала и бусы, различные игрушки для детей – например, погремушка, которая изображает ребенка в колыбели. Пожалуй, самый интересный экспонат – глиняная куколка-марионетка (мист) с подвижными ногами, которая использовалась как для игры, так и в ритуальных целях. У этого артефакта остались отверстия для веревочек. Ребенок дергал за них – и кукла болтала ножками.

Интересно, что раньше глиняная кукла выставлялась без ножек. Но во время реэкспозиции музейные сотрудники нашли глиняные конечности, которые долгое время хранились в фондах.

Время работы музея:

понедельник – выходной;

вторник, среда, четверг – 12:00 – 20:00;

пятница – 12:00 – 19:00;

суббота, воскресенье, праздники 10:00 – 18:00.

Касса и вход прекращают работу за 15 минут до закрытия музея.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».