Даже в дни тяжелейших сражений Великой Отечественной художники-фронтовики не расставались с карандашом и альбомом: рисовали агитационные листовки и открытки, оформляли плакаты, фиксировали сцены стратегических сражений. Благодаря их самоотверженному труду удалось сохранить для потомков бесценный документально-художественный материал в виде набросков и зарисовок боев, лиц однополчан и мирных граждан, видов разрушенных городов. Среди художников, прошедших всю Великую Отечественную войну, было немало и воронежцев.

К 80-летию со дня освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков в музее имени Крамского в четверг, 19 января, открылась выставка работ художников-фронтовиков «Подарившие нам мир и красоту». Собрание из фондов музея включило более 120 произведений живописи и графики и состоит из двух частей.

На антресолях выставочного зала представлены графические свидетельства мужества и героизма наших солдат, панорамы разрушенного почти до основания Воронежа, созданные авторами в 1942–1943 годах. В основном все произведения здесь черно-белые, выполненные простым карандашом или тушью, так как рождались в боевых условиях «на скорую руку».

Фото: 1 из 6

Фото — Наталья Трубчанинова
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – графика
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – графика
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – графика
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – графика
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – графика
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – графика

Яркие краски и монументальные в размерах полотна, занявшие первый этаж пространства, вышли из-под кистей участников войны уже в мирное советское время. Здесь – счастливые лица студентов, строителей, тружеников полей, спокойные сельские пейзажи и величественные храмы, от которых веет теплом и верой в светлое будущее.

Фото: 1 из 16

Фото — Наталья Трубчанинова
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты
  • Выставка к 80-летию освобождения Воронежа – послевоенные сюжеты

Большинство работ ранее экспонировались в различных музейных проектах, но есть и совершенно новые, которые посетители еще не видели. Среди них – графические листы и акварели Семена Легени, которые после смерти художника передала его дочь Галина в дар художественному музею. Часть этих работ несколько лет назад участвовала в выставочном проекте «От Новохоперска до Бреслау», несколько рисунков представлено на выставке впервые.

Семен Легеня (1905−1994) – воронежский живописец, график, член Союза художников, участник ВОВ. Он родился в Бутурлиновке, обучался в Воронежском художественно-промышленном техникуме у известных живописцев Александра Бучкури и Сергея Романовича, работал художником-декоратором в Воронежском драматическом театре. С 1942 по 1945 год Легеня был сотрудником фронтовой многотиражки «Боевая тревога»: прошел дорогами войны от Новохоперска до Бреслау в составе соединения 6-й армии Воронежского, Юго-Западного и 1-го Украинского фронтов, делая зарисовки военных событий. Его рисунки, многие из которых выполнены на бегу, передают трогательные человечные сцены: фронтовой быт солдат, сцены наступательных операций. Все листы датированы художником с точностью до дня, отчего его работы представляют еще большую документальную ценность.

В фронтовую графику также вошли работы московских художников, которые двигались вместе с армией и в 1943-м оказались в разрушенном Воронеже. В музее собрана достаточно большая серия работ двух таких художников – Владимира Богаткина и Виталия Демидова, – ставших настоящей художественной летописью боев за наш город. Некоторые работы демонстрируются впервые.

Виталий Демидов (1905-?) считал своим долгом запечатлеть то, что происходило на войне: для этого он специально ехал на фронт, выходил на улицы освобожденных городов и рисовал, в том числе агитационные плакаты для «Окон ТАСС». На выставке есть три любопытных рисунка, сделанных Демидовым в освобожденном Воронеже в разное время. Интересны они тем, что нарисованы с одного ракурса, что позволяет проследить, как менялись события на улице – от объявления в городе воздушной тревоги до возвращения местных жителей практически в руины.

Советский график, иллюстратор и театральный художник Владимир Богаткин (1922−1971) в годы войны работал художником Центрального театра Красной Армии и фронтовой бригады Театра имени Вахтангова. В Воронеж он попал в 1943 году, где застал и написал картины видовых мест города, не уцелевших после немецких бомбежек, – район СХИ, улицу Чайковского, все, что осталось от зданий Воронежской филармонии и драмтеатра.

С первых дней на фронтах Великой Отечественной войны воевали воронежские художники Михаил Лихачев (1919−1997) и Василий Криворучко (1919−1994), чьи монументальные живописные полотна передают мирную жизнь советских граждан и красоту родного края. Несмотря на то что война давно закончилась и с картин на сегодняшних посетителей смотрят радостные лица молодежи, детей, стариков, память о страшных событиях все равно жива – у того же Лихачева много работ, написанных в 60−70-е годы, посвящено теме смерти. Вот у одинокой могилки неизвестного солдата собрались жители села («Никто не забыт»), или убитая горем женщина стоит на коленях у скромного памятника. Читаешь название – и дрожь берет («Нашла сына»).

Присутствовавшая на открытии выставки художник, скульптор, заслуженный работник культуры Воронежской области Валентина Сумина знала почти всех авторов выставки лично.

– Я застала их еще молодыми, красивыми, полными сил и творческой энергии. Зиновий Ефимович Попов был моим преподавателем в строительном техникуме. Он прошел войну, у него вся спина была «разворочена». Притом что он имел медаль «За победу над Германией», был любим коллегами в художественном сообществе, пробиться при жизни даже на зональные выставки он не мог. Он так и ушел без каких-либо профессиональных званий. Алексей Павлович Еременко был председателем нашего худсовета: невероятно веселый, жизнерадостный человек. Войну прошел танкистом. Когда мы выезжали с ним на сельхозполя рисовать студентов за уборкой урожая, он всегда рассказывал истории, как на танке по таким же полям выбивал фашистов с нашей земли. Особенно ему врезалась в память такая картина: идут они с товарищами по пустынной дороге, справа сгоревшее село, слева сгоревшее село – и вдруг слышат, как где-то кричит петух. Вокруг война, и непонятно, когда она кончится, а где-то петух дает знак, что жизнь продолжается. Он часто вспоминал эту историю, – поделилась Валентина Сумина.

Выставка продлится до 26 февраля.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассниках» и «Дзен».