С момента распада Советского Союза прошло почти 30 лет. О стране, которой нет, горожанам каждый день напоминают архитектурные элементы на фасадах зданий: гербы, серп и молот, портреты вождей. Но с недавних пор некоторые артефакты утрачены. В 2018 году с проспекта Революции сняли обветшавший декоративный модуль «Звезды». Иллюминацию в виде экскаватора на остановке «Рабочий проспект» демонтировали 10 декабря 2019 года.
Корреспонденты РИА «Воронеж» вместе со сталкером и искателем Дмитрием Юриным, который уже несколько лет собирает фотографии артефактов советского прошлого в Воронеже, сделали подборку самых интересных из оставшихся «приветов» прошлого.
Мозаика
В советское время фасады домов, стены вестибюлей, остановки украшали мозаичными полотнами с изображением ученых, людей труда, космонавтов, пионеров. Стеклянная смальта, из которой художники-керамисты во всю стену выкладывали полотна, – дорогостоящий материал, но средств на украшения стен в советское время не жалели. Материал и трудоемкую работу художников оплачивали заводы.
– Мозаика – это изобразительное искусство. Ее выполняли профессиональные авторы, худфонд, члены Союза художников, – отметил историк Павел Попов.
Пионеры
Где: Дом пионеров и школьников (переулок Политехнический, 16)
Фасадную стену Дома пионеров Коминтерновского района, построенного в 1977 году, украшает чеканка, на которой изображены пионеры с серьезными лицами. Девочка держит книгу, а мальчик – ракету.
На стенах вестибюля – красивые мозаичные полотна, изображающие пионеров 15 союзных республик. Автор чеканки и мозаики – воронежский художник-керамист Эдуард Плотников. Панно художник сделал из стеклянной смальты, которую в Воронеж привезли из Вышнего Волочка.
– Сначала смальту кололи вручную, зубилом и молотком. Нужные по цвету кусочки подбирали с помощью цветного картона. Потом в стене делали ячейки, которые заливали бетоном, сверху выкладывали цветные камушки. Мы их долго отмывали от бетона, – вспомнил художник.
А вот на здании детской поликлиники №4 четыре масштабных мозаичных панно Эдуарда Плотникова – «Времена года» – варварски сбили, на их месте теперь белые пятна.
– Мозаика – дорогая работа. Один килограмм смальты в то время стоил 200 рублей. В советское время мозаику оплачивали заводы. Расходы по украшению поликлиники оплатил самый богатый завод Воронежа – механический. Мозаику мы делали на совесть – чтобы она держалась столетиями. Этот материал не боится ни солнца, ни воды, – рассказал художник-керамист.
За уничтожение мозаики привлечь к ответственности некого – она не является предметом охраны.
– Нужно провести переучет объектов с советской мозаикой, поставить ее на охрану. Она так же ценна, как и дореволюционные дома, – считает архитектор Николай Гуненков.
Ученые
Где: НИИ лесной генетики и селекции (улица Ломоносова, 105)
Эти мозаичные полотна изображают ученых-генетиков и селекционеров, выводящих новые сорта сельскохозяйственных культур. Институт генетики был построен в 1970 году. Автор панно – художник Григорий Перцев, который умер в 2005 году. Он же – автор мозаики в Таловском районе рядом с Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Центрально-Черноземной полосы имени Докучаева. С 1971 по 1978 год Григорий Перцев был главным художником Воронежа. С 2000 года живописец и керамист жил в Италии.
Фонтан «Сирена и Нептун»
Где: Дворец детей и юношества (площадь Детей, 1)
Дворец детей и юношества (ранее – Дворец творчества пионеров и школьников), построенный по проекту архитектора Владимира Быховского, открылся в 1988 году. Под лестницей, ведущей на цокольный этаж, раньше находился настоящий фонтан. Сейчас о нем напоминают лишь бассейн без воды и керамические скульптуры Нептуна и Сирены – мальчика и девочки, держащих в руках трезубцы. Концепцию фонтана и декоративных элементов Дворца в 1982 году создали воронежские художники-керамисты Владимир Клепинин и Николай Суворков.
– Модели для фонтана сделали большие, керамические, в натуральную величину, из сырой глины. Детали скульптур обжигали в больших печах на Воронежском керамическом заводе. Оттуда детали отвозили на монтаж во Дворец, – пояснил Владимир Клепинин.
Фонтан облицевали синей смальтовой мозаикой. Потом на его фоне монтировали всю композицию, которая наполовину находилась под водой, а наполовину над ней. Дно бассейна имитировало морское дно: его украсили морскими камнями и сделанными из керамики медузами, морскими звездами, осьминогами.
Поскольку фонтан был без фильтров, вода в нем не циркулировала, стала застаиваться. Бассейн пришлось осушить и снять форсунки, из которых бил фонтан. Кстати, исчезли не только они, но и керамические морские обитатели.
Праздничная иллюминация – реклама СССР
Звезды, ракеты, цветы гвоздики, колосья, молекулы, круги вдоль дорог – в городе пока сохранились артефакты советской праздничной подсветки, мигавшей разноцветными огоньками. Однако навсегда потухли. От них остались железные каркасы.
– Эти символы мы видели везде. В советское время это была единственная реклама – реклама социалистического общества. Поэтому были выбраны символы: если геометрическая фигура, то звезда, если цветок, то гвоздика, если изображения людей, то это сильные мускулистые молодые люди и труженицы в теле, – рассказала краевед Ольга Рудева.
– Иллюминация появилась сравнительно недавно – с 1970-х годов. На ней можно увидеть чисто воронежские символы: экскаватор, ракеты, шестеренки – то, что характерно для воронежского человека труда. Украшать ими старались не только центр города, но и окраины. Такие символы оживляли торцы зданий. Срок годности временных конструкций небольшой. Ничего не поделаешь – рано или поздно это станет металлоломом. К временным сооружениям относятся и памятник «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» («Чупа-чупс») на Университетской площади, и памятник молекуле ДНК, хотя они удачно вписались в городской ландшафт. Особой ценности в них нет – не думаю, что их нужно специально брать под охрану, в отличие от советских барельефов и мозаик, изображающих людей труда, науки, сельского хозяйства, – отметил Павел Попов.
Ракета и подъемный кран
Особенно богат на иллюминацию район бывшего экскаваторного завода. Яркий пример – четырехэтажка по адресу: Московский проспект, 15. На углу дома висит иллюминация в виде ракеты – символ покорения космоса.
– Ракета – это напоминание и о том, что Воронеж производил двигатели для космических ракет, и об успехах страны: мы были первыми в космосе, – сказала Ольга Рудева.
На стене, выходящей на Московский проспект, – конструкция в виде подъемного крана (символ советской стройки), наверху – пятиконечная звезда, которая, вероятно, подсвечивалась красным.
Салют и колос
Пятиэтажку по адресу: Московский проспект, 20, украшают две иллюминации, которые закреплены по углам здания. Это конструкция в виде салюта, на лампочках которой даже сохранилась цветная краска – зеленая и красная, а также серп и молот – символ единства рабочих и крестьян, из которого прорастает колос – символ процветания.
Похожую иллюминацию можно увидеть на доме №153 по Ленинскому проспекту. Только колос и салют тут миниатюрнее.
Звезды
Пятиконечная звезда – символ Красной армии, который был на флаге и гербе СССР. Пять концов звезды – символ пяти континентов планеты и единства мирового пролетариата. Такую звезду-иллюминацию можно увидеть на крыше здания бывшего завода «Электроника» (Ленинский проспект, 119).
А эта звезда – популярное украшение, которое закреплялось на фонарных столбах вдоль дороги (Ленинский проспект, 132).
– Звезда всегда была символом СССР, поэтому она везде: на лепнине, на иллюминациях, – рассказала Ольга Рудева.
Микроскоп
Торец пятиэтажки №17/1 на улице Минской украшает «научная» иллюминация в виде микроскопа и модели атома, прославляющая советских ученых.
Пионерский значок
На остановке «Площадь Застава», на доме по адресу: улица Плехановская, 48, можно угадать очертания пятиконечной звезды в окружении пламени. Именно таким был пионерский значок старого образца, который носили советские школьники.
Символы революции
Гвоздики
Изображения в виде гвоздик в Советском Союзе были повсеместно: железные гвоздики вешали на фонарные столбы вдоль дорог, гвоздики вспыхивали красными лампочками на стенах зданий. Гвоздика – символ революции. Традиция украшать одежду красным цветком пришла в СССР еще со времен Великой французской революции 1793 года. Красные гвоздики были обязательным атрибутом Первомая.
В Воронеже придорожные гвоздики, прикрепленные к фонарным столбам, все еще сохранились на улицах проспект Труда и Костромская.
На уже упоминавшемся доме по адресу Московский проспект, 15, висит необычная иллюминация в виде фиолетовой гвоздики с серпом и молотом.
Еще одна иллюминация в виде цветка революции сохранилась на производственном корпусе Воронежского шинного завода, рядом с остановкой Лебедева.
Крейсер «Аврора»
Холостой выстрел крейсера «Аврора» стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца в Петрограде. Именно поэтому крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции 1917 года. Выложенное из цветного кирпича изображение крейсера «Аврора» украшает жилой дом №17 на улице Молодогвардейцев. Дом построили в 1967 году, в год 50-летия Октябрьской революции. Автор кирпичной мозаики – архитектор Николай Гуненков.
– Это был малосемейный дом с глухой торцевой стеной. На ней я предложил выложить из красного кирпича «Аврору» – это было дешево и доступно, в отличие от такого дорогого материала, как смальта, – отметил Николай Гуненков.
Символы мира
Кое-где на воронежских домах остались панно и конструкции в виде голубей, летящих к солнцу. Например, изображение девочки, отпускающей голубя в небо, висит на торце дома по адресу: Ленинский проспект, 127/1.
На доме №265 по улице 45-й Стрелковой Дивизии – выполненные в технике кирпичной мозаики голуби – символы мира.
– Если звезда появилась в послереволюционные годы, то голуби и дети, выпускающие голубей, – после Великой Отечественной войны, – сообщила Ольга Рудева.
Изображать голубя стали еще чаще после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве. Еще один символ мира – лозунг «Мир» и «Миру – мир», – в Советском Союзе распространился с 1951 года и также получил новую волну популярности после фестиваля молодежи и студентов.
Пацифистский лозунг, к примеру, можно увидеть на жилом доме №52/4 по улице Новосибирской.
А на крыше девятиэтажки по адресу: улица Волго-Донская, 16, – лозунг «Миру – мир» с голубем.
– Эти символы нужно сохранять. Лет через 100 такие артефакты будут редкостью. На охране они не стоят, и их сохранность зависит от воли собственников зданий, – подчеркнула Ольга Рудева.
Символ Гражданской войны
Торец МОК №2 на улице Шендрикова, 7, украшает чеканка воронежского скульптора Федора Сушкова «Конница», созданная в 1979 году. Работа изображает кавалерию советского военачальника Семена Буденного, получившего известность как командующий Первой конной армией Красной армии в годы Гражданской войны.
Бойцов кавалерии стали называть буденновцами. Кстати, Буденный освобождал Воронеж от войск Махно. Украсить стену торца композицией Федору Сушкову рекомендовал его друг, архитектор Николай Гуненков.
– Это была очередная годовщина советской власти, поэтому я посоветовал Кузьмичу изобразить что-то революционное. «Конницу» он сделал в технике выколотки. Сначала в бетоне делается барельеф, а потом по его форме из медного листа – выколотка, – сообщил Николай Гуненков.
Символы труда
На фасаде бывшего продуктового магазина по адресу: Баррикадная, 37а, можно увидеть нарисованное по сырой штукатурке изображение женщин, трудящихся в колхозе.
Некоторые декоративные панно и барельефы, прославляющие людей труда, сохранились на территории заводов. Например, монументальное панно на территории бывшего завода ВЭЛТ посвящено будням заводчан. Внизу изображены инженеры: мужчина держит чертеж и нажимает на кнопки ЭВМ, а женщина – перфоленту из счетно-вычислительной машины. Перед ней – условные изображения кинескопа и телевизора. Над ними парит космонавт – символ советской науки и инженерии.
Вывески, таблички, буквы
Реклама магазина «Сувениры»
В 1970-1980-е на проспекте Революции работал магазин «Сувениры». О нем напоминает декоративная конструкция – реклама магазина, которая висит над аркой напротив кинотеатра «Пролетарий». Раньше две других арки главной улицы города украшали еще два декоративных модуля, сделанных в том же стиле, что и «Сувениры». Один – в виде приемника «Альпинист», второй – декоративная конструкция «Звезды», которую из-за ветхости сняли в 2018 году.
Таблички
На здании общежития ВГУ №1 (Фридриха Энгельса, 10) все еще висит черная советская табличка.
Подобная сохранилась на корпусе заводской столовой «Воронежсинтезкаучука». Она гласит, что раньше на заводе был комбинат общественного питания.
А таблички, подобные той, что висит на доме №29 по улице Лизюкова, – отличительный знак «Дом образцового содержания и культуры» – в Советском Союзе вешали на фасады домов, в подъездах и дворах которых всегда было чисто и уютно.
Дом И.Т.Р.
Лепнина с надписью «Дом И.Т.Р.» сохранилась на доме по адресу: Богдана Хмельницкого, 31, который построили в 1935 году. «ИТР» расшифровывается как «инженерно-технические работники» – в СССР они были в привилегированном положении. В довоенное время для них строили улучшенное жилье – более просторные квартиры, улучшенная планировка.
– К ИТР относились главные технологи, главные конструкторы, главные инженеры предприятий. До и после войны их называли командирами производства – в то время все было военизировано. Наша семья после войны жила в трехкомнатной коммуналке – очень хорошей даже по нынешним меркам. В каждой комнате жила семья, а потом даже ванную комнату сделали жилой – поселили рабочую с кирпичного завода. Там помещалась кровать, этажерка и столик, – вспомнил краевед Олег Казаневский, сын инженера.
Он добавил, что семьям инженеров до войны выделяли отдельные квартиры, после же, когда проблема с жильем обострилась, стали давать комнаты в коммуналках, а из просторных квартир делали две.
– Инженеров в то время не хватало. Тем не менее при выделении жилья после войны смотрели не на профессию, а на состав семьи. Как правило, маленьким семьям выделяли комнаты в коммуналках. Кстати, отношение к жилью в советское время было совсем не таким, как сейчас, – никто не пытался урвать жилплощадь. Были случаи, когда в большой трехкомнатной квартире оставались муж и жена: дети выросли, старики умерли. И супруги просили переселить их в квартиру поменьше – людям было неудобно жить лучше других, – отметила Ольга Рудева.
Кстати, улица Чайковского до войны называлась улицей ИТР – ее пробили в 1935 году, здесь строили новые дома для инженеров.
Еще один дом, возведенный для ИТР, – образец конструктивизма – находится на Пушкинской, 22.
Официоз
На многих воронежских зданиях есть барельефы с официальной государственной символикой – гербы СССР, флаги, серпы и молоты, и портреты идеологов марксизма-ленинизма. Цветной герб СССР хорошо сохранился на фасаде Воронежского аграрного университета. Серп и молот изображены на фоне земного шара, который снизу освещает солнце – символ светлого будущего. В верхней части герба – пятиконечная красная звезда. Герб обрамляют колосья – знак процветания страны. Герб СССР – символ союза рабочих и крестьян, единения союзных республик, равноправия всех наций и интернациональной солидарности народов союза с трудящимися всей планеты.
На фасаде управы Советского района все еще висит герб РСФСР.
Советский барельеф с изображением классиков марксизма-ленинизма Ленина, Карла Маркса и Фридриха Энгельса можно увидеть на фасаде памятника культуры регионального значения – Дома книги (проспект Революции, 33). Несколько лет барельеф был закрыт баннером, но 11 декабря 2019 года его сняли по требованию прокуратуры, которая получила жалобу от общественника Константина Квасова.
Барельеф с изображением Карла Маркса хорошо сохранился на фронтоне ДК железнодорожников (в прошлом – ДК Карла Маркса).
– Рельефы на стенах были и в дореволюционное время. Дореволюционная архитектура нас больше обращала в прошлое: даже в эпоху модерна здания украшали скульптурами древнегреческих муз. А советская символика направляет человека в настоящее и будущее. Плохо, когда советские символы оцениваются с точки зрения политики и от советского наследия пытаются избавиться. Звезды, гербы, серпы, молоты и портреты идеологов марксизма-ленинизма по прошествии десятилетий уже не относятся к элементам пропаганды. Эти архитектурные украшения приобрели не только художественную, но и историческую ценность. И хотя формально они не на охране, есть широкое понятие «памятник». А к памятнику можно причислить все, что на нем изображено, – уверен Павел Попов.