В середине января в России вступил в силу Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов». По новым правилам человеку, сдавшему кровь, вместо денежной компенсации на питание будут выдавать сухой паек, состоящий из шоколада, сгущенки, мясных консервов и сока. Корреспонденты РИА "Воронеж" решили узнать, что заставляет людей становиться донорами, и будут ли они и дальше сдавать кровь за продукты.
Худых не берут в доноры
За всю жизнь кровь мне еще не приходилось сдавать ни разу. Поэтому перед тем как отправиться на областную станцию переливания, я позвонила туда, чтобы узнать, нужно ли как-то к этому готовиться.
- Возьмите с собой паспорт, хорошее здоровье и приходите,- весело ответили мне по телефону.
Покопавшись в интернете, нахожу рекомендации для доноров. Теперь я не ем жирную, жареную и копченую пищу, а также шоколад и яйца, не злоупотребляю алкоголем, не принимаю лекарства, содержащие аспирин и анальгетики. А утром - плотно завтракаю. Легче всего, оказалось, не курить за час до сдачи, просто потому, что я никогда в жизни и не дымила.
В гардеробе на станции переливания крови мне выдают желтые резиновые шлепки с номером «8». Как оказалось, тапочки здесь выполняют еще и функцию гардеробного номерка. Заполняю в регистратуре документы, в которых нужно указать все раннее перенесенные операции и заболевания. А далее - медосмотр. Терапевт измеряет давление, рост и вес. Оказывается, если человек весит меньше 50 килограммов, кровь у него брать нельзя.
Бывает, приходят девушки, мы их взвешиваем, а они до 48 килограмм еле дотягивают. Приходится отправлять этих худышек домой. Но, кстати, самые настойчивые возвращаются. Одна девочка рассказывала, что специально вечером ела конфеты, чтобы набрать недостающие полтора килограмма.
7 минут и готово!
В помещении, где сдают кровь с десяток кушеток и мягких кресел. Практически все заняты. Мне выделяют место между молодым человеком Романом и девушкой Мариной.
- У нас самые блатные места, напротив телевизора, - смеется парень. - Я «плазму» сегодня сдаю, сказали, процедура час займет. А по телеку как раз передача интересная началась, есть чем время убить.
Сама процедура практически безболезненная.
- Вены у вас хорошие, поэтому 450 миллилитров мы у вас быстро возьмем, - «радует» меня медсестра. И колет.
В первую минуту, кажется, что рука, из которой торчит игла, стала деревянной. Но медсестра говорит, что это нормальное явление, ведь рука сильно перетянута резиновым жгутом. А еще через мгновение становится холодно. Оказывается, и это нормально при сдаче крови. Последние три минуты были для меня самыми спокойными. Озноб прошел, рука перестала быть деревянной, и я впервые за все время посмотрела в сторону прозрачной трубочки, по которой капля за каплей текла моя «кровушка». Интересно, кому она достанется? Было бы интересно познакомиться со своим «кровным» братом или сестрой.
Через 8 минут я была уже свободна. Мне перевязали место укола бинтом и отправили в кассу получить заработанные в прямом смысле слова кровью 160 рублей.
- Я слышала, что сейчас вместо денег продукты донорам выдают? - спрашиваю у сотрудников станции.
- Еще некоторое время мы будем, как и раньше, выдавать деньги, сухие пайки можно получать через месяц, - поясняют мне врачи.
Так вон оно что! Может поэтому в коридорах станции очередь: люди пользуются последней возможностью получить рубли за свои «кровные»?
Деньги «на крови»
Стоя в очереди в кассу, спрашиваю у других доноров, будут ли они сдавать кровь после того, как деньги поменяют на продукты.
- Я сдаю кровь уже 30 лет. Хожу добровольно, потому что приятно помогать людям. Деньги для меня не важны, если вместо 150 рублей дадут шоколадку, то я с удовольствием ее возьму,- уверяет меня седовласая женщина, представившаяся Ириной Николаевной.
- А я не хочу за свою кровь получать еду! Я вот сегодня пришла на плазму сдавать, мне за нее 230 рублей должны заплатить. Этих денег мне как раз впритык хватит до понедельника, а там стипендия должна прийти, - вмешивается в разговор девушка по имени Люба. - Вот моему знакомому – все равно. Он приходит сюда только для того, чтобы получить официальный отгул.
И такие ответы, как оказалось, типичны. Новый закон еще до вступления в силу наделал много шума, так, что даже среди врачей началась легкая паника. Одни боятся, что количество желающих сдавать кровь резко уменьшится. Другие уверены, что закон ничего существенно не изменит и ничего страшного не произойдет. Главный врач воронежской областной станции переливания крови Алексей Бахметьев как раз из числа оптимистов.
Для нас очень важно, чтобы донор берег свое здоровье. Кода мы выдаем ему компенсацию на обед, то рассчитываем, что человек пойдет и купит себе сок или фрукты. На деле же многие доноры тратят деньги не во благо своего организма. А когда компенсация будет выдаваться исключительно продуктами, человек в любом случае что-то съест из сухпайка, и тем самым сделает своему организму приятное.
Еще один плюс в переходе с денег на продукты, считает Алексей Бахметьев в том, что отсеются доноры, которые сдавали кровь исключительно в корыстных целях. Это те товарищи, которые ради заветного рубля могут обмануть и скрыть, например, что у них раньше находили какую-нибудь инфекцию.
Добровольный донор никогда ничего скрывать не будет, поэтому благодаря новому закону повышается вирусная безопасность. Дефицита донорской крови на воронежской земле мы не прогнозируем, возможно, будет какой-то отток, но это станет временным явлением. Крови нам хватает, запасы - хорошие. И потом, закон не категоричен, есть моменты, когда компенсацию на питание мы все-таки будем выдавать деньгами. Например, при выездной работе: в районы, на предприятия, в учебные заведения. Ведь не повезешь же за собой «полевую кухню»? Также это правило распространяется на форс-мажорные обстоятельства и на ночное время суток.
- А вы не боитесь, что люди в погоне за рублем перестанут сдавать кровь в стационарах и будут стремиться в передвижные пункты? – любопытствую я.
- Это как раз тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Есть определенный объем крови, который мы должны заготовить и неважно, сдадут ли ее доноры в стационаре или в передвижной лаборатории. Качество ее от этого не поменяется.
Во имя добра
Со станции переливания крови я вышла со слегка кружащейся головой и ватными ногами. Врачи предупредили, что это обычное дело, ведь организм, отдал почти пол-литра крови. И это – не шуточки. Все люди после сдачи чувствуют себя по-разному. У кого-то просыпается зверский аппетит, других тянет поспать, а некоторые вообще никаких изменений не чувствуют.
Держа в руках честно заработанные 160 рублей. В затуманенном сознании рождаются вопросы: как поведут себя воронежцы после того как денежные компенсации заменят на продуктовые наборы? Зависимы ли наши доноры от рубля? Или все-таки гуманность - основной критерий, который заставляет их снова и снова приходить и отдавать свою кровь незнакомым людям? Ответы на эти вопросы узнаем уже в ближайшее время. « Коммунар» будет следить за развитием событий.
- Думаю, закон привнесет изменения. Молодые доноры, которым не нужны сгущенка и консервы, перестанут сдавать кровь, а вот люди среднего и пожилого возраста, наоборот, примкнут к донорскому движению. Ведь денежная компенсация составляла 160 рублей, а продуктовые наборы, насколько мне известно, будут по стоимости в районе 300 рублей, - считает Александра Матвеева, вице-президент ассоциации медработников центра Черноземья.
Я стала донором в 60 лет, узнав, что онкобольному мальчику срочно нужна была такая же как у меня редкая кровь. С тех пор сдаю регулярно. Мне все равно, какая будет компенсация: деньги или продукты. Наверное, тем мужичкам, которые сдают кровь ради очередной бутылки, сухпайки не понравятся. Но я думаю, мы не особо потеряем, если они перестанут быть донорами.
- У нас в стране донорам платят по 12 долларов за кровь. Это 75 юаней. На эти деньги можно хорошо покушать в ресторане или несколько раз пообедать в кафе. Лично я никогда не сдавала кровь, но некоторые мои знакомые постоянно это делают, для них это дополнительные деньги, рассказывает Хуан Ван Цзецин, воронежская бизнес-вумен с китайским гражданством.
В прошлом году в Воронежской области было заготовлено 22 тонны крови. Врачи зафиксировали 45 тысяч «кровосдач». Стать донором может любой здоровый гражданин РФ, если он старше 18 лет, не имеет противопоказаний к донорству, а его вес больше 50 кг. Сдача крови безопасна: все донорские пункты в России обеспечены одноразовым стерильным оборудованием. Шприцы и иглы одноразового пользования вскрывают только в присутствии больного, а после использования они уничтожаются.
Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter