Воронежский художник Сергей Баловин, известный тем, что отказался от использования денег, рассказал воронежцам о результатах своего нового проекта «Искусство по вызову». В этом проекте любой желающий мог заказать художнику произведение и самому определить его содержание, жанр и технику. Таким образом Сергей Баловин исследовал, что такое искусство в понимании зрителя. Выводами, сделанными в ходе исследования, художник поделился на творческой встрече в книжном клубе «Петровский» в субботу, 23 мая.
– Натуральным обменом начал я начал заниматься в 2011 году, практикую его уже четыре года и не планирую сворачиваться. Но в тоже время я периодически задумывался о том, что меня учили рисовать не только портреты, и я придумал новый проект, «Искусство по вызову». С одной стороны, это проект-шутка, а с другой стороны – он достаточно тяжеловесный по своему смыслу. В этом проекте я выступаю в роли марионетки в руках заказчиков, которые требуют от меня искусства и через меня могут реализовать свои представления об искусстве. Цену этого искусства они тоже определяют сами, я назначил только минимальную плату, которая покрывает стоимость материалов и расходы по доставке произведения заказчику, – рассказал Сергей Баловин.
Проект «Искусство по вызову» не такой простой, как «Натуральный обмен», в котором заказчик может предложить художнику любую вещь в обмен на свой портрет тушью. Здесь можно было выбрать любую тему и жанр, но за это нужно было оплатить заказ на краудфандинговой платформе и заполнить специальную форму, сформулировать по пунктам, какой должна быть работа, и что есть искусство. По словам художника, он не ожидал большого количества участников в этом эксперименте, однако в итоге заказчиков оказалось гораздо больше запланированного: Сергею оставили около сотни заявок, которые художник выполнял 2,5 месяца во время путешествия по 11 странам Европы, и которые он продолжает публиковать до сих пор.
– Кому-то нужны были цветы, кому-то сюжетные работы. Я рассчитывал, что люди будут связывать свои заказы с теми местами, где я нахожусь, и что им будет интересен некий интерактив со страной пребывания. Такие заявки тоже были – у меня простили нарисовать Португалию, мост в Будапеште. Была заявка с просьбой нарисовать город, где буду находиться 3 апреля. Но большинство людей, как ни странно, просили свои портреты. Этот эксперимент убедил меня в том, что человеку нужен человек, причем прежде всего – он сам. Половина моих заказов – это были портреты, а половина этих портретов – это портреты заказчиков.Сергей Баловин
художник
По статистике Сергея, значительная часть заказов были по меньшей мере неординарными.
– Был, например, заказ, в котором меня попросили объединить три составляющих: ультрамарин, чебурашку и тему шиться. Одна женщина попросила нарисовать своих питомцев, кошек и собак, некоторые из которых уже умерли, но на рисунке они оказались вместе. В одном заказе меня попросили нарисовать Билли Новика, основателя группы Billy’sBand, причем нарисовать его так, чтобы он держал в вытянутых руках собачку. Два или три заказа были связаны почему-то с Достоевским. В общем, получалось так, что то, что было у человека в голове, он смог воплотить, используя меня.
Проект, считает художник, дал людям свободу самовыражения посредством художника – и в этом смысле он, как и другие проекты Сергея, так или иначе исследует грани свободы.
– Есть стереотип что художники – это безумные люди с какими-то отклонениями, это даже модно – со времен ван Гога безумие стали тиражировать и продавать. Поэтому большинство художников рады прикидываться безумными. Но среди обычных людей тоже много странного. Каждый третий заказ включал, мягко говоря, необычные пожелания, которые, может быть, человека беспокоят и он хочет их таким образом реализовать. Я не психолог, но мне было очень интересно с этим работать, — рассказал художник.
Проект уже завершен, хотя Сергей продолжает публиковать выполненные заявки в своем блоге, и, скорее всего, больше эксперимент не повторится.
– Это было непросто. Я не жалуюсь, я сам это придумал и выбрал, но вряд ли я к этому проекту вернусь. Натуральный обмен я буду продолжать, он проще в том плане, что я делаю портрет за несколько минут, и он меня ни к чему не обязывает: я не беру предоплаты, человек может забрать свой портрет, а может оставить, может подарить что-то взамен, а может ничего не дарить. Я здесь, получив 5 евро на марки, я уже чувствовал себя обязанным, при этом некоторые заказы были такими, что я не горел желанием их выполнять. Это вытягивает много сил. Видимо, люди закладывают в свои пожелания какую-то свою боль и свои страхи. Как эксперимент это очень интересно, но психологически очень сложно.